Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мир еврейскими глазами

Цикличность чтения Торы

U-jew
23 августа 2017, 10:59

Публичное чтение Торы ещё с талмудических времён превратилось в центральное событие жизни еврейской общины.

В Танахе отрывочно упоминаются публичные чтения свитка Торы. Особенно отчётливо написано о чтении Торы в книге Нехемии, которое, по всей вероятности, имело место во времена Второго Храма.

Талмудический трактат Таанит повествует о чтении Торы евреями во время принесения священниками жертвоприношений. Причём подобно сменам службы священнических семей, простые израильтяне тоже выбирали из своей среды людей, которые посменно совершали данное публичное действие в Храме.

После разрушение Храма и изгнания евреев из родной земли, чтение свитка Торы выдвигается на первый план еврейской общинной жизни и становится обязательной традицией, на которой должны стараться присутствовать все евреи. Обычай чтения Торы установлен мудрецами, хотя обычай чтения четырёх отрывков в месяце адар (отрывок о сборе половины шекеля у евреев в пустыне на Шатёр Откровения; отрывок о племени Амалек; отрывок о красной корове; отрывок об установлении новомесячья, которое касалось первого месяца нисана) существует ещё со времён дарования Торы. Очевидно, это был более древний обычай, нежели появившаяся позднее традиция еженедельного чтения свитка Пятикнижия.

Разбивка Торы на недельные главы и чтение этих глав каждую субботу приписывается Эзре. Он же ввёл положение, согласно которому еженедельный отрывок (только первую его часть) следует также читать по понедельникам и четвергам. Это имело цель не оставлять евреев без Торы более чем на два дня. Понедельник и четверг были выделены для публичного чтения из-за того, что именно в эти дни Моше поднимался на гору Синай и спускался с неё, хотя здесь может содержаться и экономическая причина: это был базарный день, когда евреи из близлежащих местечек и сёл стекались на рынок в ближайший крупный населённый пункт. Кстати, в эти дни в городах заседал разбиравший тяжбы своих единоверцев еврейский суд.

Разбивка Торы имела два способа: вавилонский и палестинский. В Вавилоне пять книг Торы были разбиты так, чтобы завершить её чтение за один год. Среди евреев Святой Земли был принят обычай трёхлетнего чтения Торы, при котором пять книг разбивались на более короткие части. С XIII века обычай годичного чтения вытеснил трёхлетний цикл. Вскоре появились отрывки для чтения в Новомесячье, праздники и посты. Обычай чтения отрывка из книги Пророков (Афтара) после чтения свитка Торы требует отдельной темы для статьи. После завершения чтения очередной книги вся община должна стоя произнести отрывок из книги Шмуэля «Крепись, крепись и укрепимся».

Читать Тору следовало из кошерного свитка, в котором не было огласовок и знаков кантеляции. Тем не менее, чтобы уметь правильно опознавать слова, читающий свиток должен был заранее знать их наизусть. Спустя время, многие люди разучились правильно читать свиток. Тогда появилась должность при каждой синагоге – чтец. Он читал весь нужный для данной службы отрывок, а староста синагоги (т.н. габай) вызывал уважаемых в общине людей только для произнесения благословений. Любопытно, что даже умеющий правильно читать свиток к чтению не допускался, чтобы не обидеть других евреев, которые этим мастерством, к сожалению, уже не владели. Однако, в еврейских общинах Йемена и некоторых восточных общинах вызванные к Торе должны сами прочитывать свиток. Обязательно было присутствие толмача (переводчика), который переводил каждый стих со святого языка на общедоступный в то время для еврейского населения арамейский язык. Происходило всё следующим образом: чтец прочитывал один стих на древнееврейском, затем толмач переводил его на арамейский, а потом чтец заново перечитывал данный текст на Святом языке. Данный обычай также сохранился у евреев Йемена. Причём толмачом должен был выступать юноша.

Быть вызванным к Торе, особенно по значительным датам, всегда было в общине делом почётным – самым почётным считалось вызвать человека на чтение каких-то значительных отрывков: Песнь моря, Десять заповедей, завершающий чтение каждой из пяти книг или всего Пятикнижия в праздник Симхат-Тора, а также чтение начинающего отрывка, который следует начинать в тот же праздник. Люди стремились любой ценой приобрести этот почётный выход, и община, пользуясь этим, использовала данное пожертвование на свои хозяйственные нужды. Запрет выходить к Торе стал большим позором для многих евреев, а выступление раввина или проповедника по субботам происходило непременно после завершения чтения свитка. Дошло до того, что объявление о появлении новой луны, т.е. наступающего месяца, а значит и вычислению соответствующих еврейских праздников, а также прочие публичные сообщения происходили именно во время или сразу после чтения Торы.

Чтение Торы, наряду с публичной молитвой, стало неотъемлемой частью еврейской традиции и повседневной жизни и сделало синагогу, по словам наших мудрецов, истинным «малым храмом».             

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти