Альберт Баллин был судовладельцем из Гамбурга и, в принципе, одним из самых значительных личностей еврейской национальности в период Германской империи 1817—1918 годов. Он фактически создал HAPAG — акционерное общество, которое совершало рейсы через Атлантический океан и стал генеральным директором крупнейшей судоходной линии в мире.
Альберт родился в 1857 году в Гамбурге. Он был младшим в семье; в одних источниках указывается, что детей в семье было тринадцать, в других, что восемь. В любом случае семья была многодетной, еврейской и набожной. Отец семейства Самуил Джозеф Баллин был эмигрантом из Дании, а его мать Амалия (урожденная Малхен Майер) была из Альтона, Германия. Оба родителя происходили из выдающихся раввинских семей.
Отец Альберта стал нищим в результате пожара в Гамбурге в 1842 году. Этот пожар продолжался по всему городу три дня, с пятого по восьмое мая, а дым был виден за 50 километров. В результате погибло полсотни людей и сгорело 1700 строений, включая несколько важных общественных зданий.
В 1851 году отец Альберта основал иммиграционное агентство Morris & Co, которое сотрудничало с т.н. Union Line — судоходной линией в Северной Атлантике.
Альберт Баллин окончил школу в 17 лет. В 1874 году Баллин-старший умер, и Альберту пришлось заняться семейным бизнесом. В 1875 году, после совершеннолетия, он становится полноценным партнером Morris & Co.
В 1882 году на долю Morris & Co. приходилось 17% миграций в Соединенные Штаты Америки, что принесло Альберту Баллину экономическую стабильность и приличную прибыль. В это же время он купил так называемое “гражданское письмо” города Гамбург — документ, который использовался во многих европейских городах со времен Средневековья вплоть до ХХ века, и со временем позволял мигрантам получать гражданство.
В 1883 году Альберт Баллин женился на Марианне Рауэрт. Она была из протестантской семьи, где отец торговал тканями. Свадьба прошла по протестантским традициям, хоть Альберт не принимал христианства и до конца жизни остался иудеем. Их брак остался бездетным, но в 1893 году они удочерили годовалую девочку Ирмгард, чья семья эмигрировала в Южную Америку.
В 1886 году Альберт Баллин стал руководителем пассажирского отделения HAPAG (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft, или Hamburg-America Line), а в 1888 году и вовсе был назначен управляющим компании, после чего он и покинул Morris & Co. Во времена руководства HAPAG Альбертом Баллином, компания превратилась в крупнейшую судоходную линию в мире.
До Первой мировой войны Альберт Баллин был страстным патриотом и считался национал-либеральным монархистом. Его мировоззрение изменилось во время гонки вооружений между Германией и Великобританией ввиду того, какие результаты принесла война экономике, социальной и демографической ситуации и Германии в целом. В августе 1914 года, вскоре после начала войны, он организовал кооператив, который занимался закупкой продуктов питания из других стран. Альберт Баллин был особенно обеспокоен тем, что государство управлялось некомпетентными политиками и одержимыми властью военным.
После поражения Германии суда HAPAG, как и весь другой флот, были разделены между победителями. Баллина хотели публично признать капиталистом и арестовать. В эти тяжелые дни Альберт Баллин больше заботился вопросом движения морского транспорта, который должен был помочь населению пережить голод.
8 ноября 1918 года он принял дозу снотворного для борьбы со своей уже хронической бессонницей, однако, по ошибке или нет, доза оказалась слишком большой и вызвала кровотечение желудка. Альберт Баллин умер 9 ноября 1918 года, в день подписания Германией капитуляции. Похороны Альберта состоялись 13 ноября в Гамбурге, на кладбище Ольсдорф, а похоронную речь произнес немецкий банкир и политик, а также давний друг Макс Варбург.
Альберт Баллин внес множество усовершенствований в пассажирские перевозки. Например, он предложил использовать промежуточную палубу в суднах, чтобы сделать перевозку мигрантов дешевле.
Поскольку зимой трансатлантические рейсы были менее популярны из-за плохой погоды и неспокойного моря, Баллин решил провести эксперимент и в 1891 году отправил пароход “Августа Виктория” на Средиземноморье как “образовательный и прогулочный круиз”.
Эксперимент прошел успешно — все места выкуплены, пассажиры довольны, прибыль не утеряна. Первый в мире прогулочный круизный лайнер покинул Куксхафен, Германия, 22 января 1891 года, а сам круиз длился 57 дней, 11 часов и три минуты.
Собственно, таким образом и родилось понятие “круиз”, в каком мы знаем его сегодня. Эта форма морского путешествия стала дико популярной очень быстро и многие судоходные компании дополнили круизами свои программы.
Для иммигрантов, которых перевозили на судах HAPAG, Альберт Баллин создал так называемые “залы эмиграции”, площадью более 55 тысяч квадратных метров в районе Гамбурга Ведделе. Там располагалось 30 отдельных зданий, которые состояли из спальных и жилых районов, столовых, ванных комнат, эстрадной сцены для концертов, церкви, синагоги и медицинского пункта. Целью этого небольшого поселения было обеспечение безопасного места для мигрантов, которые ожидали своего переезда, а проживание и питание было включено в стоимость билетов. Благодаря строгому медицинскому контролю во время выезда и въезда в страну, отторжение эмигрантов властями было, в основном, предотвращено — карантин, в среднем, не превышал 3%.
Некоторые из “эмигрантских залов”, которые были снесены в 1963 году, вскоре были реконструированы, а в июле 2007 года они превратились в город-музей “BallinStadt”, который в народе называют иммиграционным музеем Гамбурга.
Современники Альберта часто подчеркивали, что общество Гамбурга не до конца приняло Баллина. Особенно это касалось старых городских семей торговцев и адвокатов, которые воспринимали Альберта, скорее, как выскочку, но не как профессионала. По словам биографа Баллина Сюзанны Виборг, он был “полностью гамбуржцем, но всегда оставался чужаком в своем родном городе”. Но стоит признать, что сознательные гамбургские торговцы большое значение придают независимости, и в этом смысле для них Баллин был действительно успешным генеральным директором, коллегой, а не сотрудником. Именно так Альберт Баллин воплотил в себе образ идеального менеджера, который имел хорошую репутацию в торговом обществе.
Происхождение Баллина тоже сыграло свою роль. Он всегда старался держаться подальше от мест встречи традиционной гамбургской общественности и, например, никогда не был членом довольно-таки влиятельной на то время Гамбургской торговой палаты.
Иудаизм тоже можно считать одним из аспектов, который дистанцировал Альберта Баллина от общества. Он всегда говорил о своем еврейском происхождении абсолютно открыто, и было хорошо понятно и всем известно, что ни о каком обращении в христианство не может быть и речи. Тем не менее, Альберт Баллин хорошо наладил связи в Гамбурге и даже обзавелся так называемым “гамбург платт”, то есть гамбургским диалектом или “нижненемецким языком”.
Также Баллин был известен своими контактом с Вильгельмом II. Впервые кайзер нанес Баллину свой визит в 1905 году в Гамбурге, а через пять лет, в 1910 посетил его дом на Фельдбруннштрассе. Вильгельм повторял свои визиты каждый июнь до 1914 года. Эти визиты императора в то время были крупным общественным событием, в котором участвовало все общество Гамбурга. Гостевая книга Баллинов в период с мая 1902 года по сентябрь 1918 года охватывает более 190 листов…
Альберт Баллин был членом еврейской общины Гамбурга и часто жертвовал на благотворительность. Его особенно интересовали акции по борьбе с тропическими болезнями и туберкулезом. Как уже говорилось ранее, Баллин не скрывал своей религиозной принадлежности и был заинтересован в том, чтобы евреи могли избежать дискриминации.
За всю свою жизнь Альберт Баллин был удостоен множества наград, в том числе Медалью Красного Креста, Орденом Красного Орла и прусским Орденом Короны. В его честь даже было названо судно от компании HAPAG, которое было введено в эксплуатацию в 1923 году, но в 1935 году его уже переименовали по требованию национал-социалистов.
Также офисное здание в Гамбурге, которое называется Meßberghof с 1938 года, изначально, со времени своей постройки в 1924 году носило название Ballinhouse в честь Альберта Баллина.