Век назад мальчишки на днепровских пристанях забавлялись тем, что угадывали названия пароходов по их гудкам. Наиболее «продвинутые» безошибочно определяли бас больших кораблей — «Княгиня Ольга Святая», «Императрица Мария Федоровна», «Ратмир», «Пушкин». Куда слабее звучали буксиры, маленькие пароходики, носящие имена белорусских городов, — «Орша», «Пинск», «Жлобин». И уж совсем стыдно было не знать сигнал речного великана — 70-метрового, освещенного электричеством судна «Император Николай II». Но не знали мальчишки, что к организации всего этого великолепия, а также постройке самых лучших суден приложил руку основатель Днепровского пароходства и Киевской городской железной дороги, меценат и общественный деятель Давид Симхович Марголин.
Но прежде, чем занять все эти должности, молодому человеку из традиционной еврейской семьи пришлось самостоятельно пройти все ступени карьерной лестницы – от начала и до конца.
Традиции в крови
О точной дате и месте появления на свет Давида Марголина достоверных сведений нет — в разных источниках сообщается, что он родился 18 мая то ли 1847-го, то ли 1848-го года, то ли в Пинске, то ли в Бобруйске. Состоятельные родители хотели видеть сына продолжателем семейного бизнеса или знатоком Торы и Талмуда, раввином, ведь они выросли в семьях, где соблюдали традиции иудаизма, проявляли интерес к древнееврейским источникам, а глубокое знание Торы считались обязательными для всех мужчин.
Закончив хедер, молодой человек поступил в ешиву, где изучал ТАНАХ и Талмуд. Уже тогда учителя заметили в Давиде незаурядные способности и любознательность. Чтение стало для него любимым занятием — он был завсегдатаем книжных магазинов и лавок. С присущей ему энергией и настойчивостью Давид помогал отцу в торговых операциях, исполняя обязанности кассира, бухгалтера, приказчика, не забывая при этом о совершенствовании своих знаний.
Шаг за шагом вверх
В пору его юности начинается промышленная революция. В 1868 году Давид переехал в Киев и начал трудовую деятельность, проходя все ступени карьерной лестницы. Сначала он заворачивал рыбу, выкладывал овощи и фрукты на Еврейском базаре (официально сейчас – Галиций базар), потом был рассыльным в финансовой конторе отделения Киевского коммерческого банка, далее — приказчиком в крупной торговой фирме на Подоле, затем — управляющим. И всюду хозяева убеждались в его расторопности и вдумчивости. Он подавал большие надежды в коммерции.
Давид Марголин
В 1875 году Марголин поступил на работу управляющим кирпичным заводом Якова Бернера. На этом предприятии использовалась устаревшая технология — кирпичи производили вручную. Давид внес изменения в порядок управления предприятием, организацию работ, систему отправки готовой продукции потребителям, чем принес немалую прибыль предприятию.
Семейное плаванье
Однажды в киевской синагоге Марголин познакомился с дочерью раввина, Розалией, и влюбился. «Розалия очень скромная девушка с пышными темными волосами, которая поразила меня живостью и блеском своих карих глаз, и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляет собой тот тип библейской красоты, который всегда меня привлекал. Я очень рад, что Роза согласилась стать моей женой…», — писал Марголин о своей невесте.
Свадьбу молодожены отметили в узком кругу, вскоре у них родился сын Арнольд. Роза стала для Давида не просто женой, а еще и верным советчиком в бизнесе.
Давид Марголин соединил капитал обеих семей и создал свое кредитно-финансовое предприятие «Д. Марголин и Ко». Оно стало приносить хорошую прибыль, и это открыло для Марголина новые возможности: он стал скупал и строить пароходы, а также основал два общества пароходства. Его суда осуществляли перевозки по Десне, Припяти, Неману, Днепру и Сожу. В 32 года Марголин владел уже 78 пароходами.
Бывший дом управления Второго пароходного общества по Днепру и его притокам (ныне Сагайдачного, 12)
Проложить пути в будущее
В декабре 1890 года, будучи гласным (депутатом) Городской думы, Давид Семенович вносит предложение о создании Общества киевской городской железной дороги (ОКГЖД), которое сам и возглавил, став главным трамвайщиком города.
В этой должности он добился больших успехов. В течение полутора лет (без современных средств механизации), при помощи кирки и лопаты было построено 11 километров трамвайных путей, по которым в обоих направлениях курсировало восемь спаренных трамвайных вагонов. Персонально для руководителя ОКГЖД был спроектирован и введен в эксплуатацию электрический салон-вагон, который производил на горожан огромное впечатление. Об этом событии газета «Киевлянин» от 3 мая 1892 года писала: «Ура! В славном городе Киеве появился второй в Европе трамвай. День 2 мая 1892 года стал для всех киевлян историческим. Это было так красиво, что казалось нереальным…»
Памятник первому киевскому трамваю рядом с Почтовой площадью. И хотя имя Марголина в сопроводительной табличке не упоминается, знающие историю помнят, кто именно их запустил
Пять тысяч приглашенных представителей разных политических, коммерческих, религиозных кругов, деятели искусства и культуры наблюдали за происходящим как зачарованные. Трамвай стал больше чем новое транспортное средство — ему предстояло стать символом победы нового над старым.
Тяга к техническим новинкам подталкивала бизнесмена к принятию смелых, нестандартных решений. С его благословения в Киеве появлялись не только новые модели трамвая, но и фуникулер, артезианское водоснабжение.
Еврейский меценат
Успехи в делах, тем не менее, не заставили Давида Симховича забыть о своих корнях. Он стал инициатором создания профессиональной еврейской ремесленной школы (ОРТ) на 150 учащихся, построил здание «Талмуд-Торы» на 420 человек, объединил в одну систему курсы коммерческого образования, школы, училища, потратил не одну тысячу рублей на гуманитарные проекты. Он спонсировал Киевский коммерческий институт большой суммой и добился открытия двух отделений — экономического и коммерческо-технического. За свои хлопоты Марголин стал почетным членом попечительского совета института.
К числу привязанностей и увлечений Марголина можно отнести и непреходящую любовь к театру, которую он пронес через всю жизнь. Он был театралом, жертвовавшим большие деньги на новые постановки в драматическом театре с приглашением столичных и иностранных знаменитостей. Его связывали теплые отношения с писателем Александром Куприным, с которым он познакомился в 1892 году после ухода молодого поручика царской армии в отставку.
За Землю Израильскую
К началу ХХ столетия заслуги Д.С.Марголина были отмечены орденами Святого Станислава 2-й степени (девиз — «Награждая, поощряет»), Святой Анны 1-й степени (девиз — «Любящим правду, благочестие и верность»), рядом иностранных орденов и знаков. Его грудь украшала золотая медаль на Андреевской ленте победителя Нижегородской ярмарки.
Говоря о политических пристрастиях Давида Симховича, необходимо отметить, что в 90-годы ХIХ века в элитных кругах киевского еврейства все более крепла убежденность, что еврейский вопрос — проблема национальная, и разрешить ее возможно только политическим путем, т.е. признанием еврейства как нации. Эта позиция отличала его от многих коллег по купеческой среде и товарищей по работе, которые полагали, что права евреев можно реализовать путем образования национально-культурной автономии в пределах черты оседлости под руководством еврейской социал-демократической партии. Их оппоненты, в числе которых был и Марголин, выдвинули концепцию самостоятельного государства на специально выделенной для этой цели территории, где бы евреи составляли большинство населения. Чаще всего называлась родина еврейского народа — Эрец-Исраэль. Не исключались и другие места, в том числе на территории Российской империи. Давид Симхович не отказывал в материальной поддержке сионистам.
Поделиться с людьми
Если бы во времена Марголина существовал термин «политкорректность», пресса наверняка превозносила бы его имя как образцово политкорректного деятеля. Единоверцы уважали предпринимателя за то, что он возвел за свой счет на Подоле «Талмуд-тору». С почтением относилось к нему и православное духовенство: ведь он не поскупился на строительство православного храма в Киеве, на Трухановом острове.
Судоходный Днепр времен Марголина
В те времена Труханов остров был рабочим поселком, где жили в основном рабочие мастерских Общества пароходства. Марголин решил улучшить жизнь своим подчиненным, и занялся социальными проектами. В 1908 году он за собственный счет выстроил и полностью обустроил на острове кирпичную школу на 150 детей и передал ее под патронаж Киевского благотворительного общества. Для верующего люда был возведен православный храм, который исправно посещался островитянами. Однако ему суждено было простоять лишь четверть века: когда по всему Киеву сносились храмы, не пощадили и церковь на острове. А в 1943 году фашисты сожгли рабочий поселок.
Память в деяниях
После Октябрьского переворота в России депутаты-большевики тогдашней украинской столицы Харькова создали свое правительство, которое первым своим указом отменило право частной собственности на землю, фабрики, заводы… В результате Давид Марголин лишился всего своего состояния.
После революции ему пришлось покинуть родной Киев и эмигрировать в Германию. Скончался он 5 февраля 1925 года в Берлине от сердечного приступа.
Ни одна киевская газета не сообщила о смерти Давида Марголина. Могила его тоже не сохранилась. Его имя не упоминается ни в одном академическом издании, ни в одной из краеведческих книг или брошюр Киева, Пинска или Бобруйска. Но память о выдающемся общественном деятеле, промышленнике и меценате сохранили его деяния…