Бизнес в еврейской традиции, как одна из сфер человеческой жизни, регулируется законами галахи (свод еврейских законов – прим. ред.) Мудрецы и знатоки Торы постоянно старались привести коммерческую деятельность в соответствие с галахическими требованиями так, чтобы все группы евреев имели равные права, а социально незащищенное население не было ущемлено, при этом соблюдались интересы продавца и покупателя, владельца и арендатора, кредитора и должника. Бизнес-галаха основывается на законах Торы, постановлениях раввинов, правилах определенных общин, в некоторой степени - местном светском законодательстве, а также негласных традициях делового этикета.
Хотя галаха не содержит правил поведения целых компаний на рынке, так как концепция «юридического лица» не принимается большинством знатоков Торы, еврейский закон все же рассматривает и этот вопрос. Исходя из того, что все компании действуют в интересах определенных физических лиц, галаха в сфере бизнеса регламентирует поведение отдельно взятой личности или общины. Регулирование компании изнутри законами галахи происходит путем ограничения поведения физлиц, а извне – при помощи общественных институтов.
Все правила в еврейском законодательстве, регулирующие поведение индивида, можно условно поделить на три группы:
1. такие, которые имеют отношение к собственному поведению человека;
2. такие, которые касаются поведения человека как реакции на противоправные действия со стороны других;
3. такие, которые требуют предоставления безоговорочной помощи другим людям.
Прежде всего, необходимо понимать, что еврейский закон, прежде всего, опирается на те заповеди, которые Моше получил от Всевышнего на горе Синай. Часть из них письменно отображена в Пятикнижии, а часть вошла в Устную Тору, содержание которой передается из поколения в поколение. Причем законы эти выводятся из талмудической интерпретации Пятикнижия, а не из ее буквального смысла.
Следует также отметить, что еврейский закон, накладывая определенные обязательства на человека, определяет также и границу этих обязанностей, которая позволяет ему исполнить тот или иной закон. Речь идет и о затрачиваемой сумме денег, и о границах физического риска, существующем при выполнении тех или иных обязательств.
Рассмотрим подробнее правила относительно личного поведения человека.
Согласно Торе, человек должен равняться на Всевышнего, то есть «быть святым» и делать добрые дела. Помимо естественных для человека запретов воровать, жульничать и обманывать, в еврейском законе есть все необходимые предписания подходящего морального поведения. Для примера коснемся проблемы коммерческого маркетинга. Еврейский закон возбраняет рекламу товаров, содержащую неправдивую информацию, а также настаивает на том, чтобы продавец ставил в известность покупателя о наличии у продукта дефектов.
По еврейскому закону покупателю разрешается отменить заключенную сделку, если он обнаружил дефекты, которые ранее были незаметны. Причем эту сделку можно отменить, даже если сам продавец не знал о наличии таких дефектов, или если покупатель подписал документ, предполагающий отказ от претензий в случае обнаружения изначально не выявленного брака.
Кроме обмана, реклама не должна содержать негативную информацию относительно товара конкурента – это считается аморальным по еврейскому закону. Тем более запрещены любые методы недобросовестной конкуренции: вмешиваться в отношения конкурента с его клиентами или выводить товар на и без того тесный рынок, а также переманивать ценных кадров или ключевых поставщиков. Нельзя осуществлять ни одного вмешательства, если его целью является получение экономической выгоды. Так, если конкурирующая компания подписала договор с продавцом, то третья сторона не должна делать более выгодное предложение.
Эти и многие другие действия участников рынка четко регулируются еврейским законом. В частности, кредитору не позволяются различного рода преследования должника, а работодатель обязан своевременно выплачивать заработную плату сотрудниками и в целом относиться к ним уважительно. Сотрудник также не может быть уволен беспричинно, а многие авторитеты сходятся во мнении, что работник должен получить выходное пособие, даже если о нем не упоминается в трудовом договоре.
Однако же и сотрудники, как требует того еврейский закон, должны честно и в полном объеме выполнять свои обязанности. Работнику, по вполне объяснимым причинам, запрещено брать взятки за действия с его стороны, которые могут навредить интересам работодателя.
Работодателям запрещается передавать личную информацию о своих сотрудниках (клиентах) третьим лицам. Также и сотрудник, даже если он больше не работает в данной компании, не имеет права раскрывать секреты работодателя.
Еврейский закон вынуждает тщательно и добросовестно относиться к любым действиям, чтобы они не могли нанести никакого вреда. К примеру, запрещается реализовывать товар с браком, который может нанести вред. Это касается и работодателя, который должен обеспечить полную безопасность своему работнику на рабочем месте.
Ответственность за всякого рода действия от имени компании лежат на, как правило, группе лиц, которые являются собственниками компании и ее имущества.