Сегодня 18 элула согласно хасидскому обычаю принято делать тшуву (раскаиваться) за прегрешения и ошибки, совершённые в месяце тишрей уходящего 5775 года (25 сентября – 24 октября 2014 года)
18 Элула
2448 (-1312) года – девятнадцатый из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (в третий раз).
Книга нашего наследия; Наш Народ; Двар Йом беЙомо.
18 Элула
3619 (-141) года в ходе «ханукальных» событий Шимон Хашмоней – младший из сыновей Йеѓуды Макаби, захватил последнюю вражескую крепость – цитадель Акру на Храмовой горе. В результате впервые за 400 лет зависимости от иностранных государств, народ Израиля вновь обрел полную суверенность и мирное самоуправление. Благодарный еврейский народ чествовал Шимона, объявив его правителем Святой Земли и первосвященником Ерушалаимского Храма.
Наш Народ
18 Элула
5369 (7 сентября 1609) года на 97-м году жизни ушла из этого мира душа Раби Йеѓуды Ливы (МаЃаРаЛя) (5272-5369) из Праги – прямого потомка царя Давида, величайшего мудреца и праведника, перу которого принадлежит непревзойдённый труд «Шней Лухот ѓаБрит» («Две скрижали завета»), выдающегося каббалиста, создавшего легендарного Голема.
Уже через 200 лет его потомок – Раби Шнеур Залман, первый Ребе ХаБаДа был известен не меньше своего прославленного предка, от которого его отделяют семь поколений:
- Сын МаЃаРаЛя – р.Бецалель;
- Сын р.Бецалеля – р.Шмуель;
- Сын р.Шмуеля – р.Йеѓуда Лейб;
- Сын р.Йеѓуды Лейба – р.Моше;
- Сын р.Моше – р.Шнеур Залман;
- Сын р.Шнеур Залмана – р.Борух;
- Сын р.Боруха – р.Шнеур Залман –Алтер Ребе.
Ѓайом Йом; Ямей ХаБаД.
18 Элула
5458 (15 августа 1698) года в понедельник в местечке Окоп родился Раби Исраель Баал Шем Тов (БеШТ).
Он родился в семье праведника р.Элиезера и его жены Сары. История рождения и детства р.Исраеля малоизвестна. Вот что пишет по этому поводу Альтер Ребе: «Рождение и детство Баал Шем Това напоминает нам историю праотцев. Действительно, р.Элиэзеру и его жене Саре Всев-шний подарил сына когда ему было 100, а ей 90 лет. Открыто было ему в пророчестве, что достойны они родить сына, который осветит этот мир. Односельчане рассказывали, что в 3 месяца маленький Исраель уже ходил и говорил. Когда ему было полтора года, его отец умер и, умирая, завещал своему сыну: «Не бойся никого, кроме Б-га, и люби всем сердцем каждого еврея».
Ровно через год, в годовщину смерти мужа, умерла ребецин Сара. Ребенок стал ходить по селу с нищенской сумой, и односельчане поддерживали его, как могли.
В этот же день 18 Элула 5484 (1724) года ему впервые открылся его святой учитель и наставник – ангел Ахия ѓаШилони. А 18 Элула 5494 (1734) года Раби Исраель Баал Шем Тов раскрылся миру как цадик. Шесть лет БеШТ отказывался раскрываться, за что было отнято 6 лет от его жизни.
Учение Баал Шем Това вскоре привлекло к нему ревностных последователей. Среди тысяч его учеников оказались самые авторитетные раввины и ученые. Они переносили свет учения БеШТа в свои общины, и очень скоро, еще при жизни Баал Шем Това, хасидизм получил широкое распространение. Уже спустя полвека к нему примкнула половина еврейского населения Восточной Европы.
Раби Исраель родился и вырос в одной из еврейских общин, пережившей ужасы погромов Богдана Хмельницкого. Сотни еврейских общин были стерты с лица земли, чудом уцелевшие впали в отчаяние. Это обстоятельство очень существенно для понимания сути учения БеШТа, которое возникло как жизненная необходимость, как путь к возрождению религиозного еврейства. Хасидизм вдохнул в иудаизм новую живую душу. Баал Шем Тов подарил народу Израиля великий дар – внутреннюю свободу и радость. Он научил евреев находить счастье в вере, удовлетворение – в высокой нравственности и искать проявления Б-га во всем окружающем.
Ямей ХаБаД.
18 Элула
5505 (4 сентября 1745) года родился Раби Шнеур Залман из Ляд (5505-5573) – создатель учения ХаБаД, известный как Алтер Ребе или «ѓаРав миЛяды». Он родился в г.Лиозно Могилевской губернии. Его родителями были раби Борух и ребецин Ривка. Раби Борух Познер, его отец, был одним из известнейших мудрецов своего времени и происходил из рода знатного не только по еврейским, но и по любым меркам. Ведь он был потомком знаменитого МаЃаРаЛя из Праги и, следовательно, являлся прямым потомком царя Давида.
Раби Борух и ребецин Ривка были благочестивыми евреями, но, несмотря на то, что они были вместе уже несколько лет, детей у них все еще не было. Они поехали в г.Меджибож к раби Исраелю Баал Шем Тову, чтобы попросить у него благословение на рождение детей. Через год у них родился мальчик. В этот день Баал Шем Тов был очень весел и на все расспросы учеников отвечал, что, дескать, сегодня в этот мир пришла новая душа, имя которой — Шнеур (на иврите «шней ор» – «два светила»), и ей суждено осветить мир двумя источниками — светом Открытой Торы и светом хасидизма.
Незаурядные способности мальчика были известны далеко за пределами его родины.
Местный талмудист раби Иссахар Бер отказался быть преподавателем юного Шнеур Залмана, превосходившего его своими познаниями.
Уже на праздновании Бар-Мицвы молодой раби Шнеур Залман был провозглашен великим знатоком и толкователем Талмуда, гаоном – гением. 12 Ава 5520 года (1760), пятнадцати лет от роду, он женился на ребецин Штерне — дочери р.Йеуды Лейба Сегала. В восемнадцать лет он закончил изучение Талмуда и углубился в Каббалу.
Сефер Ѓатода; Ямей ХаБаД.
18 Элула
5508 (31 августа 1748) года, в среду, Раби Исраель Баал Шем Тов принял участие в первой стрижке маленького Шнеур Залмана – будущего первого Ребе Хабада.
В начале 5508 года, празднуя Рош ѓаШана у БеШТа, р.Борух поделился с ним своими планами привести Шнеур Залмана к нему на первую стрижку. Чтобы сам Баал Шем Тов остриг с его головы первые локоны, оставив пейсы.
БеШТ согласился при условии, что сразу же после стрижки мальчика отвезут домой: «Шнеур Залман не должен познакомиться со мной, а иначе он не сможет позднее принять р.Магида как своего Ребе», – сказал Баал Шем Тов.
В среду, 18 Элула 5508 года, ребецин Ривка и ее свояченица, ребецин Двора Лея, вместе с ребенком приехали в Меджибож к БеШТу. После того, как БеШТ подстриг ребенка, оставив ему пейсы, и благословил его благословением коѓенов, он велел им сразу отправляться обратно домой и не разговаривать между собой о том месте, где они побывали. На прощание он пожелал им хорошего года и удачной поездки. По дороге назад мальчик все время спрашивал, что за еврей стриг ему волосы и делал пейсы, а мать отвечала ему: «Это дедушка».
В тот день Баал Шем Тов для всех своих учеников устроил праздничную трапезу, на которой он произнес хасидский маамар, поясняющий слова: «Трехлетним узнал Авраѓам Творца его». После этого БеШТ сказал:
— Обладателю души из Польши исполнилось сегодня 3 года. Трехлетним узнал он Творца его. И ему потребуется пройти через такое же самопожертвование, как и Авраѓаму, отцу нашему, для того, чтобы раскрыть всему миру путь служения Всев-шнему в Его Единстве и Провидении.
Сефер Ѓатода; Ямей ХаБаД.
18 Элула
5573 (1 сентября 1813) года, в понедельник, Мителер Ребе – второй Ребе ХаБаДа, в сопровождении тысячи хасидских семей, добрался до деревни Любавичи, где он и основал место своего постоянного проживания.
С тех пор хасиды ХаБаДа стали называться «любавическими хасидами». Около 102 лет Любавичи служили местом проживания четырех поколений руководителей ХаБаДа и центром хасидизма для сотен тысяч хасидов, проживавших на территории России и в других государствах мира.
Сефер Зихронот, том 1; Сефер Ѓатода – Адмур Ѓаэмцои; Ямей ХаБаД.
18 Элула
5657 (15 сентября 1897) года начались занятия в первой ХаБаДской ешиве, в которой изучение раскрытой Торы сочеталось с изучением Торы хасидизма.
Ешива была основана пятым Любавичским Ребе – Шолом Дов Бером Шнеерсоном (5621-5680) и позднее получила название «Томхей Тмимим» – «Поддерживающие непорочных».
Сефер Ѓатода; Ямей ХаБаД.
18 Элула
140 до н. э, 22 августа — (3620). Последний из братьев Хасмонеев Симон многолюдным собранием народа в Иерусалиме избран первосвященником и князем еврейского народа. При нем Иудея стала независимым государством.