Харьковская область - Ujew

Харьковская область

Харьковская область
Количество просмотров 481 Количество комментариев 0

 

1. Шестиконечная звезда над конской головой

В начале XVIII века в Харькове стали проводиться ярмарки. Именно в те времена сюда потянулись купцы-иудеи из Польши и Турции, часть из которых решила осесть в Харькове — они и были первыми еврейскими поселенцами города. Община развивалась, в городе стали жить еврейские мастеровые, купцы и интеллигенция (в 1799 году там даже появилось первое еврейское кладбище), но с ростом влияния евреев христианское население Харькова начало выступать против дальнейшего проживания иудеев на этой земле.

Так, в 1805 году по требованию купцов-христиан торговцам-евреям не дали возможности торговать на ярмарке, а в 1821 году появился запрет даже на временное пребывание иудеев в Харькове — но долго он не продержался. В те времена в Харькове евреям нельзя было легально селиться в гостиницах (поэтому многие из них брали номера на подставные имена и давали мелкие взятки за разрешение быть в городе), но с 1835 года купцам-евреям разрешили легально оставаться на постоялых дворах. Это стало началом новой торговой эпохи Харькова.

В середине XIX столетия губернатор Харькова граф Александр Сиверс дает разрешение на более свободный доступ евреев в город для того, чтобы оживить его экономику — и  1860 году на ярмарки приезжают 4 тысячи евреев, а через три года уже 20 тысяч. В Харькове собирается элита купечества и мастера различных промыслов — то есть те, у кого водятся деньги. Разумеется, город от этого только выиграл. Так, еврей Рувим Рубинштейн открыл первый в Харькове банкирский дом, а железнодорожный магнат Самуил Поляков сделал из города один из самых крупных транспортных узлов юга страны.

Герб Харьковской губернии того времени был украшен сплошной золотой шестиконечной звездой над конской головой — и хотя эта композиция считалась просто символом успешной ярмарки, отсылки к еврейству сложно не заметить.

 

 

2. Пленительная Ида

Ида Рубинштейн (1883–1960) — легендарная фигура в мире искусства начала прошлого века. Она родилась в богатейшей семье банкира и купца Леона Рубинштейна и его жены Эрнестины. В 5 лет Ида осталась без матери, а в 9 — и без отца, и девочку перевезли к тете в Петербург, в не менее обеспеченную столичную семью.

Ида жила в роскоши, занималась с самыми лучшими учителями (так, танцам ее обучали преподаватели императорских театров) и общалась с самыми яркими представителями высшего общества. И конечно девушка захотела на сцену. Она намерилась стать артисткой и даже отправилась в Париж постигать актерское мастерство.

Семья же хотела, чтобы она стала добропорядочной женой и матерью, и поэтому крайне остро отреагировала на искания юной декадентной красавицы. Тогда Рубинштейн решила успокоить родных и вышла замуж за двоюродного брата, сына любимой тети — но буквально через пару месяцев с ним развелась и обрела полную самостоятельность.

Ида стала играть в спектаклях — ее звал к себе Станиславский (но она ему отказала). Готовясь к подготовленному ею на собственные средства спектаклю «Саломея» по Оскару Уальду в 1908 году, она брала уроки у Всеволода Мейерхольда. Изюминкой этой постановки, которая была осуществлена только со второго раза из-за негативной реакции Священного Сенода, стал исполненный Идой «Танец семи покрывал» — пленительная актриса во время хореографического номера постепенно сбрасывала себя ткани, все семь покрывал, и к концу танца осталась в одних бусах. На следующих день после премьеры газета «Речь» отмечала: «На бурные вызовы публики половина танца была повторена... Сколько пленительной страсти... Эта истома страсти, выливающаяся в тягучее движение тела...».

Ида Рубинштейн не уставала эпатировать публику. Она продолжала исполнять роль Саломеи и танцевала в «Шехерезаде» в первых парижских «Русских сезонах» Сергея Дягилева 1909-1910 годов, а после участвовала еще в нескольких спектаклях. Она дружила с самыми яркими представителями творческого авангарда и вдохновляла многих художников — ее портреты писали среди прочих Антонио де ла Гандара, Ромейн Брукс (американская художница, с которой у Иды завязался роман) и Валентин Серов.

 

3. Один из центров сионизма

В городе, где было так много евреев, идеи сионизма не могли остаться без внимания. В конце XIX века Харьков стал одним из самых крупных центров еврейского движения, пропагандирующего возвращение на родную землю Израиля.

В 1882 году евреи-студенты местного университета организовали общество БИЛУ («Дом Яакова, вставай и пойдем!») и стали в одними из первых в рядах евреев, заселявших Эрец-Исраэль (одним из лидеров этой группы был медик Яков Бернштейн-Коган, первый окружной врач еврейских колоний Эрец-Исраэль). Для тех, кто еще только думал о переезде, печатались агитационные издания — так, харьковское издательство «Улей» в 1897–1902 годах выпускало документы всех Сионистских конгрессов и сборники «Вестник Сиона».

В 1903 году прошла Харьковская конференция сионистов Российской империи, на которой было принято ультимативное решение — потребовать, чтобы Теодор Герцль отказаться от предложенного британским правительством «плана Уганды», по которому Израиль мог быть создан на территории современной Кении.

 

4. Вторая в Европе

Хоральная синагога в Харькове была построена в 1912–1913 годах на месте молельного дома. Синагогу пришлось отодвинуть вглубь участка, потому что строители должны были сохранить дистанцию в 100 саженей (213 м) от православного Николаевского храма. Это здание стало крупнейшей в Украине и второй по размерам в Европе синагогой после будапештской — ковчег для свитков в харьковской синагое имеет высоту 9 метров, а в зале может расположиться до тысячи человек.

Но евреи смогли радоваться красотам новой огромной синагоги не долго — уже в 1923 году она была закрыта «по просьбам еврейских трудящихся». Там расположился «Еврейский рабочий клуб имени Третьего Интернационала», а в 1941 году в здание заехал детский кинотеатр. С 1945 года еврейская община возобновила свою деятельность в стенах синагоги, но с 1949 по 1991 там «прописалось» Добровольное спортивное общество (ДСО) «Спартак». Синагога официально вернулась в общину только в 1990 году.

 

 

 

5. Отец ВВП

В современных биографиях нобелевского лауреата по экономике Саймона (Шимена Абрамовича) Кузнеца (1901–1985) говорится, что он родился в Беларуси, а в его прижизненных биографиях утверждалось, что он родом из Харькова. Как бы там ни было, он действительно жил и учился в Харькове — в 1918-21 годах Кузнец был студентом Харьковского коммерческого института, где постигал экономические дисциплины, статистику, историю и математику. В 1922 году он, невероятно эрудированный и умный молодой человек, вместе со своим братом эмигрировал в США, где на тот момент уже 12 лет жил его отец.

Саймон Кузнец поступил в Колумбийский университет, где в 1923 году защитил степень бакалавра, в 1924 году — магистра (в качестве своей диссертации он взял работу, написанную им в Харькове), а в 1926 году — доктора философии. Он умело сочетал научную деятельность, преподавательскую работу и сотрудничество с государственными учреждениями. Так, среди прочего, в 1927–1961 годах он служил в Национальном бюро экономических исследований (NBER), в годы Второй мировой войны был заместителем директора Бюро планирования и статистики Совета по военному производству и затем работал советником правительств разных стран.

Саймон Кузнец разработал ряд теорий в экономике, которые стали по своему революционными. Так, он предложил теорию, которую представляет «Кривая Кузнеца» — она позволяет определить закономерность в уровне социального неравенства в обществе в зависимости от уровня экономического развития. Кузнеца также называют «отцом ВВП» — в 1971 году ему вручили Нобелевскую премию по экономике 1971 года «за эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию экономической и социальной структуры и процесса развития в целом».

 

 

 

 

 

 

6. Оператор из беспризорника

 

История жизни мультоператора Михаила Друяна (1911–2010) напоминает американскую мечту, с той лишь разницей, что реализовалась она в СССР. Друян родился в Харькове (о его семье не известно ничего) и в подростковом возрасте перебрался в Москву — как беспризорник, без копейки в кармане.

В те годы жизнь Друяна складывалась очень и очень непросто, но благодаря своему таланту и упорству он сумел остаться в Москве. С 1932 года он начал работать помощником оператора в мультипликационном цехе на студии «Воентехфильм», а его первой известной работой стали мультипликационные титры к фильму «Весёлые ребята». Через четыре года бывший беспризорник, а теперь уважаемый специалист становится оператором знаменитой студии «Союзмультфильм».

Война не обошла Друяна стороной — он отправился добровольцем на фронт в 1941 году, а по окончании Второй мировой вернулся на студию. Работая в команде с талантливыми мультипликаторами и режиссерами, он помог появиться на свет более 60 мультфильмам, многие из которых вошли в золотую коллекцию советской мультипликации: «Золотая антилопа», «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Приключения Буратино», «Дюймовочка», «Малыш и Карлсон», «По следам бременских музыкантов», «Ивашка из Дворца пионеров» и «Жил-был пес» лишь немногие из них.

 

 

 

 

 

 7. Прецедент для Нюрнбергского трибунала

Во время Холокоста Харьков не избежал ужасной участи многих других европейских городов в Восточной Европе. Дробицкий Яр, в котором погибло 16-20 тыс. человек (точную цифру сейчас уже назвать невозможно). Среди расстрелянных были как гражданские евреи, так и пленные красной армии, среди которых тоже были представители иудейской веры (или как минимум, их потомки).

В Харькове на момент войны проживало настолько много евреев, что, как утверждают некоторые историки, если бы город не эвакуация, повальная мобилизация и уход многих евреев в армию, по своему масштабу трагедия Дробицкого Яра могла бы сравниться с ужасом Бабиного Яра.

Когда гитлеровские войска во второй раз были выбиты из Харькова (а они занимали город дважды), в декабре 1943 года там состоялся первый в мире судебный процесс против гитлеровских преступников. На нем был создан юридический прецедент, который был закрепили Нюрнбергским трибуналом — там было сказано, что исполнение приказа вышестоящего лица не освобождает от ответственности за геноцид.

 

 

 

 

 

8. Изведённый Эфрос

Анатолий Эфрос (1925–1987), настоящее имя которого Натан Исаевич, появился на свет в Харькове в семье служащего завода. Когда началась война, он был эвакуирован в Пермь, где и пробыл до самого 1945 года — там он работал слесарем на авиационном заводе. С самых юных лет он увлекался театром и еще в эвакуации Эфрос поступил в актерскую студию при Театре им. Моссовета. Через год он был студентом уже режиссерского факультета ГИТИСа, который окончил в 1950 году.

После учебы Эфрос отправился работать в Рязань, а затем стал режиссером не слишком популярного Центрального детского театра в Москве, который постепенно завоевал уважение и любовь не только юной публики. В 1963 году Эфроса пригласили возглавить «Ленком», откуда через 4 года его уволили — и он стал работать в театре на Малой Бронной, который благодаря его работе и таланту множества прекрасных актеров стал легендарным.

В 1984 году Анатолий Эфрос переходит в Театр на Таганке на место режиссера Юрия Любимова, которого сместили из-за конфликта с властями. Коллектив замену не принял, многие посчитали приход Эфроса предательством по отношению к Любимову, и вскоре Эфрос покинул новое место.

Конечно, он очень переживал ситуацию и испытывал тяжелейший стресс из-за создавшейся атмосферы. Переход на Таганку считается одной из его главных ошибок — Эфрос решил не приглашать в театр своих прежних актеров, а попытаться сработаться с новыми и найти среди них единомышленников. Но не получилось. Все это не могло не отразиться на здоровье уже немолодого режиссера, Таганка его фактически извела — у Эфроса случился сердечный приступ, который и стал причиной его смерти 13 января 1987 года.

 

 

 

 

 

9. Гарики от Игоря

Автор легендарных сатирических «гариков» и афоризмов Игорь Губерман появился на свет в Харькове 7 июля 1936 года. Закончив школу, он поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), получил диплом инженера-электрика и стал работать по специальности, совмещая «практичную» деятельность с литературной.

В конце 50-х Игорь Губерман примкнул к группе литераторов и деятелей искусств, которые не хотели мириться с серостью советской жизни. Он общался с самиздатовцами, писал научно-популярные книги (о кибернетике, работе мозга и истории в лицах), сценарии к документальным фильмам, очерки и статьи.

Но больше Губермана увлекала поэзия — несмотря на то, что свои колючие и вольнодумные стихи о советской жизни он зачастую подписывал псевдонимами, соответствующие органы очень быстро узнали, кто был настоящим автором этих сатирических выпадов. Терпение советских спецслужб закончилось в 1979 году — Губермана арестовывают якобы за покупку краденых икон и приговаривают к пяти годам лишения свободы. Но судят его как уголовника за спекуляцию, опасаясь того, что процесс может перерасти в политический.

В лагере Губерман вел дневники, но издать их в СССР представлялось нереальным. После возвращения из Сибири — в 1984 году — он уезжает из страны. С 1988 года Губерман живет в Иерусалиме и издает свои лагерные записки уже в эмиграции. Эти воспоминания пополнили коллекцию книг и сборников прекрасных афористичных стихов Губермана, которые завоевали любовь не одного поколения читателей.

 

 

 

 

10. Сценарист-юморист

Сатирик Аркадий Инин (Гуревич) родился 3 мая 1938 года в Харькове в семье Якова Ноевича и Сарры Абрамовны. Изначально он, как и многие другие юмористы, пошел не в лирики, а в физики — окончил Харьковский политехнический институт. Но пегас сатиры оказалась мускулистее, чем муза точных наук — Инин стал участвовать в капустниках и КВН, увлекся эстрадой и поступил во ВГИК на факультет кинодраматургии.

Аркадий Инин, укроп.org

Инин (эту фамилию он взял как псевдоним в честь жены Инны) известен в первую очередь как автор сценария к более 40 фильмам — причем, далеко не все они имеют отношение к комедии. Он написал сценарий как к серии юмористических новелл «По улицам комод водили», так и к мини-сериалам «Маяковский. Два дня» и «Утесов. Песня длиною в жизнь». Из-под его пера также вышли 30 книг юмора и сценарии более 200 телепередач.

 

 

Источник: JewishNews

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.