Глава Торы «Дварим» подробно рассказывает историю разведчиков земли ханаанской, посланных Моше разузнать: «Земля – какова она? И народ, проживающий на ней, – могуч ли он или слаб? Малочислен ли он или многочислен? И земля, на которой он живет, – хороша она или плоха, и в каких городах он живет: в открытых или укрепленных..?»
Вернувшись после сорокадневных странствий, разведчики рассказали о хорошо укрепленных ханаанских городах, о людях-гигантах, населяющих их, принесли и показали огромные плоды ханаанской земли. Они утверждали: «Не можем мы пойти на тот народ, ибо он сильнее нас». Их слова потрясли евреев. «И зарыдало все общество громким голосом, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: лучше умерли бы мы в земле египетской или в пустыне этой умерли бы... И предлагали друг другу: назначим предводителя и возвратимся в Египет... И сказал Б-г Моше: доколе срамить будет Меня этот народ и доколе не уверятся во Мне при всех знамениях, которые Я совершил... уничтожу его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его...»
Разведчики возвращаются из Земли обетованной с виноградной ветвью. Николя Пуссен, 1660-1664
Лишь молитва Моше смягчила кару. «И сказал Б-г: простил Я по слову твоему. Однако... все эти люди, видевшие славу Мою и знамения Мои... и испытывали Меня уже десять раз и не внимали голосу Моему, не увидят земли, которую Я клятвенно обещал... Дети же ваши, о которых вы говорили... их введу Я, и они узнают землю, которую вы презрели... Сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет... По числу дней, в которые вы осматривали землю...»
День, когда возвратились разведчики, а евреи предались напрасному плачу и стенаниям, стал впоследствии днем плача для многих поколений. День этот – девятое Ава...
Около двух с половиной тысячелетий назад Невухаднецор, царь Вавилонский, разгромил своего главного врага – Египет. Воодушевленный победой, он отправился завоевывать окружавшие его царство большие и малые страны. Огромное вавилонское войско легко покорило раздробленную Иудею, и Невухаднецор обложил ее тяжкой данью.
Страна застонала от гнета непомерных налогов. И Цидкияу – последний царь Иудеи – нарушил клятву верности правителю халдеев, тайно объединившись с поверженным Египтом. Криком отчаяния был союз с вероломными египтянами и обреченное на гибель восстание Иудеи в 3336 году после с.м.
То было горькое время для земли Израиля. В стране царили идолопоклонство, безнравственность, кровопролитие. Напрасно взывал к равнодушным пророк Ирмияу, предвещая падение Иудеи, Иерусалима и Храма. Люди не слушали его, а разгневанный зловещими предсказаниями Цидкияу велел схватить пророка и посадить в тюрьму.
Но заточение мудреца не изменило пророчеств. Войска Невухаднецора захватили страну и окружили столицу. После долгой осады в 3338 году, когда от голода и болезней погибло большинство защитников, город был захвачен.
Франческо Хайес . «Разрушение Иерусалимского храма». 1867г
На седьмой день месяца Ав началось планомерное разрушение непокорного Иерусалима. Солдаты вавилонского войска снесли высокие городские стены, разрушили царский дворец и другие постройки. Девятого Ава запылал священный Бет-Амикдаш. Добычей победителей стали удивительные золотые и серебряные изделия, поставленные царем Шеломо (Соломоном) в святом здании. Всех жителей Иудеи, оставшихся в живых после кровавого разгрома, угнали в рабство.
Так пало 450-летнее еврейское царство, так перестали существовать величественный город и Святой Храм, так Б-г наказал Свой народ, оставивший Его и Его законы.
На землю Израиля опустилась глубокая ночь.
Через семьдесят лет, как и было предсказано, евреи вернулись из вавилонского плена. Страна и город лежали в развалинах. С воодушевлением приступили они к восстановлению Иерусалима и строительству нового Храма. На это понадобились годы, но в блеске и величии поднялся второй Бет-Амикдаш.
Минули столетия. Войска завоевателей с огнем и мечом проходили по Иудее, но священный Храм стоял нерушимо.
Так было до римской тирании, до поры кровавого ига. Корыстные и бесчеловечные наместники Рима облагали Иудею непосильными поборами, без суда, в назидание непокорным устраивали массовые казни. Тысячи людей бежали в горы и леса. Они мстили за насилия и убийства, подстерегали и уничтожали отряды римских войск, а прокураторы Рима в отместку казнили виновных и невиновных.
Разрозненные вспышки гнева переросли наконец в массовое восстание. И Римская империя, уставшая от непрерывной войны с непокорной Иудеей, решила уничтожить ее навсегда.
В трагические дни Иудея оказалась ослабленной внутренними раздорами, беспричинной враждой среди евреев. Брат поднялся на брата, шла жестокая борьба за власть, страна раскололась на три враждебные партии. Всеобщее восстание против римлян было одновременно началом гражданской войны в Иудее. Евреи убивали друг друга, упрощая тем самым задачу римского войска.Без особого труда римляне захватили стратегически важный район Галилеи, затем очистили страну от еврейских отрядов, заняли все крупные города и крепости. В руках повстанцев остался Иерусалим, намертво зажатый в кольце легионов.
Великий город казался неприступным. От внешнего врага его защищали три мощные зубчатые стены, но за ними продолжалась война трех враждующих партий, и раздор между евреями обрек Иерусалим на гибель.
К несчастью, римская армия была хорошо вооружена баллистами и таранными орудиями, а начальник ее – сын римского императора Тит – оказался неплохим полководцем. С помощью разведчиков он узнал о плохо защищенных участках городских стен и бросил туда осадные машины.
Застучали тараны, полетели огромные камни, и мужество защитников, их отчаянные вылазки против десятикратных сил врага ничего не могли изменить. Была пробита первая брешь, тяжелые стенобитные орудия продвинулись к следующей стене, и мерные удары таранных машин начали отбивать последние часы Иерусалима.
Но вторая стена не поддавалась. Римляне столкнулись с великим мужеством еврейских воинов. (О чем свидетельствуют и враги евреев – римские историки.) Невероятная стойкость защитников вынудила Тита отказаться от надежды на быстрый успех и прибегнуть к затяжной осаде. Если огромное войско с тысячью осадных машин не может добиться успеха, тогда, решил Тит, он возьмет этот город измором. Инженерный корпус римлян поставил вокруг Иерусалима плотную ограду, отрезая евреям любые связи с внешним миром. Римский полководец знал, что во время междоусобной войны были уничтожены главные запасы продовольствия.
Стена вокруг Иерусалима обрекла город на медленную смерть. И все же, когда Тит предложил защитникам сложить оружие, вожди восстания ответили единодушным отказом.
Голод убивал людей. Богатые предлагали состояния за меру пшеницы, ежедневно умирали сотни, а отчаявшиеся в поисках еды уходили тайком из города на окрестные поля. Эти одиночки становились легкой добычей легионеров, и по приказу Тита их распинали на крестах. По свидетельству историка Иосифа Флавия, присутствовавшего при осаде Иерусалима, однажды утром защитники города увидели более пяти тысяч таких крестов. Как рассказывает тот же Флавий, среди римлян ходили слухи, что евреи проглатывают свое золото, и легионеры убивали пойманных на месте, вспаривая им животы... Голод, страдания и болезни не могли сломить боевой дух Иерусалима, но сказывался постепенный упадок сил.
Семнадцатого Тамуза была окончательно пробита вторая стена, и легионеры ворвались в город.
Каждый шаг победы давался им тяжким боем, и разъяренный Тит, махнув рукой на богатства Иерусалима, приказал уничтожить его огнем.
Пылающие факелы прокладывали дорогу римскому войску.
Разрушение иерусалимского храма Титом. Художник Н. Пуссен. 1638-1639 гг.
Девятого Ава легионеры пробились ко второму Храму, осквернили его и сожгли дотла. От второго Бет-Амикдаш – гордого Дома Б-га, остался лишь пепел и прочная Западная Стена: знаменитая Стена Плача. День девятого Ава закончился беспощадной резней – убивали раненых, беспомощных женщин, стариков и детей...
Так пал гордый Иерусалим, так был разрушен Храм второй.
А через несколько лет, когда римляне окончательно изгнали евреев из Иудеи и распахали плугом иерусалимскую землю, – сбылось последнее пророчество Ирмияу: «Цион саде техареш» – «Сион будет вспахан, как поле» (Ирмияу, 26:18).
В падении первого Храма были виновны сами евреи. Они отступились от Б-га, от заповедей священной Торы, предались идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию. Перед гибелью второго Бет-Амикдаш они изучали Тору и соблюдали ее законы, но поддались беспричинной вражде. В глазах Б-га это тяжкий грех, которому нет прощения: он равен идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию вместе взятым.
День 9 ава в еврейской истории связан сразу с несколькими трагическими событиями, но самыми значимыми из них считаются разрушение Первого и Второго Храмов, а также изгнание евреев из Испании. Вот краткий список событий, случившихся 9 ава:
- 9 ава 586 г. до н. э. вавилонским царем Навуходоносором был подожжен и разрушен Первый Храм в Иерусалиме;
- 9 ава 70 г. н. э. римским полководцем (впоследствии императором) Титом был подожжен и разрушен Второй Храм;
- 9 ава 132 г. по приказу императора Адриана Иерусалим был стерт с лица земли: город был разрушен, а его развалины – распаханы для строительства нового римского города Элия Капитолина;
- 9 ава 135 г. пала крепость Бейтар – последний оплот восстания еврейского народа под руководством Бар-Кохбы против римлян;
- 9 ава 1290 г. издан указ Эдуарда I об изгнании евреев из Англии, в результате которого еврейское присутствие в этой стране прервалось почти на 400 лет – до правления Оливера Кромвеля. Это было первое массовое изгнание евреев из европейской страны в средние века, за которым в течение пяти веков последовали десятки других изгнаний, в том числе – самое знаменитое из них:
- 9 ава 1492 г. Испанию покинули последние евреи, оставшиеся верными вере предков. Католические монархи Фердинанд и Изабелла, подписав указ об изгнании сотен тысяч евреев Испании, навсегда уничтожили процветающую и влиятельную еврейскую общину Европы, подарившую народу Израиля знаменитые имена средневековой еврейской истории и культуры.