Тора
Тора запретила мужчине брить бороду. И хотя этот запрет касается некоторых определенных областей на мужском лице и, например, не включает в себя область усов и еще несколько участков, которые брить можно, но факт остается фактом: еврейскому мужчине нельзя взять станок и гладко выбриться.
Запрет бриться лезвием относится к хуким, т.е. законам, не имеющим ясного логического объяснения, таким, как, например, заповедь красной коровы, запрет употреблять в пищу мясо с молоком – несмотря на то, что для них, безусловно, есть объяснение согласно Каббале. Все попытки дать объяснение этому запрету сводятся к тому, чтобы найти ему дополнительное, второстепенное объяснение. Поэтому даже если возникнет ситуация, где будет отсутствовать это дополнительное объяснение – запрет все еще будет в силе.
Примеры дополнительных объяснений запрета
Борода – это важная часть облика мужчины. Рабейну Бехае написал, что Творец специально дал мужчине бороду, отличающую его от женщины.
Рамбам пишет, что причина, по которой Тора запретила брить бороду – чтобы не уподобляться нееврейским священнослужителям, которые сбривали волосы на лице.
Каббала
В соответствии с Каббалой бороду вообще нельзя трогать – ничего не срезать и ни одного волоска не выдергивать.
Хотя автор книги респонсов «Рав поалим» считает, что рав Аризаль не запрещал трогать бороду, а только лишь срезать ее целиком. Но подстригать бороду можно даже по мнению Аризаля.
Минхат Шмуэль с ним спорит и говорит, что это противоречит учению Аризаля, и бороду все же трогать нельзя.
Также есть мнения, что существует разница между тем как следует вести себя в стране Израиля и за ее пределами. И что запрет стричь бороду не относится к тем, кто живет за пределами страны Израиля, в странах диаспоры.
Закон
В Торе написано: «Не уничтожай края бороды твоей» (ולא תשחית את פאת זקנך). Тора запрещает сбривать бороду, но не называет технических подробностей запрета, например, какую именно длину волос нельзя сбривать, каким инструментом нельзя пользоваться, Тора только говорит «не уничтожай» (ло ташхит). Но далее в книге Ваикра, в законах о коэнах, написано: «Края бороды пусть не срезают» (ופאת זקנם לא יגלחו). И здесь используется другой глагол «не срезай, не сбривай» (ло игалаху).
Сопоставляя эти два места в Торе, мудрецы говорят, что запрещено именно такое бритье, при котором происходят оба эти действия: и уничтожение и сбривание. Но если человек сделает только что-то одно – это не будет запрещено. Оба эти действия встречаются, когда человек пользуется лезвием бритвы.
Поэтому в «Шулхан арух» («Йоре деа», 181) написано, что можно пользоваться ножницами, поскольку при этом происходит только «срезание» волос, но не «уничтожение». И по этой же причине можно пользоваться, например, пинцетом (который волосы выдергивает), поскольку при этом волосы будут уничтожены, но не срезаны.
Крем для депиляции лица
Для нарушения запрета необходимы оба действия: срезание волос и их уничтожение. Поэтому депиляционный крем, который только уничтожает волосы, но не срезает их, по мнению большинства законодателей – разрешен. Проблема может возникнуть только с таким кремом, который после окончания процедуры депиляции требуется снять с кожи острой палочкой – поскольку те волоски, которые не до конца растворились кремом, будут палочкой срезаны.
Единственный инструмент, запрещенный по всем мнениям – это лезвие наподобие лезвия опасной бритвы, срезающее волосы вровень с кожей.
Электрическая бритва
На данном этапе у нас получается, что если электрическая бритва бреет столь чисто, что срезает волосы вровень с кожей, то пользоваться ею запрещено так же, как и лезвием.
Первые механические бритвы появились во времена Хафец Хаима. Сам Хафец Хаим запрещал ими пользоваться, поскольку считал, что оставшаяся после их работы длина волоса ничтожно мала. Но живший в его время рав Йосеф Элияу Генкин, а также некоторые другие законодатели, разрешили пользоваться этим новым инструментом на том основании, что отделяющая от кожи сеточка не позволяет полностью срезать волос.
Насколько мы можем судить, Хафец Хаим следует мнению, что волос должен остаться такой длины, чтобы его можно было бы поддеть ногтем. А рав Генкин считает, что только полное срезание волоса называется термином «ашхата» – уничтожение.
Многие законодатели не полагаются на облегчающее мнение рава Генкина, особенно учитывая тот факт, что современная технология бритья позволяет срезать волосы очень чисто, до уровня кожи.
Как измеряется длина волоса
До сих пор мы оценивали оставшуюся после бритья длину волоса. В связи с этим у нас получалось, что даже если срезать волосы ножницами, но оставшаяся длина волоса будет слишком короткой – это будет запрещено.
Но мы находим несколько мнений среди законодателей, которые считают, что запрет зависит не столько от оставшейся длины волоса, сколько от используемого инструмента для бритья.
Рав Моше Файнштейн объяснял, что когда Талмуд приводит лезвие как пример нарушения запрета брить бороду, то использует его не в качестве примера длины волоса, а в качестве примера запрещенного инструмента. Тора не запретила срезать волос очень коротко, она запретила пользоваться инструментом наподобие опасной бритвы, который сразу и срезает и уничтожает волос. Поэтому рав Файнштейн разрешал пользоваться бритвами, которые работают по принципу ножниц: есть сеточка, в которую попадает волос, а также второе лезвие, которое само не может срезать волос, но только в сочетании с сеточкой, т.е. они действуют как ножницы, где режет не само лезвие, но именно взаимодействие двух лезвий.
Но тут следует упомянуть еще одну важную деталь. Во времена рава Файнштейна неевреи, которые хотели добиться особо чистого бритья, пользовались опасной бритвой. И электробритва, бреющая не так чисто, не считалась «профессиональным» инструментом для бритья.
Проблемные электробритвы «lift and cut»
Есть бритвы, которыми бриться нельзя, даже если положиться на облегчающие мнения рава Генкина и рава Файнштейна. Это бритвы, работающие по принципу «lift and cut» – что можно перевести на русский язык, как «потянуть и отрезать». Принцип их действия заключается в следующем. Помимо сеточки, соприкасающейся с кожей лица, и срезающего лезвия, есть еще одно дополнительное неострое лезвие, которое вытягивает волосок, прежде чем волос будет отрезан. Бритье в таком случае получается очень чистым.
В таком случае, мы столкнемся со следующими проблемами. Во-первых, разрешение рава Генкина основывалось на том, что небольшая часть волоса остается над уровнем кожи, а здесь этого нет. Во-вторых, разрешение рава Файнштейна основывалось на том, что электробритва действует по принципу ножниц и срезание происходит при взаимодействии двух лезвий (сеточка и лезвие). Но по информации, полученной от производителей бритв работающих по принципу «lift and cut» – фирмы Norelco, срезает волос само очень остро наточенное лезвие. В таком случае электробритва будет иметь статус просто бритвы.
Кроме того, следует помнить, что как мы уже говорили, разрешение рава Файнштейна пользоваться электрическими бритвами было дано в то время, когда электробритва не считалась профессиональным инструментом для чистого бритья.
Нужно отметить, что можно легко удалить дополнительное поднимающее лезвие, что позволит вернуть электробритву в рамки разрешения рава Генкина.
Проблемные электробритвы с сеточками «micro-screen»
Есть большая вероятность, что сеточка, выполненная по технологии «micro-screen», имеет очень острые края и может сама срезать волос. Во всяком случае, именно так утверждает фирма-производитель этих сеточек. Эти сеточки очень тонкие и очень острые, и, возможно, волос срезается непосредственно сеточкой, а внутреннее лезвие действует по принципу щетки, убирая уже срезанный волос.
Если это действительно так, такая электробритва тоже будет иметь статус обычной опасной бритвы и таким образом окажется запрещена. Покупая бритву с сеточкой, следует убедиться, что сама сеточка волосы не срезает (что можно сделать, например, проведя бритвой по волоскам на руке в выключенном состоянии).
Триммеры
Тот, кто не хочет полагаться на облегчающие мнения, может воспользоваться триммером. Большинство триммеров оставляют волос такой длины, что его можно захватить ногтем, что является разрешенной стрижкой, по мнению практически всех законодателей.
Триммер тоже состоит из двух лезвий – неподвижного и подвижного. При этом нижнее лезвие достаточно толстое, чтобы оставлять необходимую длину волоса.
Хотя, покупая триммер, также стоит удостовериться, что лезвие не может самостоятельно срезать волос. Это нужно для того, чтобы триммер соответствовал мнению рава Файнштейна, который считал, что запрещает не длина волоса, а принцип действия, схожий с тем, как режет волос опасная бритва.
Практическое руководство: как выбрать бритву
Для тех, кто хочет положиться на разрешающие мнения рава Моше Файнштейна и рава Генкина, предлагаем следующие параметры при выборе бритвы.
1. По информации от организации вплотную занимающейся вопросами кошерного бритья МОЖНО покупать бритвы фирмы Philips и Norelco, на которых стоят бреющие головки comfortcut и closecut.
2. Если покупать бритву типа Braun или Panasonic, на которых стоит сеточка, то надо удостовериться, что эта сеточка не слишком острая чтобы срезать попадающие в ее ячейки волосы без внутреннего лезвия. Это можно проверить, проведя выключенной бритвой по волоскам, например, на руке. Также признаком бритвы с сеточкой, которую НЕ следует покупать, является слово microscreen в названии.
3. Даже купив кашерную бритву, брить ей можно только область бороды, не заходя выше на виски.
Практическое руководство: как сделать кашерной головку philips (пошаговое руководство)
1. Достаньте лезвие из головки. Вы увидите дополнительные вытягивающие ножи.
2. Достаньте вытягивающие ножи с помощью какого-нибудь инструмента.
3. Вот как выглядит стригущая головка с вытягивающими ножами и без них.