Сама по себе обязанность давать в долг не является беспрекословной к выполнению заповедью. Например, когда дающий сомневается в том, что вторая сторона сможет вернуть деньги, то он не должен рисковать своим состоянием. Однако при этом еврей обязан оказать помощь тому, кто испытывает материальные трудности или оказался в тяжелой жизненной ситуации.
Людей, которые берут деньги в долг, можно условно разделить на две категории. К первой относится человек, чье финансовое положение настолько тяжело, что практически отсутствуют шансы на улучшение ситуации в ближайшее время. Вторая категория – это люди, нуждающиеся в займе, но имеющие возможность его вернуть.
Что касается первой категории людей, то здесь Тора не обязует нас давать им деньги в долг, так как никто не сможет гарантировать того, что этот долг будет возвращен. Однако отказать в помощи таким людям мы не можем, поэтому мы можем предложить им безвозмездно отдать некую сумму денег, что предполагает другая еврейская заповедь – цдака.
Стоит отметить, что человек, просящий в долг и при этом отказывающийся от безвозмездной поддержки, считается порядочным человеком, который попал в трудную ситуацию. Как правило, таким людям очень неловко и стыдно просить о благотворительности. Необходимо уважать чувства этого человека, и если предлагать ему деньги в долг, то с оговоркой, что он может не спешить с его возвратом, а вернуть деньги, когда у него появится такая возможность. В этом случае сумма займа будет зависеть от щедрости дающего в долг.
Существует несколько условий, при которых применяется заповедь, предписывающая давать в долг.
1. Заимодавец должен быть уверенным, что ему вернут долг;
2. Дающий в долг сам определяет сумму займа и срок, по истечению которого этот заем должен быть возвращен;
3. Тора говорит о том, что деньги в долг необходимо давать человеку независимо от того, бедным или богатым он является;
4. В случае, когда заимодавец не знает наверняка, смогут ли ему возвратить одолженные деньги, он может попросить у берущего в долг ценный залог, закладную или привлечь поручителей в качестве гарантии выплаты долга;
5. Обязанность давать в долг относится лишь к тем, у кого имеются свободные деньги. То есть, когда для выполнения этой заповеди человеку не нужно изымать деньги из бизнеса или снимать их с накопительного счета. Но если человек готов пойти и на такой шаг, то это считается благим делом, независимо от размеров упущенных возможностей (например, прибыли от бизнеса).
Имеется также и порядок предпочтений, то есть своеобразные правила очередности выдачи ссуды:
1. Деньги в долг человеку во избежание банкротства его бизнеса, а также помощь на открытие собственного дела.
2. Деньги на минимальные потребности бедняка.
3. Заем для проведения свадьбы бедной невесты.
4. Заем человеку на развитие своего бизнеса.
В целом считается, что преимущество при выдаче займа должно отдаваться бедному, нежели богатому человеку.
По материалам р. Шауля Вагшала