Все знают, что духи «Шанель №5» получили название в честь Коко Шанель. Не так распространена информация о том, что своему успеху парфум обязан еврейскому предпринимателю Пьеру Вертхаймеру, у которого Коко пыталась «отжать» бизнес с помощью нацистов.
Фрехман Пьер Вертхаймер родился в еврейской семье в конце 19 века в Эльзасе. В 1870 году Вертхаймеры перебрались из Эльзаса в Париж.
Пьер Вертхаймер
В столице Франции старший Вертхаймер приобрел долю в театральной гримерной компании Bourjois. Bourjois, новатор в подобного рода продуктах для сцены, разработал первую сухую румяну, улучшенную по сравнению с обычно используемой смазкой для лица. К 1920 году Bourjois была крупнейшей и самой успешной косметической и парфюмерной компанией во Франции.
Поддерживая Bourjois в качестве семейного бизнеса, Пьер Вертхаймер и его брат Поль приняли руководство компанией в 1917 году.
Логотип компании «Bourjois»
В это же время, в том же прекрасном городе Париже росла и развивалась звезда французской моды - Габриэль “Коко” Шанель.
Коко Шанель
В 1919 году модный бизнес Шанель стал настолько прибыльным, что она смогла выкупить целое здание по адресу 31 rue Camdon. После того, как ремонт здания был завершен, она открыла двери нового магазина, который установил стандарт для будущих модных бутиков, где можно было продавать не только платья, но и разнообразные аксессуары.
31 Rue Cambon
Коко Шанель постоянно искала способы расширить свой бизнес. В 1922 году ее познакомили с Пьером Вертхаймером.
Шанель работала с Эрнестом Бо, русско-французским парфюмером, над созданием химической формулы для особого аромата. В то время женщины высшего класса пользовались традиционными духами, сделанными из единственного цветка, в то время как женщины низшего класса пользовались более чувственными духами, сделанными из мускуса животных. Chanel № 5, который продавался исключительно в магазинах Chanel, представлял собой комбинацию двух разных ароматов, идеально сочетающихся с новыми современными женщинами 1920-х годов.
Chanel №5
Шанель считала, что настало время начать продажу своего аромата Шанель № 5 для более широкой клиентской базы. С момента своего появления он был доступен только как эксклюзивное предложение для элитной клиентуры в ее бутике. Зная об опыте Вертхаймера в области коммерции, Шанель решила, что с ними будет выгоден бизнес-союз. Братья Вертхаймеры, Пьер и Поль, согласились предоставить свои ресурсы для производства, маркетинга и распространения Chanel № 5, при этом они получили семидесятипроцентную долю в компании.
Партнер Коко Теофиль Бадер получил двадцатипроцентную долю. Коко Шанель получила всего десять процентов, и полностью отстранилась от участия во всех деловых операциях. В конечном счете, недовольная соглашением, Шанель более двадцати лет добивалась того, чтобы получить полный контроль над «Parfums Chanel». В 1935 году Шанель подала иск против Вертхеймеров, который оказался безуспешным.
Вторая мировая война привела к захвату нацистами всех имущественных и коммерческих предприятий, которые принадлежали евреям. Это был шанс для Шанель получить полное денежное состояние, созданное «Parfums Chanel» с его наиболее прибыльным продуктом, Шанель № 5. Поскольку Вертхаймеры были евреями, в мае 1941 года Шанель использовала свое положение «арийки», чтобы обратиться к немецким чиновникам с ходатайством о легализации ее права на единоличное владение.
Правда, Коко Шанель не знала, что Вертхеймеры, ожидая предстоящих нацистских действий против евреев, предприняли шаги для защиты своих интересов. Прежде чем покинуть Францию и перебраться в Нью-Йорк в 1940 году, они юридически передали контроль над «Parfums Chanel» христианину, французскому бизнесмену и промышленнику Феликсу Амиоту. Амион был честным бизнесменом, и после войны вернул «Parfums Chanel» Вертхеймерам.
Феликс Амиот
Что же касается личной жизни Пьера Вертхаймера, то в 1910 году он женился на Жермен Ревель. Она была дочерью биржевого маклера и члена семьи инвестиционных банкиров Lazard. Также Пьер увлекался скачками и обожал скаковых лошадей. Среди известных лошадей, которыми когда-то владел Пьер Вертхаймер, был конь Эпинард, которого французы назвали гоночной легендой.
Сейчас самый большой пакет акций модного дома Сhanel находится у братьев Вертхаймер - Алена и Жерара. Они являются внуками Пьера Вертхаймера, и их общее состояние оценивается в $25 млн.
Ален и Жерар Вертхаймеры