11 Хешвана
1656 (-2104) года ушла из этого мира душа Метушелаха – одного из немногих праведников поколения Потопа. Он стал свидетелем того беззакония, жестокости и коррупции, что привели мир к гибели и разорению.
Всев-шнему настолько был дорог покой Метушелаха, что Он не только назначил Потоп после его смерти, дабы Метушелах не видел гибели своих грешных потомков, но и отсрочил эту глобальную катастрофу ещё на семь дней – до окончания траура по праведнику.
Метушелах умер в возрасте 969 лет, поставив абсолютный рекорд долгожительства. Его мудрость и знания унаследовал его внук, праведный и богобоязненный человек – Hoax, сын Лемеха.
Наш Народ; Двар Йом беЙомо.
11 Хешвана
2208 (-1552) года Рахель родила Биньямина, двенадцатого сына нашего праотца Якова, самого младшего из родоначальников колен Израиля. Он прожил 115 лет и скончался в тот же день в 2323 (-1437) году.
В тот же день, по пути из Бейт-Эля в Бейт-Лехем, после рождения Биньямина ушла из этого мира душа нашей праматери Рахель. Согласно утверждению «Виленского Гаона» (гаГРО), на тот момент ей было 36 лет (или 45 лет – по мнению «Сефер гаяшар», чьё авторство некоторые авторитеты иудаизма приписывают Раби Акиве).
Яков хотел взять тело Рахель с собой и похоронить в Пещере Махпела вместе с остальными праматерями и праотцами еврейского народа, но Б-г велел ему похоронить ее у дороги на возвышенностях Бейт-Лехема. Она должна была остаться здесь для того, чтобы через много веков в грозный для Израиля час, когда её детей вавилоняне поведут в изгнание, у ее гробницы нашли бы изгнанники утешение и набрались бы мужества, зная, что Мать Рахель молит Б-га за них.
Как сказано в ТаНаХе: «Так сказал Г-сподь: ″Слышен голос на возвышенности… это Рахель оплакивает своих сыновей, отказывается утешиться, печалясь о детях своих, ибо нет их″» (Ирмиягу).
Наш Народ; Двар Йом беЙомо.
11 Хешвана
5558 (31 октября 1797) года ушла из этого мира душа р.Менахема Нохума (Тверского) из Чернобыля (5490-5558), выдающегося ученика р.Исраеля Баал Шем Това, а позднее – р.Магида из Межирича, одного из первых, кто начал распространять идеи хасидизма в Восточной Европе.
Его мудрость и праведность уже с детства оценили крупнейшие мудрецы того времени. А безотказная готовность Раби Нохума помогать евреям, не жалея для этого ни сил, ни времени, ни средств, обеспечила ему горячую любовь простого народа.
Его мудрость нашла отражение в таких известных книгах, как «Маор Эйнаим» («Свет очей») и «Исмах Лев» («Возрадуется сердце»), написанных в форме комментариев к недельным главам Торы и притчам мудрецов.
Однажды р.Дов Бер – Магид из Межерича – сказал, что Машиах обязательно будет потомком его ученика, самого старшего или самого младшего из них.
Когда р.Шнеур Залман – самый младший из учеников Магида – гостил у своего друга р.Нохума из Чернобыля – самого старшего из них, они вспомнили эти слова. Чтобы предсказание учителя исполнилось наверняка, они решили познакомить р.Якова Исраеля, внука р.Нохума, с ребецин Двора Леей – внучкой Алтер Ребе. Знакомство оказалось удачным, и 6 Швата 5571 (1811) года молодые поженились.
Парпараот леТора; Двар Йом беЙомо; Мисихат Юд Шват 5714г.
11 Хешвана
5644 (11 ноября 1883) года ушла из этого мира душа р.Авраама бен Ицхак Мататиягу (Вайнберга) из Слонима (1804-1884) – великого мудреца и праведника, одного из крупнейших раввинов ХIХ века, основателя движения Слонимских хасидов.
Раби Авраам в разное время учился у р.Моше из Кобрина, р.Ноаха и р.Михля из Лехвицы и у основателя Воложинской ешивы р.Хаима, по образцу которой он позднее создал в Слониме ешиву более чем на 100 учеников. Многие из его учеников по его указаниям отправились в Землю Израиля. Его мудрость нашла отражение в таких известных книгах, как «Исод гаАвода» («Основа Служения») – сборник хасидских статей; «Хесед леАврагам» («Милость к Аврагаму») – оригинальные комментарии к книге Берейшит на основе Каббалы; «Беер Аврагам» («Колодец Аврагама») – комментарии к мидрашу «Мехилта».
В 1848 году движение Слонимских хасидов объединилось с хасидами Кобрина, и в таком виде существует и поныне.
Парпараот леТора; Двар Йом беЙомо.
11 Хешвана
5669 (5 ноября 1908) года ушла из этого мира душа р.Шнеура Залмана Аарона (РаЗО) (5618-5669) – старшего сына р.Шмуеля - четвертого Любавичского Ребе.
Выдающийся мудрец и праведник, он, кроме всего прочего, обладал феноменальной памятью, запоминая все истории о зарождении и развитии Любавичского движения, которые он слышал от отца и старых хасидов. Именно на основе этих историй его племянник р.Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе, позднее напишет свою известную книгу «Сефер Зихронот».
Похоронен он в городе Витебск.
гакрия вегакдуша; Сефер гатода Адмур МогаРаЯЦ, том 2; Шмуот ве сипурим; Ямей ХаБаД.