Иногда еврею приходится встать перед выбором: или твоя истинная национальность, или благополучие и привилегии. Кто-то выбирает одно, кто-то другое. А кто-то идет против системы и становится евреем, который имеет и то, и другое. Именно таким был Абрам Зак, который мог променять свое еврейство на высокое положение. Однако веру отцов он не предал, а привилегированное положение – получил. И сделать это было отнюдь не просто – на дворе стоял XVIII век, а вокруг была Российская империя, с ее законами о евреях, чертой оседлости, а иногда – антисемитскими погромами.
Талмуд. Тора. Свободомыслие
Абрам Исаакович Зак родился в Бобруйске в 1828 году в зажиточной и ортодоксальной еврейской семье. Его мать до замужества носила фамилию Эпштейн.
В семье Исаака Зака было трое детей. Старший Абрам, средний Израиль (в будущем известный ученый и еврейский писатель), имя и пол третьего ребенка неизвестны. После смерти главы семейства мать Абрама вышла второй раз замуж за Якова Сыркина и родила еще одного сына Иошуа (Григория), в будущем ставшего писателем и общественным деятелем.
В середине 1830-х семейство Заков перебралось в Брест-Литовск. Начальное образование Абрам получил, как все еврейские мальчики, в хедере. А вот за дальнейшее свое образование старший сын семейства взялся сам. Автодидактом он изучил математику и несколько иностранных языков.

По всей видимости, не последнюю роль в этой тяге к самообразованию сыграла деятельность виднейших еврейских просветителей того времени – Макса Лилиенталя и Мозеса Монтефиоре. Лилиенталь был приглашен в начале сороковых годов тогдашним российским министром просвещения Уваровым для проведения реформы еврейского образования. Главная ее цель заключалась в том, чтобы сделать еврейские школы более светскими. Чтобы в них изучались не только священные книги, но и общеобразовательные предметы – языки, литература, математика. Идеи Лилиенталя нашли горячий отклик в сердцах и умах молодого еврейского поколения и такое же горячее сопротивление среди старшего.

Это стремление выйти за рамки религии и древнейших обычаев приводило зачастую к смешным ситуациям, бытовым анекдотам, к семейным ссорам и неурядицам. К примеру, по субботам, по канону, нельзя было мужу и жене выходить из дома вместе. Когда довольно рано женившийся Абрам вместе с супругой осмелились нарушить это правило, отец супруги устроил большой скандал. Увидев, как молодая пара вместе выходит из дома, он забарабанил в окно: «Немедленно возвращайся домой! Твой муж и сам дойдет. Еврейской женщине, тем более моей дочери, не подобает разгуливать под ручку средь бела дня с мужчиной». Пришлось молодым мужу и жене втайне от родителя договариваться, выходить раздельно, чтобы прогуляться по городу.
Неудивительно, что Абраму хотелось вырваться из этого затхлого местечка в большой мир. И этот «рывок за флажки» он сумел осуществить.
Его багаж был невелик. Но он запасся энтузиазмом, детским легкомыслием, самоуверенностью и неколебимой верой в человечество и будущее.
Еврей почти у царского престола
Настоящей удачей для Абрама Зака стала встреча с бароном Евзелем Гинцбургом, тоже евреем. Именно в его банках он сделал головокружительную карьеру. Начался этот взлет в конце 40-х – начале 50-х, в Каменец-Подольске.

Сначала он работал клерком в вино-водочном предприятии, затем стал главным бухгалтером Гинцбурга, а впоследствии устроился на работу в банк Гинцбурга в Санкт-Петербурге. В 1871 году Зак стал директором Петербургского банка льготного кредитования, владельцем которого был Леопольд Кроненберг, тоже иудей. Под руководством Зака банк стал одним из крупнейших в Российской империи.
Спустя некоторое время его избрали в состав членов правления банка. Также он станет одним из соучредителей страхового общества «Россия». Зак обладал глубокими теоретическими и практическими познаниями в области экономики, поэтому члены российского правительства иногда советовались с ним по различным экономическим вопросам. Например, о том, как предотвратить серьезный финансовый кризис в случае войны. И именно тогда Зак предложил наращивать в государственной казне золотовалютные резервы.

Немалую роль он сыграл в строительстве Либаво-Роменской железной дороги и заложил, как говорят, основы финансовых предприятий при строительстве железных дорог в России.
Остаться при своем
За заслуги перед Империей ему был предложен пост товарища министра финансов при условии, что он примет христианство. И вот тут, видимо, Абрам Зак сказал себе «стоп».
С юных лет он нарушал всевозможные правила и установления. Вырывался за флажки. Да и в зрелые годы тоже. Например, у него был роман с женой товарища обер-прокурора сената, действительного статского советника, А.Д. Смирнова – Натальей Ильиничной. От этой их связи у них родился сын – Александр Смирнов, ставший впоследствии выдающимся филологом и литературоведом. В браке же с Катериной Эпштейн (кстати, его кузиной) у Абрама Зака детей не было. Но все это им не мешало жить вместе в большом барском доме по улице Миллионной в Петербурге, проводить балы и вечера, устраивать музыкальные салоны…
Однако, когда зашла речь об отречении от веры отцов – Абрам Исаакович категорически отказался, оставшись, впрочем, при своем уже привилегированном положении.

Не убедила его сменить вероисповедание и «буря на юге» – антисемитские погромы, прокатившиеся по югу Российской империи в 1881 и 1882 годах. «Буря» захлестнула 166 населенных пунктов, оставив тысячи еврейских семей без домов и имущества.
Дабы воззвать к властям, откровенно попустительски относившимся к чинившемуся насилию, на аудиенцию к императору Александру III отправилась депутация авторитетных евреев, в которую вошли и Зак с бароном Евзелем Гинцбургом.
К сожалению, еврейским представителям не удалось убедить императора вступиться за преследуемых иудеев. Вместо этого в мае императором был опубликован документ «О порядке приведения в действие правил о евреях», который наоборот, резко ограничивал права еврейского населения.
По сути, своим решением монарх спровоцировал массовое бегство евреев из Российской империи. Страну тогда покинуло 2 миллиона евреев. Большинство уехало в Америку, малая часть поехала на территорию современного Израиля – тогда входившую в состав Османской империи. Так произошла Первая Алия.
Взаимопомощь по-Заковски
Откровенно антисемитское решение императора не выбило Зака из колеи. Он принял единственное кажущееся ему верным решение – использовать свое высокое положение для помощи соотечественникам.
Он расширил свою поддержку всяческих еврейских обществ и организаций. Также много собственных средств он вкладывал в учащуюся молодежь, в развитие талантов. Особую роль он сыграл в судьбе композитора Антона Рубинштейна.
Заступался он и за невиновных. Известно, что именно он оплачивал работу адвокатов и прочие судебные издержки грузинских евреев из Кутаиси, которые были обвинены совершении ритуальных убийств в 1878―1879 годах.
Последние годы жизни Абрам Исаакович много болел. Пошатнувшееся здоровье вынудило его отправиться на лечение – на германские курорты, в земли Гессен. Там он и скончался 19 апреля 1893 года.
Своей жене он оставил крупное состояние и завещал помогать бедным, страждущим и изнемогающим в жизненной борьбе. Она тихо и незаметно сделала много добрых дел.