Часто, когда речь заходит об успешном, построенном с нуля, бизнесе 20-го столетия, многие говорят, что раньше было больше возможностей и незанятых ниш. Но это вовсе не так, ведь именно сейчас, когда мир настолько стремительно меняется, на бизнес-рынке образовалось громадное количество неисследованных вариантов бизнеса. В подтверждение этому можно привести невероятную историю успеха Полины Райгородской, которая к своим 32-м годам создала один из успешнейших стартапов, превратив простую идею в многомиллионную прибыль.
История ее успеха, как и многие другие, достаточно интересна. Когда Полине было 4 года, ее семья перебралась из России в США в статусе беженцев. Это были 90-е годы, и ситуация на постсоветском пространстве была нестабильной. Естественно, родители девушки искали лучшей жизни, и, как оказалось, нашли.
Сейчас Полина признается, что несмотря на ранний возраст эмиграции, она чувствовала себя чужой в новой стране. Она не знала языка, друзья и родные остались за океаном, и обустраивать быт, не имея никакой поддержки, было сложно. Семья Райгородских имела еврейское происхождение, однако девушка, чтобы быстрее интегрироваться в новое общество, начала петь в церковном хоре. Девушка испробовала множество профессий, одни давались ей с легкостью, с другими ей пришлось повозиться. Но в итоге каждое дело, за которое она бралась, становилось успешным. В 16 лет Полину заметило модельное агентство, что стало началом ее модельной карьеры — девушка не только снималась в рекламе, но также участвовала в Нью-Йоркских неделях моды, что является признанием большого таланта в мире моды.
В 19 лет Райгородская делает крутой жизненный поворот и поступает в колледж в Массачусетсе, где изучает предпринимательскую деятельность. В то же время связи в мире моды продолжают приносить доход — многие модели и дизайнеры обращались к ней за помощью в организации встреч или рекламы. Этому способствовала бойкость девушки и ее умение планировать и договариваться с любыми, даже самыми «сложными» людьми.
Конечно, Полина увидела в этой ситуации возможность для бизнеса и, не долго думая, организовала собственное пиар-агенство. Знания, приобретенные в закулисье показов и съемок, как и знания, полученные в колледже, не пропали даром — агентство быстро пошло в гору, и уже через год Райгородская колесила по США на встречи с дизайнерами и различные полезные для бизнеса мероприятия. Именно это дало ей настоящий толчок вперед, который, собственно, и изменил ее жизнь в 26 лет невообразимым образом.
Девушка быстро поняла, что найти нужный билет в нужное направление по самой выгодной цене — дело не из легких. Даже больше, это было настолько сложно, что она часто брала просто первый попавшийся билет, собственно, как и многие в то время. Но Полину это категорически не устраивало, многочисленные поездки и постоянные проблемы при покупке билетов выводили ее из себя. Она и не подозревала, что наткнулась на глобальную проблему, которую не один год пытались решить владельцы автобусных компаний.
Идея, как всегда это бывает, пришла внезапно и в тоже время вполне планомерно. В 2012 году Полина и ее друг Игорь Братников были частью GreenXC и ратовали за реформы в сфере транспорта. Они и правда были необходимы, ведь ребята на своем опыте знали, как сложно продумывать маршрут передвижения наземным транспортом из-за отсутствия какой-либо системности в расписании и приобретении билетов. Друзья решили создать платформу, которая смогла бы решить эту проблему. Революционность идеи состояла в том, что каждый путешественник самостоятельно мог бы составить и распланировать свой индивидуальный маршрут, покупая билеты онлайн. При этом обязательным условием должна была быть сортировка по цене билета, и многие другие удобные функции.
Определившись с концепцией и методом ее реализации, в 2012 году Полина и Игорь основали стартап под названием «Wanderu». Проект моментально привлек внимание многих больших инвесторов, ведь существующая проблема стояла действительно остро.
Однако создание сайта не было такой уж простой задачей. Для выполнения всех поставленных стартаперами задач «поисковик билетов» должен был сопоставлять все предложения автобусных компаний, а так же было необходимо создать систему бронирований, подобно авиакассам. Это было сложной, но выполнимой задачей. Гораздо сложнее дело обстояло с автобусными компаниями, которые нужно было убедить подключиться к платформе «Wanderu». Главы правления долго сомневались, скептически относясь к людям, не имевшим опыта работы в сфере транспорта и перевозок. Но благодаря настойчивости, упорству и безграничной вере в свое дело Райгородской, понемногу одна за одной компании присоединялись к проекту, а также инвестировали в него свои ресурсы. Как она добилась этого? Полина прибегла к весьма хитрой уловке: для того, чтобы добиться встречи с главами компаний, она просила их об интервью для своего блога. Конечно, в целях рекламы правление давало добро. Девушка получала доступ к принимающим решения людям, и прямо во время беседы делала презентацию своего проекта. На этом этапе были привлечены первые и основные инвесторы, а вместе с ними и такие необходимые стартапу ресурсы (к началу 2013 года удалось собрать почти 2.5 миллиона долларов). Эти деньги, а также поддержка многих уважаемых глав компаний сыграли решающую роль, и помогли договориться с перевозчиками национального уровня.
Итогом переговоров и кропотливой работы стала первая версия платформы «Wanderu», выпущенная на рынок в августе 2013. На ней можно было купить билеты от шести компаний, а также найти информацию об общественном транспорте США, Канады и Мексики. Однако основной задачей сайта являлся расчёт наиболее оптимизированной последовательности наземных видов транспорта для путешественников со всего мира. И после просчета нужного маршрута, непосредственно там же можно было приобрести билеты на выбранный вид транспорта, получая также данные о пересадках во время пути. Это было переворотом в индустрии, не удивительно, что аудитория росла в грандиозных масштабах — каждый новый квартал показывал +400%!
Компания продолжала развиваться, ведь ни Райгородская, ни Братников не собирались останавливаться на достигнутом. В ноябре 2014 года завершился очередной этап финансирования для преобразования и усовершенствования платформы «Wanderu». Результатом стало 5,6 миллионов долларов США, собранных от 10 инвесторов. Также к компании примкнуло множество вспомогательных стартапов, которые были должны помочь улучшить и продвинуть вперед уже реализованную идею. В этом же году компания значительно расширилась — она начала действовать во всей Северной Америке, а также в Европе.
В феврале 2015 года «Wanderu» выпустила приложение для смартфонов: сначала можно было скачать его на устройства iOS, а затем вышла и версия Android.
На данный момент разработанная Райгородской платформа смогла устранить приносившую столько дискомфорта проблему в подборе и покупке билетов. Компания не просто успешно функционирует, а приносит огромную прибыль: ежегодный доход по подсчетам статистики составляет около $100 миллионов, а сумма уже проданных билетов превышает 1 миллиард долларов.
Несомненно, это еще не окончательный этап развития идеи Полины Райгородской, она планирует расширять сферы услуг, предоставляемых пользователям ее платформы. И, глядя на скорость и масштаб уже достигнутого успеха, верится в то, что эта девушка способна перевернуть наше понимание о комфорте во время путешествий в любую точку мира.