5 Тишрея
2196 (-1564) года Билѓа родила Нафтали – шестого сына нашего праотца Якова, одного из родоначальников двенадцати колен Израиля. Он прожил 133 года и скончался в тот же день в 2329 (-1431) году.
Двар Йом беЙомо
5 Тишрея
2449 (-1311) года – тридцать пятый из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (в третий раз).
Книга нашего наследия; Наш Народ; Двар Йом беЙомо.
5 Тишрея
3896 (136) года были убиты римлянами двадцать выдающихся мудрецов Израиля и захвачен в плен раби Акива.
Он не был замкнутым в себе ученым и разделил с народом его судьбу. Раби Акива был возмущен тиранией римлян, проявляемой ими к евреям. Поэтому, когда Шимон бар Козиба принял на себя руководство хорошо организованным восстанием против римского владычества, раби Акива его поддержал. В выдающихся способностях Бар Козибы как руководителя увидел раби Акива даже, что он достоин быть Машиахом, который в силах высвободить еврейский народ из галута (изгнания). Он дал ему имя БарКохба, «Сын Звезды», под которым Шимон бар Козиба вписал короткую, но славную главу в еврейскую историю. К сожалению, этот еврейский герой впоследствии разочаровал раби Акиву и оказался недостойным такого высокого назначения – быть Машиахом.
В результате неудачного еврейского восстания римляне усилили свои притеснения и запретили евреям изучать Тору и соблюдать ее законы. Раби Акива отказался подчиниться этим указам Рима и продолжал обучать своих учеников. В конце концов, он был схвачен и присужден к сдиранию с него кожи живьем. Эти муки он перенес стоически, читая в это время молитву «Шма Исраель».
Наш Народ; Книга нашего наследия.
5 Тишрея
5297 (20 сентября 1536) года польский король Сигизмунд (Зигмунд) I, несмотря на категорическую позицию католических священников, принял решение о смягчении государственной политики в отношении евреев. Он повелел освободить иудеев от уплаты нескольких дополнительных налогов и позволил им селиться в Вильно, Варшаве и других крупных городах.
Двар Йом беЙомо.
5 Тишрея
5420 (12 сентября 1659) года в Кайену, столицу бывшей Французской Гвианы, пришла бригантина с группой португальских евреев, изгнанных португальцами из Бразилии. Они организовали новое поселение Ремир. Евреи построили жилища, синагогу и крепость для защиты от пиратов, основали плантации сахарного тростника и промышленное производство сахара. Они же наладили производство индиго. Евреи первыми из белых поселенцев установили отношения с индейцами и таким образом обеспечили безопасность со стороны джунглей. Уже через пять лет еврейская община в Кайене насчитывала 450 человек.
Еврейская Энциклопедия; www.wikipedia.org.; Двар Йом беЙомо.
5 Тишрея
5668 (13 сентября 1907) года ушла из этого мира душа раввина города Витебска р.Мордехая Шнеерсона – сына р.Борух Шолома (ЃаРаМаШ), который в свою очередь является первым сыном р.Цемах Цедека – третьего Ребе ХаБаДа.
Шмуот ве Сипурим; Ямей ХаБаД.