Брак для евреев - слабость или сила и гордость? Часть I - Ujew

Брак для евреев - слабость или сила и гордость? Часть I

Брак для евреев - слабость или сила и гордость? Часть I
Количество просмотров 667 Количество комментариев 0

Для нас супружество - не уступка «природе» или великодушное снисхождение к человеческой слабости, но святой долг и почетная обязанность каждого, величайшее благо, проистекающее из Божественной заповеди, поставленной Всевышним на первое место: «Плодитесь и размножайтесь!»

 

Хотя институту брака уже тысячи лет, отношение к нему у разных народов в корне отличается. То ли из-за его физической стороны, предполагающей интимную близость, а возможно и потому, что брак содействует упрочению человеческих связей, затрудняющему любое манипулирование самодостаточными «ячейками» общества, у большей части вероисповеданий, наряду с пышной свадебной атрибутикой и обильными славословиями в адрес супружества, легко прослеживается и скрытая к нему снисходительность, как к чему-то не очень чистому и даже постыдному.

 

Мудрецы многих народов относились к супружеской жизни, как ко «злу неизбежному», вызванному слабой природой человека, его непреодолимому влечению к существу противоположного пола. В  седой древности, например, «святыми» и «чистыми» считались лишь те, кто избегал близости к женщине, да и  в наши просвещенные времена - зачем далеко ходить! - священнослужители некоторых конфессий, во избежание утраты «высокой духовности», лишены права вступать в брак (так называемый «целибат» у католиков), другим же брак разрешен, но лишь до достижения определенного сана (кажется, архимандрита у православных), после чего им строго предписывается оставлять свои семьи и уходить в «схиму», полное безбрачие, посвящая отныне свои думы и помыслы исключительно служению Всевышнему.

 

Можно только представить себе тайный страх несчастных попадий пред стремительною карьерой любимых супругов....

 

Так что, мне очень приятно, дорогие подруги, во всем - как и в этом! - ощущать свою принадлежность к иудаизму, где отношение к браку диаметрально противоположно. Для нас супружество - не уступка «природе» или великодушное снисхождение к человеческой слабости, но святой долг и почетная обязанность каждого, величайшее благо, проистекающее из Божественной заповеди, поставленной Всевышним на первое место из  613 - заповедей Торы, те два бессмертных слова, что дают надежду на вечную жизнь человечества: «Плодитесь и размножайтесь!»

 

Более того, любой, кто отказывается от супружества и деторождения, рассматривается еврейской традицией как нарушитель строжайшего запрета и оправдан быть может только «тот, душа которого неудержимо жаждет Торы, и кто предан ей до самозабвения, как бен Азай, посвятивший Торе все дни своей жизни и не взявший себе жены по этой причине. Нет на таком человеке вины...» (Рамбам, Законы о браке, 16,3).

 

Принято считать, что современный человек, как, впрочем, и его предшественники, более всего ценит свободу и решительно отвергает любые формы рабства. Тогда почему мы стремимся к браку, созданию постоянных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, утрачивая вроде бы при этом во имя семьи свою индивидуальную свободу....

 

Общеизвестно, что Б-г наделил живые существа ощущениями голода и сытости. По шкале базовых потребностей эти ощущения сигнального типа: голод - сигнал, что тебе чего-то не хватает, сытость - что у тебя этого уже в избытке. В  этом плане семья, независимо от  национальности людей, их вероисповедания или гражданства, удовлетворяет важнейшую из наших потребностей - удовольствие и радость от общения с близким человеком.

 

Итак, рождаются наши любимые детки, мальчики и девочки, растут-подрастают, глядят на мир широко раскрытыми глазами, познают мудрость Торы, незаметно для родителей превращаются в прекрасных юношей и девушек - и вот, наконец, приходит момент, когда они начинают осознавать святые слова: «Нехорошо человеку быть одному: сделаю ему помощника, соответственного ему». (Брейшит 2,18)

 

От понимания этой истины недалеко и до того, что сказано в этой книге дальше: «Поэтому оставляет человек отца своего и мать и прилепляется к жене своей. И они становятся одной плотью». Другими словами: «Мазл тов! Да здравствует новая счастливая семья!»

 

Кстати, крылатую фразу из Танаха «Нехорошо человеку быть одному...» не мешает каждому мужчине воспринимать буквально. В  «Обнаженных кочевниках», исследовании одиноких мужчин, Джордж Гильдер доказывает, что отсутствие постоянной женщины плохо сказывается на здоровье мужчины. Сухая статистика: смертность среди пожилых одиноких мужчин в два раза выше, чем среди их женатых сверстников. Одинокие мужчины в 6 раз чаще умирают от несчастных случаев (не пойму, что стоит за этим: «жизнь надоела» или апатия, обреченность, «выпадение» из реальности -недооценка рисков?). Холостяки в 22 раза (!) чаще страдают душевными заболеваниями, в три раза чаще - бессонницей, склонны к суициду....

 

Ну что: как вам эти цифры, правда, впечатляют? Не премините тогда сделать доброе дело: если у вас есть знакомые одинокие мужчины (друзья или родственники), постарайтесь в корректной форме ознакомить их с этими научными данными. Возможно, кому-то это принесет пользу...

 

Продолжение следует…

 

Автор: рабанит Хая Вольф

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.