Жванецкий замок и пещерные евреи

Жванецкий замок и пещерные евреи
Количество просмотров 257 Количество комментариев 0

Нашу первую статью об одном из самых интересных штетлов Украины мы посвятили краткому обзору истории Жванца и его евреев. Эта же часть публикации об местных достопримечательностях

Начнем с сугубо еврейских памятников. На сегодня их в местечке не так уж и много. В первую очередь это старое еврейское кладбище XVIII-ХХ веков. Оно находится на окраине села со стороны Каменца-Подольского. Мацевот, однако, там сохранилось немного, большинство находится в довольно плачевном состоянии.

 

Единственное из уцелевших кладбищ Жванца (фото myshtetl.org)

 

До Холокоста в Жванце насчитывалось целых три еврейских кладбища (что довольно редко для небольших местечек). Одно находилось возле села Брага, расположенного чуть ниже Жванца по течению Днестра. Село находится сразу напротив неоднократно упомянутой Хотинской крепости. Все самые и романтические фотографии знаменитой твердыни делаются именно отсюда, - когда башни и зубчатые стены отражаются в водах Днестра.

Брага в свое время была пригородом Жванца. Здесь же располагались один из христианских и один из еврейских некрополей местечка.

 

"Всплывшие" мацевот. (Фото ЭКЭ "Днестр-2015")

 

В начале 1980-х годов, в результате заполнения Днестровского водохранилища, прибрежная часть Браги очутилось под водой. Там она находилась более тридцати лет. В результате аномальной засухи 2015 г. уровень воды в водохранилище резко упал и "Атлантида" оказалась на поверхности. В середине августа того же года, участники львовской эколого-культурологической экспедиции "Днестр-2015" обследовали "всплывшее" село. Кроме мощенных булыжником улиц, фундаментов хат и хозяйственных построек львовяне нашли несколько еврейских мацевот конца XVIII века. Сегодня существует две версии происхождения этих надгробий. Первая - их завезти в качестве банальных стройматериалов. В советское время со старыми надгробиями (еврейскими или христианскими — без разницы) не церемонились. Но не исключается, что это памятники на единичных погребениях жертв чумы 1770-1771 годов. В хрониках, в частности, упоминается, что умерших от эпидемии в Жванце хоронили именно на берегу Днестра, а не на кладбищах.

 

Армянский костел

 

Самая видная достопримечательность местечка - старинный армянский костел Непорочного Зачатия Богоматери. "Видная", - потому что из окон своих автобусов ее видят все туристы, едущие из Каменца в Хотин. Внимание на него обращают все - сооружение величественное, необычной архитектуры и стоит возле самой трассы.

Бросается в глаза несомненное оборонное назначение сооружения. Окна маленькие, да еще едва не под самой крышей, стены - тоже приличной толщины. Классика оборонно-сакрального зодчества.

 

Остатки укреплений "маленькой древней армянской крепости"

 

Построенный в 1699 году храм был центром локального городского укрепления. Известная исследовательница подольской оборонной архитектуры Евгения Пламеницкая называла его "маленькой древней армянской крепостью". Остатками комплекса укреплений "маленькой крепости" можно полюбоваться и сегодня.

К 1791 г., спустя два десятилетия после "чумного бегства" основной части общины, в Жванце оставалось всего 25 армян, а к 1800 г. - уже ни одного. Армянские же реликвии в ризнице храма хранились еще в конце ХIХ века. Об этом упоминает армянский историк Кучук-Иоаннисян, посетивший местечко в 1895 г.

 

Гербы с фасада костела: Агнец Божий – символ армянской общины Жванца. В овальном картуше - герб "Задора", принадлежащий Лянцкоронским. На фото ниже, - два герба под общей графской короной: “Корчак”, - принадлежавший Александру Комару и “Доленґа” - герб его жены Пелагеи с рода Мостовских.

 

В советское время костел закрыли и организовали мастерскую местной "Сельхозтехники". Только в 1992 году сооружение вернули верующим.

В первую очередь бросается в глаза резной декор фасада, выполненного в барочно-ренессансных традициях и украшенный многочисленными гербами донаторов костела и бывших владельцев Жванца.

Костел, кстати, тоже имеет отношение к евреям. Невероятно - но факт!

 

Древние армянские надгробия.

 

И затесавшийся среди них фрагмент еврейской мацевы

Обширный двор храма ранее использовали под армянское кладбище. Последнее уничтожили коммунисты еще в тридцатые. Когда костел вернули верующим, при расчистке территории удалось найти несколько обломков старинных армянских надгробий. Их позже вмуровали с внутренней стороны храмовой ограды. Неизвестно каким образом, но среди армянских стел затесался фрагмент абсолютно еврейской мацевы со львом (по стилю - начало XIX века)

 

Торговые ряды.

 

Торговые ряды и традиционная еврейская застройка

 

От костела отправляемся к местному замку. По дороге обязательно нужно посмотреть на остатки торговых рядов. Довольно старых, еще XVIII века. Сегодня их используют под сараи и гаражи. Но всё равно - очень фактурный и своеобразный памятник истории. Встречаются и еврейские домики, но в результате перестроек основной колорит утрачен.

Твердыня на скалах

Реконструкция Жванецкого замка Збигнева Щепанека с альбома «Zamki na Kresach» (2008)

 

Местный замок построили еще в XV веке и, не исключено, что на месте более древнего укрепления. Есть даже экзотические версии, что некая крепость здесь стояла еще в начале I-го века нашей эры (римляне-де постарались). Может так и было - место уж очень удобное: высокий скалистый мыс, к тому же с трех сторон защищенный естественными водоемами - Днестром, петлей Жванчика, да еще и речушкой Кармелиткой. В конце XVI - начале XVII веков Жванец (замок и городские укрепления) становится вторым по значению после Камянца-Подольского стратегически-оборонным узлом Подолья.

 

Замковые врата...

 

От некогда грозной крепости сегодня остались только жалкие ошметки. Лучше всего сохранилась Северная башня. Она же и самая живописная. На месте других торчат непонятные "огрызки". Больше всего досталось надвратной башне, - ее превратили в уродливый сарай.

К чести жванчан - замчище вычищено от кустов и сорняков и достаточно опрятное. Для "небрендовых" крепостей - редкость.

 

Замковый двор

 

В соответствии с развитием вооружений и связанных с этим изменений в военной науке, замок неоднократно перестраивали. Больше всего при каменецком старосте и генерале Подольских земель Валентине-Александре Калиновском. Многие историки даже считают, что при нем провели не реконструкцию старого замка, а строительство абсолютно нового.

 

Жванецкий замок. Рисунок Наполеона Орды (около 1881 г.)

 

Во время знаменитой Хотинськой войны с турками (1621 г.), когда польско-казачье войско впервые остановило продвижение осман в Европу, твердыня получила незначительные повреждения. После завершающей битвы в Жванце останавливались раненный гетман Петр Конашевич-Сагайдачный и польский королевич Владислав (будущий король Речи Посполитой Владислав IV и царь Московский Владислав Жигимонтович).

 

Так выглядел замок в начале ХХ века

 

Намного больше досталось замку при Хмельниччине. Едва восстановили - грянула война с турками. Но крепость тогда разрушили вовсе не янычары. В 1672 года армия султана Мехмета IV вошла в Жванец без боя. Относительно небольшое укрепление, возведенное с прицелом на оборону от татарских отрядов, противостоять мощнейшей армии мира просто не могло. Понимая это гарнизон и горожане укрылись в Каменце. Замок уничтожили жолнеры Яна Собеского, отбившие вскоре местечко у турок. Будущий король Речи Посполитой хорошо осознавал, что удержать Жванец он не сможет, поэтому приказал взорвать укрепления, чтобы османы не могли использовать стратегически важную крепость.

 

Замок, внизу, под скалой р. Жванчик

 

После возвращения Подолья в состав Речи Посполитой (1699 г.) Жванец потерял военное значение и замок из укрепления превратился в резиденцию магнатов Лянцкоронских. Но мир не наступил. Во время турецко-татарского нападения (1768 г.) и во время захвата города барскими конфедератами (1769 г.) замок опять разрушают.

В ХІХ в. крепость уже стояла в запустении и постепенно разрушалась, чему способствовали рачительные подоляне, разбирающие стены и башни на стройматериалы.

В 1843 году разоренный замок посетил русский император Николай І. Местность Николаю Павловичу понравился и он решил построить здесь грандиозную крепость, чтобы в случае войны сдерживать австрийцев. Напомним, что граница с Австрией тогда проходила всего в 3 км от местечка.

 

Прожект Жванецкой крепости и император Николай I

 

Уже в следующем 1844 году казна выкупила Жванец с окрестностями у тогдашнего владельца городка помещика Александра Комара и передало Военному ведомству.

Начало строительных работ запланировали на 1848 год. Тогда же царское правительство решило выселить из местечка всех евреев, как заведомо неблагонадежных. Вскоре Военное ведомство за мизерную, чисто символическую компенсацию отобрало у общины здание молитвенной школы.

По ряду причин амбициозный прожект окончился пшиком и массовый исход евреев отменили. Евреям, так и быть, разрешили и далее жить в Жванце, но строго запретили возводить новые постройки и даже производить ремонт домов. Последнее кстати, очень хорошо объясняет уничижительную характеристику данную священником о. Архипом Павловским местной еврейской застройке (см. цитату выше).

 

Большая (Соборная) синагога. Уничтожена в годы Второй мировой войны.

 

Как рассказал местный житель, эти камни откопали при земляных работах и, если верить его словам, это фрагмент фундамента Большой синагоги.

 

Некоторое время власти милостиво разрешали молиться в реквизированной школе. За неслабую арендную плату, естественно. Но после и это запретили - здание школы понадобилось военным под казарму. Для молитвы оставалась только Большая (соборная) Синагога. Она, конечно была большой, но для почти тех тысяч человек - откровенно тесной. Однако разрешения на постройку новых сакральных сооружений власти упорно не давали. Во всеверноподданическом прошении от 4 июля 1858 года, поданном кагалом на имя государя-императора Александра I писалось:

"...С недавнего времени, по распоряжению Инженерного Начальства, отобрали от нас дом № 70, в котором отправляли богослужение для казармы ¼ военно-рабочей № 10 роты нижних чинов, а общество вынуждено искать для святилища другого убежища, которое не находя, скопляются в соборной синагоге, причиняют сильный натиск, рождающий вредное влияние на здоровье народа и опасных последствий.

Но сколь не пагубен для нас этот написть, мы встречаем ещё большее стеснение в том, что дом, помещающий казарму нижних чинов, отстоит от соборной синагоги в 6 шагах, где постоянные: шум, крик, песни, пляски, драки и бесчинства столь нарушает богослужение наше и в самой синагоге, что отнимают всякой возможности молиться..."

Грамматика, стилистика и пунктуация здесь сохранены, разве что "яти", "еры" и прочие старорежимные "фиты" убраны.

Прошение осталось без высочайшего ответа, а община еще несколько десятилетий писала письма в разные инстанции, хотя о крепости все давно забыли, а сам проект безнадежно устарел.

Военные вернулись на территорию замка лишь в конце 1920-х годов, когда на границе с Румынией и Польшей начали возводить "линию Сталина". Рядом с Северной башней замка возвели железобетонный трехэтажный ДОТ, полностью сохранившийся до нашего времени.

 

ДОТ и Северная башня

Бойница ДОТа

Еще один ДОТ, он прикрывал мост через Днестр.

Сталактиты на потолке ДОТа

 

Кроме замка и ДОТа здесь можно увидеть один из самых уникальных памятников не только местечка, но и всего Подолья. Чуть ниже Северной башней находится небольшая, но очень интересная пещера. Внимание, без должной подготовки соваться сюда не рекомендуется - спуск очень крутой и опасный!!!

Вход в пещеру достаточно большой - почти 2,5 м шириной. Длина пещеры - 9 м, высота - 1,95 м. Исследователи до сих пор спорят - естественное ли это образование со следам обработки, или полностью рукотворное. Есть версия, что до появлению замка пещеру использовали местные жители, как убежище во время нападений врагов.

 

Красной точкой помечен вход в пещеру

Вход в пещеру

 

Особенной красотой и размерами пещера не поражает. Главная ее изюмина - многочисленные надписи, выцарапанные на стенах. Последние - яркое подтверждение тезиса, что время облагораживает все, и за несколько веков уродливая надпись "Здесь была Вася" превращается в благородное граффити - радость историков.

 

Самая старая из "датированных" надписей. 1616 г.

 

Большинство надписей - имена посетителя пещеры и даты когда-то эпохальное событие произошло (туристы во все времена были одинаковы). Старейшая из обнаруженных дат - 1616 год. Самые современные - совсем свежие (какому же невоспитанному "Васе" не хочется наследить в истории?). Также найдены даты: 1643, 1644, 1773, 1788, 1789 годы и т.д.

 

Руническая надпись

 

Жванец был многонациональным местечком, поэтому и "туристы" были разнонациональные. Соответственно, встречаются надписи на церковно-славянском, дореволюционным русским уставом, польские, на идиш, турецкие, греческие и даже рунами! А вот по-армянски - ничего. И это не смотря на некогда громадную армянскую общину (в период ее расцвета здесь насчитывалось более сотни не самых бедных армянских домов). То ли армянам воспитание не позволило писать всякую ерунду на стенах, то ли им хватило ума не переться в пещеру, где можно запросто шею свернуть.... Но факт остается фактом - по-армянски здесь ни слова.

Не исключено, что бывшая каменоломня в давние времена использовалась не только, как убежище и место, где прото-туристы увековечивали свои имена, но и как подземная церковь или часовня. Так, например считает историк и археолог Павел Нечитайло. Об этом, по его мнению, свидетельствуют высеченные на стенах пещеры кресты, которые имеют четкие аналоги в пещерных христианских памятниках Среднего Поднестровья и фрагменты молитв. В частности, надпись "Помилуй мя, Боже".

 

Автограф Зелига Пазера (все "пещерные" фото - Яна Шпачинская)

 

Еврейские надписи, судя пор стилю, сделаны не позже конца XVIII - начала XIX веков. Самая заметная - сразу возле входа. Это увековечил себя некий Зелиг Пазер. На идиш мужское имя Зелиг означает "душа", "душенька".

Напоследок о мостах. Тема важная и актуальная. Тем более, что само местечко возникло именно как укрепление у переправы.

 

Мост через Днестр

 

Кроме большого моста через Днестр, в Жванце есть еще и два мосты через Жванчик - "старый" и "новый".

"Дореволюционный" виадук откровенно великоват, как для простого местечкового моста через небольшую речушку. Совсем непонятно, зачем понадобилось тратить столько материалов, средств и труда ради того, чтобы обеспечить проезд для телег и бричек. Все объясняется просто. В действительности это не простой, а железнодорожный мост. Поэтому-то его и подняли на огромную высоту, чтобы не было перепада уровня колеи. Вот только железной дороги в Жванце отродясь не было! Виадук - еще один незавершенный прожект русских военных. Напомним, что в 1914 году, когда россияне оккупировали Галичину, в империи развернули широкую программу по прокладке железных дорог на завоеванные территории - Западный фронт требовал огромного количества грузов. Одна из таких веток должна была пройти с Каменца через Жванець и далее. Мост построить успели, а железную дорогу - нет.

 

Старорежимный виадук и "советская уродинка"

Это не Жванец, это соседние Пановцы. Недостроенные мост с виадуком через каньон Смотрича той же, так и не построенной, железнодорожной ветки

 

Рядом с виадуком находится "новый мост" - что-то железобетонное и аварийное (построен в 1970-х годах). На фоне величественного старорежимного "дедушки" этот продукт плановой социалистической экономики смотрится еще более уродливо.

Здесь на мосту мы и закончим нашу экскурсию Жванцем. Надеемся, что после ознакомления с этой статьей читатель обязательно захочет ознакомится с этим удивительным селом воочию. Поверьте - оно того стоит!

P.S. Жванец примечателен также своими высокопоставленными гостями. Здесь побывали: три короля и три гетмана, один крымский хан, один турецкий султан, один будущий царь Московский и один российский император в придачу. Какое еще село в Украине может похвастаться таким "букетом" венценосных особ?

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.