Еврейский календарь
9 Элул
5778
Календарь
21 Августа
2018
Недельная глава:
Ки Тэце
ТЕМА НЕДЕЛИ
8 правил для еврейского гостеприимства
Мир еврейскими глазами

8 правил для еврейского гостеприимства

U-jew
23 августа 2017, 11:06

Есть такая шутка, что евреи придумали Скайп, чтоб не тратиться на угощения. Возможно, в этом и есть доля правды, но не в Шабат точно.

 

В преддверии Субботы каждый богобоязненный иудей готовит самые вкусные и самые любимые блюда, а также считает за честь, если на его Шабатнюю трапезу придут гости. Многие мудрецы разных поколений всю неделю себе оказывали в лакомствах и оставляли лучшее, чтоб поставить это гостям на стол в Субботу.

 

Евреи во всем мире каждую неделю «выключают» все материальное и проводят день Шабата в покое и благодарности Творцу. Ведь Шабат — одна из основ иудаизма. Не даром же говорят, что соблюдение законов этого святого дня сохранило евреев как народ, а народ сохранил Царицу Субботу. Тут есть простая закономерность, ведь уже более трех тысяч лет еврейские женщины во всем мире зажигают свечи, застилают стол белой скатертью (как символ мана, который выпадал в пустыне и был пропитанием евреям), ставят на него самые традиционные и изощренные кошеные блюда и в семейном теплом кругу с нетерпением ждут в дом гостей. Гостеприимство — это отдельная и очень важная заповедь для еврейского народа.

 

Приведем доказательство из Торы (книга Берешит): праотец Авраам Авейну «сидел у входа в шатер в знойный день» и разговаривал со Вс-шним. В это время мимо проходили три бедуина, и вопреки столь высокой Награде — шхины [Б-жественного присутствия — прим. Л.Л.] — Авраам просит Творца подождать и продолжить разговор после, чтоб он смог исполнить заповедь гостеприимства. Он бежал встречать гостей, прервав разговор с самим Создателем. Из этого иудеи учат, что данная Заповедь выше, чем даже прямой разговор с Творцом. Что же означает «знойный день»? Это был третий день после обрезания Авраама, и он себя плохо чувствовал, но и это не помешало ему исполнить Заповедь! Еще один аргумент приводит Раши: «Создал Вс-шний необычайно жаркий день, чтобы не утруждать его гостями, но, увидев, что тот опечален, ибо нет у него гостей, послал ангелов под видом людей».

 

http://jewishnews.com.ua/uploads/gallery/2015/07/17/tmb_100010005c132900429c3e92ba792f3f0342ad2d.jpg

Барух Нахсон. Авраам встречает 3 ангелов

 

Так что гость в еврейском доме, как видите, издревле в особом почете, а принимать гостей — особая мицва для каждого иудея.

 

Раббанит Инна Маркович с мужем живет в Украине уже почти 15 лет. Все это время в их доме от 20 гостей на каждую из 3 трапез Шабата. Оба супруга росли в религиозных семьях. Суббота для них — это свечи, вино, халы и гости. После свадьбы Инна еще не очень умела готовить, но люди в их доме в Субботу уже были.

Инна Маркович рассказала о том, почему ее семья одной из первых подхватила идею «Шабат хост», и почему гости в Субботу — это так важно.

 

Сегодня люди более замкнутые. Старшее поколение еще помнит традицию гостин, когда было принято не только ходить друг к другу домой, но и оставаться ночевать. Сегодня все больше общение происходит не «с глазу на глаз» и не на личной территории, а в кафе. Дом — это же внешнее отображение внутренней сути человека! Впуская кого-то в нашу обитель, мы автоматически приоткрываем частичку внутреннего «я», раскрываем свою истинную суть, даем возможность познать нас и открываем перед гостем свое самое ценное — дом, семью, атмосферу, традиции… Все то, что есть глубинным пониманием заповеди «Гостеприимство».

 

Авраам же был очень богатым человеком. Он же мог жить в своем доме и построить для гостей гостиницу. Но цель не в том, чтоб дать человеку просто тарелку с едой или ночлег, ведь наши гости не являются нуждающимися… Не сказано же в Писании: «Построй гостевой дом и предоставь пристанище», а написано: «Прими гостя к себе домой». Ведь цель в иудаизме — делиться опытом.

 

Как правильно принимать гостей?

1. Важно создать психологический комфорт для пришедшего. Люди могут вас лично вообще не знать. Они просто позвонили в проект и изъявили желание провести Шабат в семье. Соответственно, будут чувствовать себя неудобно, скованно, тем более что находятся на «чужой» территории и среди незнакомых людей.

 

2. Корректно поинтересоваться у гостя, первый ли это Шабат для него. Это может быть еще одним фактором его стеснения: он будет бояться сделать что-то не так или сидеть всю трапезу в напряжении, не понимая, что происходит и зачем. Помните, что вы должны осторожно объяснять каждую часть трапезы и подсказывать наперед. При этом не занимайтесь нравоучениями, пришедший — не ваш воспитанник, он гость!

 

3. Принимая новых людей, предусмотрите на столе не мясные блюда и не жареные, ведь ваш гость может быть вегетарианцем или иметь проблемы с желудком. Тогда он сможет в полной мере насладиться трапезой: уйти от вас не только духовно сытым, но и физически. Просто поставьте несколько нейтральных блюд. Не начинайте разговоры, мол, «мясо полезное… чего не едите…»

 

4. Если для принимающей стороны есть факторы, которые принципиальны в их доме (не звонить в дверь, не говорить по телефону или, к примеру, снимать обувь), оговорите их в момент приглашения, но в качестве просьбы. Например: «Постучите, пожалуйста, в дверь. Мы звонок не используем в Шабат». Не усугубляйте дискомфорт, показывая неосведомленность гостя.

 

5. Когда гость спрашивает, что принести, я отвечаю: «Большую улыбку!». Но если светский человек даже приходит с подарком, например, с цветами, не нужно с порога рассказывать, что это неправильно. Со временем он сам к этому придет. Ваша задача в этот момент предоставить ему опыт и не убить желание к познанию основ иудаизма. Важно, соблюдая Галаху [законы иудаизма], не обидеть человека.

 

Картинки по запросу еврейское гостеприимство

 

6. Правильно проводите гостя. У нас с мужем есть своего рода дежурства: если человеку нужно уйти, когда большинство гостей еще сидит за столом, то кто-то один из нас остается с гостями, второй провожает. Мы благодарим за то, что гость разделил с нами Шабат. За порогом квартиры у нас не принято провожать взглядом, чтоб не смущать никого: мы закрываем дверь «без долгих проводов». Ведь, с одной стороны, в нашем подъезде находится лифт, а с другой — лестница. В Шабат мы не пользуемся первым: как спуститься на улицу — выбор гостя.

 

7. В ситуации, когда гость засиделся, помните: цель гостеприимства — не личный комфорт хозяев, а пришедших к нам гостей. Возможно, человеку холодно в душе и ему необходимо общение. Эта потребность столь же важна для людей, как и еда! Ведь когда слышите, что гость голоден, вы же накрываете стол и кормите человека? А есть люди, которые также голодны в районе души. Попадая в семью, они начинают оттаивать и насыщаться семейной теплотой и душевным разговором.

 

8. Мы стараемся скомпоновать гостей еще и по группам интересов. Если понимаем, что у нас в гостях будут более знающие Галаху, мы можем поднимать за столом глубокие темы, детально разобрать главу Торы, вести диалог.

 

Сложности исполнения заповеди «Гостеприимство»

Каждая хозяйка хочет показать, что она идеальна: стол ломится, дом блестит, дети ученые. Многие говорят, что пока, к примеру, не построят дом — не могут приглашать к себе домой. Ведь впустить сейчас — это показать, кто ты есть сегодня на самом деле, какие финансовые возможности в семье.

Тут как раз и появляется гордыня.

 

Заповедь принимать гостей касается не будущего твоего положения, а обязанности на сегодня. Если ждать, пока стены станут идеально белыми, дети максимально воспитанными, а стол реально начнет ломиться от угощений, мы никогда не начнем исполнять эту важную заповедь.

 

Любавический ребе однажды просил у одного человека начать преподавать уроки. Тот ему ответил, что он пока не насколько еще знающий и может кто-то другой это сделает... Ребе ему ответил: «Тот, кто знает «Алеф», должен его преподавать тому, кто не знает «Алеф»; тот, кто знает «Алеф+Бет», должен преподавать тому, кто знает только «Алеф».

 

Вкус Шабата через молитву

Я часто зажигаю свечи и прошу у Вс-шнего, чтоб трапеза прошла удачно. Я не могу сказать, что у меня всегда все идеально, но я принимаю гостей с чистым и открытым сердцем. Ведь мы знаем примеры, когда все в доме дорого и красиво, а за этим изобилием нет душевности и теплоты.

 

Задача хозяйки — это не идеальность, а чтоб было чисто, вкусно и уютно всем. Людям сегодня не так курица нужна, как интересная беседа. Она вам ничего не будет стоить. Попросите у Вс-шнего душевности за столом. Даже если сам стол не будет переполнен, люди все равно получат частичку Шабата и зарядятся теплотой. Они будут тянутся в ваш дом, прежде всего, за особой праздничной атмосферой Шабата.

 

Когда я была в школе, мы с другими ученицами пришли в одну семью на Шабат. Они были совсем бедные. На столе была хала, вино, тхина (кунжутная паста – прим.ред счя) и нам дали маленький кусочек рыбки. Мы вышли оттуда и, если бы нам предложили по бутерброду, то никто из нас не отказался бы. Но атмосфера в этой семье была насколько возвышенной и божественной, что я до сих пор помню тот Шабат!

 

Когда у меня не получается по финансовым причинам накрыть богатый стол или я устала и не могу приготовить столько, сколько хочу, то прошу у Вс-шнего, чтоб частичку атмосферы из запомнившегося мне Шабата он дал на мою трапезу.

 

Источник: jewishnews.com.ua

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Чувство истории
Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции