Эти три брата, родившиеся в черте оседлости у простого еврейского купца, занимающегося винными откупами, произвели настоящую бизнес-революцию в Российской империи. Территориям, на которых находятся сегодня Украина, Россия и Беларусь, они оставили в наследство крупнейшие промышленные предприятия, тысячи километров железных дорог и развитую банковскую систему. Кроме того, старший из братьев, Яков, сделал весомый вклад в возвращение соотечественников на Землю обетованную в составе Еврейского колонизационного общества. Но самое удивительное – уроженцы глубокой провинции умудрились расширить свое влияние на край, о котором составлено множество детских сказок – на Персию. Впрочем, действительность в стране Али-Бабы оказалась далека от описываемой в книжках для малышей, а неплохо начинавшиеся проекты обернулись фиаско. Но сам масштаб братского замысла заслуживает того, чтобы о нем рассказать.
Низкий старт, но высокий полет
Яркая, насыщенная необыкновенными событиями история жизни братьев Поляковых полна парадоксов. Появившиеся на свет в провинциальной еврейской семье Яков, Самуил и Лазарь достигли поразительных успехов благодаря неукротимой энергии и выдающимся способностям.
У их отца, купца Соломона Полякова, выходца из семьи раввинов-хасидов, сделавшего небольшой капитал на винных откупах и казенных подрядах, был веский повод гордиться каждым из своих сыновей.
Семья жила в местечке Дубровно Могилевской губернии, ныне входящей в состав Беларуси. Воспитание и образование сыновья получили традиционное, как это было принято в провинциальных семьях небогатых евреев. Сочетание предприимчивости и изобретательности с некоторой долей авантюризма позволило им стать крупнейшими предпринимателями и коммерсантами. Они прославились многоплановой и очень успешной деятельностью на благо отечества, создали банковскую империю Поляковых, ворочали миллионными капиталами.

Первым совместным масштабным предприятием Поляковых стало строительство железных дорог. Накопив некоторый начальный капитал, они объединенными усилиями учредили ряд железнодорожных обществ. В конце 60-х годов XIX в. развернули строительство железнодорожных путей в южных губерниях России. Были проложены тысячи километров железных дорог, которые функционируют и поныне.
Несколько позднее они занялись коммерческой деятельностью, учредили ряд крупнейших банков. Разбогатев, жертвовали колоссальные суммы на создание и содержание просветительских, культурных и медицинских заведений. Впоследствии, за большие заслуги в крупномасштабной коммерческой деятельности, строительстве и промышленности, все братья получили высокие чины и были пожалованы дворянским званием. Незадолго до революции, вследствие кризисного положения России, банковская империя Поляковых разорилась, и братья обанкротились.
Брат брата стоит
Старший из Поляковых, Яков, финансист и основатель «Торгового дома Я.С. Поляков», осел в портовом Таганроге. Он стоял у истоков Азовско-Донского коммерческого, Донского земельного и Санкт-Петербургско-Азовского коммерческого банков, основал Общество Азовского пароходства, был вице-председателем The Jewish Colonization Association (Еврейского колонизационного общества) и генеральным консулом Персии в Таганроге. Вместе с братом Лазарем он стал одним из крупнейших иностранных инвесторов в эту азиатскую страну.

Средний сын Соломона Полякова Самуил – один из «отцов» российских железных дорог. Из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге он много лет в статусе «российского Вандербильта» управлял крупнейшей в стране железнодорожной империей. При участии Самуила Полякова построено около четырех тысяч километров железнодорожных путей — каждая седьмая верста. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов он по заказу Военного ведомства провел железные дороги к границам империи (Бендеро-Галацкую и Фратешты-Зимницкую) и за их «небывалую быстроту и прочность» получил в 1878 году награду на Всемирной выставке в Париже. Бизнесмен был учредителем 9 частных железнодорожных обществ, фактическим владельцем Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, акционером нескольких банков.

Самый младший из братьев, Лазарь – наиболее богатый и выдающийся в семье. В 1873 году он открыл в Москве «Банкирский дом Л.С. Полякова», который стал головной структурой крупнейшей на рубеже XIX-XX веков финансово-промышленной группы в Российской империи. На пике своей деятельности Лазарь Поляков контролировал 6 коммерческих, 3 земельных и 25 транспортных, промышленных и торговых предприятий. Лазарю Полякову принадлежало несколько концессий в Персии, он владел семью домами в Москве, одним в Санкт-Петербурге, в его распоряжении было восемь имений. Бизнесмен в течение 35 лет состоял председателем Московской еврейской общины, а также являлся генеральным консулом Персии в Петербурге и Москве, а также консулом Османской империи в Москве.

Колонизация Земли обетованной, и не только
Вырвавшись из черты еврейской оседлости и добившись высот в деловом мире не только царской империи, но и Европы и Азии, братья Поляковы не забывают о благотворительности. Они вложили деньги в более чем десяток коммерческих и социальных проектов.
Старший из братьев Поляковых – известный деятель Еврейского колонизационного общества (ЕКО), созданного в 1891 году в Лондоне богатыми еврейскими бизнесменами во главе с Морисом де Гиршем. В Петербурге с момента допуска общества в Российскую империю (с 1892 года) действовал центральный комитет ЕКО. Яков Поляков был заместителем его руководителя, происходящего из семьи витебских раввинов, барона Горация Гинцбурга.

В рамках ЕКО его учредители ставили задачу «помогать эмиграции евреев из любых частей Европы и Азии, и в первую очередь из стран, где они подвергаются специальному налогообложению, политическим или другим ограничениям, в другие страны света, основывать колонии в различных частях Северной и Южной Америки для сельскохозяйственных, торговых и других целей». Через некоторое время приоритетами стали Египет, а потом Палестина.
Также ЕКО расширил свою деятельность за счет «поощрения различными путями земледельческого и ремесленного труда еврейского населения» в местах его компактного проживания – в Российской империи, Австрийской Галиции и Румынии. Для этого при участии общества создавались и финансово поддерживались технические и сельскохозяйственные школы. Инструкторы на окладе общества обучали поселенцев земледельческих колоний, организовывали ссудо-сберегательные кассы для помощи еврейскому населению. В том числе в орбите ЕКО находились губернии в черте оседлости, в которых проживало несколько сотен тысяч еврейских подданных Российской империи.

«Железнодорожный король» Самуил Поляков финансировал создание в Северо-Западном крае женских гимназий, на его средства в гимназиях Виленского учебного округа (он объединял все белорусские и литовские губернии) было организовано преподавание «Закона Божия Моисеевой веры». Самуил Поляков ушел из жизни рано – в 1888 году. На его похоронах, по свидетельствам современников, присутствовало не многим меньше народа, чем на погребении погибшего в 1881 году от бомб «землевольцев» императора Александра II.