19 Кислева 1798 года из Петропавловской крепости был освобожден Альтер Ребе. Раввин Шнеур Залман из Ляд - основатель хасидского движения ХаБаД Любавич, автор редакции свода еврейских законов «Шульхан Арух аРав» и основополагающего труда «Тания», который вышел из печати 20 Кислева 1796 года, и содержит в себе философские основы движения ХаБаД Любавич.
С тех пор день освобождения Альтер Ребе из заключения отмечается всеми его последователями в качестве Нового Года Хасидизма.
Но какое отношение это имеет ко всем нам сейчас?
Утешение павшим духом
В 17-м веке территории Украины и Белоруссии, где проживали сотни тысяч евреев, входили в состав Речи Посполитой (Польско-Литовское королевство). После 1648 года беспощадное угнетение польской шляхтой украинцев породило бурю гайдамацкого восстания, которая потрясла эти земли. Гнев доведенных до отчаяния украинцев подобно пожару сжигал все кругом. Восстания не утихали на протяжении десятков лет. Поскольку добраться до своих врагов в Польше гайдамакам было не под силу, то они вымещали свой гнев на тех, кто оказался в пределах их досягаемости. Немалой частью пострадавших были местные еврейские общины. В результате, после десятилетий убийств и грабежей, были убиты сотни тысяч евреев, а еще больше, лишившись всех средств, влачили жалкое существование, с огромным трудом, пытаясь заработать на хлеб насущный и прокормить свои семьи.
Естественно, что в таких условиях множество бедняков не имели возможности давать своим детям элементарное еврейское образование. Из-за сокращения возможностей для начального еврейского образования понимание сути заповедей и их исполнение было затруднено, так как простые евреи переставали понимать, что, как и для чего надо выполнять. Только простая вера в Б-га сохраняла их евреями. Возникла угроза раскола нашего народа на две неравномерные части (подавляющее число бедняков, постепенно теряющих внешнюю связь с Торой, и меньшинство, состоявшее из образованных и не бедствующих евреев) и растворения большей части евреев Украины и Белоруссии среди окружающих народов.
Спасение пришло от скрытых праведников – союза «Нистарим». Это были мудрецы Торы, которые, отказываясь от почетного положения раввинов городских общин и от обеспеченной жизни, отправлялись в добровольное «изгнание» (галут) и под чужими именами поселялись в разных общинах как простые обыватели. Они учили бедняков читать на святом языке, молиться и учить Тору, помогая тем словом утешения и добрыми делами, борясь за каждую еврейскую душу. Последним главой общества скрытых праведников был рабби Исраэль Бааль Шем Тов, который основал движение хасидов - «благочестивых». Получив указание от Вс-вышнего, он явил союз «Нистарим» всему миру под именем хасидов. Новое время требовало не таинственной эфемерной надежды, а надежных якорей и пристаней для еврейства в лице хасидского движения.
С этого времени хасиды, не скрываясь, странствовали от общины к общине помогая всем нуждающимся в их поддержке евреям.
Последнее средство!
Известная притча повествует нам о царе, который не пожалел самого ценного бриллианта из своей короны для излечения своего единственного сына.
Когда его единственный ребенок был смертельно болен, а все средства для излечения болезни были исчерпаны, то по совету врача - самое ценное сокровище было превращено в лекарство. Надежды почти не было. Царевич сжимал губы так, что все лекарство проливалось мимо, но ради спасения единственного сына царь готов был применить любые средства, несмотря на то, что они могут уйти в пустую.
Новые испытания требовали иных средств, для выживания еврейского народа, как народа Торы. В момент, когда опасность исчезновения очень велика, следует прибегнуть к самым сильным «лекарствам». Такое «лекарство» применил Альтер Ребе - раби Шнеур Залман из Ляд. В ход борьбы за еврейские души были пущены самые сокровенные тайны Каббалы.
Многие спорили с таким подходом, считая, что простые люди не смогут понять, оценить и принять такие высокие тайны Торы. Они настаивали на том, что «идея, брошенная в массы - подобно девушке, брошенной в полк солдат». Зачем же, тогда допускать такое надругательство над Торой - святыней еврейского народа. Но Альтер Ребе полагал, что критическая ситуация требует самых крайних мер - ведь даже одна спасенная душа еврея стоит того. В книге «Тания», наряду с высочайшими тайнами Торы, он раскрывает простым евреям ценность их заповедей, доступность исполнения повелений Вс-шнего любому самому обычному еврею. А последователи Альтер Ребе, в качестве посланников, достигали самых удаленных уголков, населенных евреями, живущими на территории Российской империи, неся утешение, свет Торы и спасение.
При написании «Тании» автор обдумывал каждую букву, поместив в нее максимум возможного смысла. Эта книга должна укрепить слабых духом евреев, указать путь к духовному развитию, и поразить гордыню самоуверенных, призывая нас быть скромными, ведь там, где присутствует гордыня, не остается места для присутствия Б-га.
Не на небесах, а на земле
Альтер Ребе цитирует слова Моше Рабейну (Моисея), говоря: «очень близка она к тебе... не на небесах она...». На самом деле, как разъясняет «Тания», Б-г желает, чтобы Тору и заповеди учили и исполняли в рамках физического мира. От нас требуется принести свет Вс-шнего во все уголки мироздания. Поскольку нет смысла ставить нелепые и непосильные задачи, то все имеет свое объяснение, значение и смысл. Каждый шаг оказывает величайшее влияние на этот мир. Каждая заповедь имеет особую ценность и отличается от другой заповеди. Даже одна заповедь, исполненная двумя разными людьми, – это уже два различных поступка. Даже более того, существуют определенные идеи в Торе и определенные заповеди, которые может исполнить (раскрыть) только определенный человек. Если он не станет этого делать, то мир обеднеет. Мир станет ущербен. А миссия, ради которой душа еврея воплотилась в этом мире, так и останется не исполненной.
Ведь мы все живем в этом мире не просто так. Мы воплотились в тела с целью, исполнить заповедь «своей жизни». И, так как никто не знает, какая именно это заповедь для него, то - каждую возможную заповедь следует исполнять таким образом, как будто именно она и есть его цель воплощения в физическом мире.
Возрождение еврейства
Во времена Советского Союза вновь перед нашими предками встала задача сохранить свое еврейство. Придумав нового бога в лице идеи коммунизма, коммунистическая партия всячески преследовала любое инакомыслие. Доходило до того, что когда родители отдавали своих детей в хедеры, где те знакомились с Торой и заповедями, то, при раскрытии этого факта, детей забирали в детские дома, а родителей арестовывали.
Стремясь избежать преследований, евреи СССР меняли фамилии, отказывались от родных имен, забывали наш язык и всячески пытались дистанцироваться от всего, что связано с нашим наследием, с Б-гом, с Торой и заповедями. Полным ходом шла ассимиляция. Возникла угроза еврейству на территории СССР.
Последователи Альтер Ребе как могли, поддерживали свет Торы среди стремительно ассимилирующихся евреев. После распада Советского Союза открытые гонения на еврейский народ прекратились. Многие вздохнули с облегчением. Мы сохранили себя. В этом величие наших отцов, которые жертвовали всем, ради сохранения драгоценного наследия Торы и ради того, чтобы их дети остались евреями.
Но появились новые вызовы. Ушло поколение тех, кто имел хотя бы начальные представления о еврействе. Мы остались один на один с этим миром, его угрозами и соблазнами, уже не понимая, как защитить свою самоидентификацию, сохранить наследие и передать эстафету еврейства следующим поколениям. Тогда посланцы Любавического Ребе направились в самые отдаленные города, чтобы не дать угаснуть свету еврейских душ.
Вновь как во времена Бааль Шем Това и первых хасидов множество евреев не знали совсем ничего о том, что означает на самом деле быть евреем. Нужно было организовывать миньяны, обучать молитве, Торе, читать, писать. Как по спирали все вернулось к ситуации, бытовавшей во времена Альтер Ребе.
Никогда не поздно!
Еще один важный урок мы можем вынести из сравнения сути работы Альтер Ребе и нашего праотца Яакова. Если присмотреться, то становится очевидно, что их миссии одинаковы.
Яаков обладает вторым именем - Исраэль, которое он получил после борьбы с ангелом Эйсава. По дороге в Святую Землю он поэтапно переправлял свои семью и имущество через реку. На покинутом берегу остались лишь мелкие вещи - разбитые сосуды. Сатан обоснованно посчитал их своими, поэтому при возвращении Яакова вступил с ним в битву за обладание вещами, которые, казалось бы, не имели никакой ценности. Битва продолжалась всю ночь. Яаков стоял до конца и одержал победу. И этим спас то, что уже было почти утеряно.
Альтер Ребе действовал таким же образом. Он и его последователи собирали и собирают «разбитые сосуды» - еврейские души, потерявшиеся в этом мире и отошедшие от Торы и заповедей. Эти «разбитые сосуды» - это мы с Вами; это каждый еврей, забывший о своем предназначении, которое состоит в исполнении Торы и заповедей; это каждый еврей, ассимилировавшийся в этом мире. Для нашего спасения и возвращения к Творцу Альтер Ребе не пожалел самого дорогого - высших тайн Каббалы, в надежде, что хоть это средство подействует, и мы будем спасены.
Однако, следует понимать, что спасение возможно лишь в том случае, если мы сами не будем бездействовать. Тора говорит: «проделай для Вс-вышнего отверстие с игольное ушко, и Он откроет тебе весь мир», то есть если мы сделаем хоть один шаг навстречу Отцу, Он - сделает тысячу для нас.