Мороженое, традиционное летнее лакомство, имеет удивительные еврейский связи. Вот шесть фактов о евреях и этом восхитительном угощении.
Древнее происхождение
Существуют упоминания об употреблении холодных сладостей. Поговаривают, что римские императоры посылали рабов на вершины гор за снегом, в который добавлялись различные специи и который употребляли в качестве освежающей закуски. Древний китайский правитель Шан Тан писал, что использовал 94 "ледяных человека", которые приготовили рецепт из молока буйвола, муки и камфары; это блюдо ели охлажденным.
Это сочное блюдо похоже на любимое блюдо из детства, которое еврейская кулинарная писательница Клаудия Роден вспоминает в своих книгах; она выросла в еврейском квартале Каира под названием дондурма каймак. После того как она покинула Египет, на протяжении сорока лет она искала это "мифическое мороженое, приготовленное из молока буйвола, загущенное сахлабом (разновидность корня орхидеи) и приправленное розовой водой и мастикой". Максимально похожим блюдом, которое ей попалось, был охлажденный заварной крем, который она попробовала в Израиле; его приготовил еврей, чья семья происходила из Турции.
Современные угощения
Мороженое, каким мы его знаем, существовало, вероятно, в Италии в эпоху Возрождения, и на протяжении многих поколений считалось итальянской едой. Итальянские продавцы подавали мороженое в кафе по всей Европе и продавали угощение из специально оборудованных фургонов. К середине 1800-х годов мороженое стало популярным десертом. Хотя итальянцы все еще в значительной степени контролировали торговлю мороженым, в Британии евреев иногда безосновательно обвиняли в том, что они привозят из Италии иммигрантов - продавцов мороженого, и развращают детей этим восхитительным сладким лакомством.

К началу 1900-х годов мороженое стало настолько популярным, что иммигрантов в США кормили им на острове Эллис, вместе с другими популярными американскими продуктами, такими как бананы и сэндвичи. Для тысяч еврейских иммигрантов мороженое было одним из первых вкусов Америки, новой страны, которую они вскоре назовут своим домом.
Baskin Robbins, Häagen-Dazs, Ben and Jerry’s
Некоторые из самых культовых марок мороженого в Америке были основаны еврейскими иммигрантами. Ирв Роббинс, родившийся в 1917 году в Виннипеге, использовал свои деньги на бар-мицву, чтобы запустить кафе-мороженое Snowbird в 1945 году в Глендейле, штат Калифорния. Ирв был мастером по изготовлению мороженого, научившись этому ремеслу еще в детстве в магазине мороженого своего отца. Когда он служил лейтенантом в Военно-морском флоте США во время Второй Мировой войны, он проводил свое свободное время, делая мороженое для своих товарищей-солдат.

Мороженое компании Snowbird отличалось уникальным нововведением: 21 вид вкуса, ослепительно большой выбор в то время. Год спустя шурин Ирва Берт Баскин открыл свое собственное кафе-мороженое Burton's в Пасадене, штат Калифорния. В конечном счете, они объединили свои усилия в 1948 году, объединив свои ноу-хау и магазины, представив высококачественное мороженое, которое сделало мороженое Baskin-Robbins любимым брендом многих поколений. (В 1994 году Baskin-Robbins объединилась с компанией Dunkin' Donuts, которая также была основана еврейским предпринимателем Уильямом Розенбергом в 1950 году.)
В 1961 году на сцену вышла компания Häagen-Dazs, предложив американским потребителям новое вкусное мороженое высокого качества. Это было изобретение еврейских иммигрантов Рубена и Розы Маттус. Рубен переехал из Польши в США вместе с матерью, когда был маленьким ребенком, они сразу же начали работать на родственника в итальянской торговле льдом. Рубен научился делать лед и мороженое, но тут же понял, что чего-то не хватало.
Маттус экспериментировал с созданием более густого мороженого, которое было богаче и содержало натуральные ингредиенты. Вскоре у них в руках оказался восхитительный продукт. Единственная проблема заключалась в том, как назвать этот продукт. Они хотели название по высшему разряду, поэтому придумали смутно звучащее датское название Häagen-Dazs. "Единственной страной, которая спасла евреев во время Второй Мировой войны, была Дания, - вспоминал позднее Рубен Маттус, - поэтому я придумал совершенно вымышленное датское название и зарегистрировал его."

Для Рубена и Розы было важно, чтобы их мороженое было кошерным. Рубен объяснял: "Если я делал хорошее мороженое, мне хотелось, чтобы его покупали и мои люди, поэтому я сделал его кошерным."
Häagen-Dazs была продана компании Pillsbury в 1983 году и по сей день продолжает производить восхитительное (и кошерное) мороженое.
Новаторская компания по изготовлению мороженого Ben and Jerry’s была основана в 1978 году в Берлингтоне, штат Вермонт, Беном Коэном и Джерри Гринфилдом. Эта пара пыталась создать социально сознательную фирму, используя переработанные материалы для строительства своего первого кафе и используя в своей продукции молоко без гормонов. Они также смешили своих потребителей забавными названиями вкусов мороженого, например, Chunky Monkey ("Жирная Обезьянка") и Chubby Hubby ("Пухлый Муженек"). Хотя Ben and Jerry’s принадлежит корпорации Unilever еще с 2000 года, они все еще производят новые вкусы и забавные названия для своего мороженого. А в 2017 году компания даже выпустила линейку в Израиле, с особым вкусом к Песаху: харосет, перекликающийся с вином, яблоком и орехами - блюдо, подаваемое на Песах в рамках Седера.

Изобретение новых тенденций в производстве мороженого
Некоторые из самых новаторских идей в производстве мороженого пришли от еврейских изобретателей и поваров. В 1973 году Стив Херрелл открыл компанию Steve's, невероятно популярное кафе-мороженое на Дэвис-сквер в Сомервилле, штат Массачусетс, недалеко от Бостона. Херрелл впервые изобрел новый способ приготовления насыщенного, густого мороженого, более того, подал свое восхитительное мороженое с новой изюминкой. Раскатывая кусочки мороженого, он смешивал их с такими лакомствами, как раздавленные шоколадные батончики и печенье. Мороженое типа "mix ins" вскоре стало национальным трендом.

Новая израильская компания Solo Gelato намерена еще больше встряхнуть мир мороженого: они изобрели машину, которая использует контейнеры одинакового размера, которые внешне похожи на кофе в капсулах, чтобы люди могли сделать порции великолепного мороженого прямо у себя на кухне. У них есть 24 разновидности, среди которых есть мороженое без сахара, органическое и алкогольное.
Безлактозное мороженое
Миллионы людей страдают непереносимостью лактозы или аллергией на молочные продукты, но тем не менее, они тоже могут наслаждаться мороженым благодаря Дэвиду Минцу, который провел годы, экспериментируя с версиями мороженого без молока в 1970-х годах. Сам Минц страдает непереносимостью лактозы, но, будучи соблюдающим евреем, он открыл рынок безлактозного мороженого. Многие соблюдающие евреи хотели бы съесть мороженое на десерт после шабатнего ужина или праздничной трапезы, но правила кошерности означают, что мороженое не может быть подано после блюд, содержащих мясо.

Минц работал в меховом бизнесе, но его отец был пекарем, поэтому он многое знал о еде и индустрии общественного питания. При поддержке своей жены Минц провел девять лет, экспериментируя с различными рецептами. Наконец, рецепт на основе тофу дал ему восхитительный вкус и текстуру, которые он так долго искал. Минц попросил семью и друзей попробовать его новое мороженое без молока, после чего в 1981 году основал свою компанию, производящую Tofutti - безлактозное (парве на иврите) мороженое для масс маркет.
Сегодня помимо мороженого без молока, бренды Tofutti также производят безлактозный сливочный сыр, сыр, сметану и другие продукты.
Израильские инновации
Израиль – это настоящая фабрика мороженого. Более четверти всего мороженого, продаваемого на всем ближневосточном и африканском рынке, потребляется в Израиле, по данным одной исследовательской фирмы. Израильтяне съедают в среднем 8-10 литров мороженого в год (но меньше, чем американцы, которые занимают лидирующие в мире позиции по потреблению мороженого) и производят необычные новые вкусы.
Мороженое настолько популярно в Израиле, что распространенной еврейской поговоркой, когда люди сталкиваются друг с другом, является paam shlishit glida – когда мы столкнемся в третий раз, вместе сходим на мороженое. Это удачное выражение, передающее всю прелесть и популярность израильского мороженого.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк