Жизнь, падение и снова жизнь - история крепости Масады - Ujew

Жизнь, падение и снова жизнь - история крепости Масады

Жизнь, падение и снова жизнь - история крепости Масады
Количество просмотров 662 Количество комментариев 0

Ко Дню Независимости Израиля, который отмечается ежегодно 5 числа месяца ияр, мы проведем небольшую экскурсию в место, по праву считающееся главным символом силы духа еврейского народа - крепость Масаду. Неприступный бастион на вершине скалы в Иудейской пустыне является безмолвным свидетелем самого трагического и одновременно самого героического эпизода в истории нашего Государства. Впрочем, так ли уж и безмолвным?

Но развяжет язык молчаливый гранит,

И далекое прошлое заговорит

О походах, боях, и победах...

 

 Замечательная песня Высоцкого, известная всем по экранизации книги о рыцаре Айвенго, вполне актуальна и здесь. Археологи уже приоткрыли множество тайн, которыми пронизана древняя крепость, и, вполне вероятно, вскоре мы сможем узнать о ней еще больше.

 

 Слово "Масада" в переводе с иврита ( מצדה- мецада) обозначает "крепость", так что название очень оригинальное. Согласно Иосифу Флавию, Масада была основана первосвященником Йонатаном. И здесь появляется первая загадка крепости - какой именно Йонатан имеется в виду? Йонатан Хашмонай, ставший первым из царей Хашмонайской династии, принявший одновременно с царским и титул первосвященника, или же Александр Яннай, последний сильный царь Иудеи, еврейское имя которого также было Йонатан? Большинство историков склоняются в пользу воинственного Александра, правившего в 103 - 76 гг. до н.э. Но при детальном анализе исторической ситуации эта версия подвергается сомнению.

 

Карта Иудеи в Хашмонайский период

 

 Рассмотрим карту Хашмонайского царства в разные периоды времени. Мы видим, что Масада находится практически на границе той территории, которую завоевал Йоханан, ставший новым лидером евреев после гибели брата, легендарного Иегуды Маккаби. И строительство мощного пограничного форпоста в этом случае представляется очень логичным. Александр Яннай расширил границы до максимальных пределов за все время существования независимого Хашмонайского царства, и во время его правления крепость находилась уже в глубоком тылу. В неспокойной ситуации (а в Иудее она была такой всегда, и сегодня ничего не изменилось) любой правитель в первую очередь озаботится укреплением границ, и с этой точки зрения вкладывать силы и средства в возведение мощного бастиона в глубинке было бы нецелесообразно. Таким образом, если Масаду построил Йонатан Хашмонай, то произошло это в период 161 - 143 гг. до н.э.

 

Скала, на которой расположена крепость Масада

 

 По иронии судьбы, первой серьезной осаде Масада подверглась со стороны... Хашмонаев. В 40 году до н.э. Антигон II Матитьягу, внук Александра Янная, с помощью парфянских войск предпринял попытку захватить Иудею, где правил в то время его дядя Гиркан II, фактически назначенный Римом. Тетрархами при Гиркане Марком Антонием были поставлены Ирод и его брат Пцаель. Антигон сумел захватить Иерусалим. Гиркан и Пцаель попали в плен, а Ирод бежал в Масаду, откуда перебрался в Рим - просить помощи у Антония. Антигон осадил крепость, в которой укрывался брат Ирода Иосиф и около 800 солдат. Вполне вероятно, что Масаду удалось бы взять, поскольку ее гарнизон не был обеспечен водой, но природа не благоволила последнему независимому царю Хашмонайской династии. В критический момент дождь наполнил питьевые резервуары, и защитники сумели продержаться до подхода Ирода с римскими легионами, разбившими войска Антигона II.

 

Вид с Масады

 

 Вполне вероятно, что это событие натолкнуло уже ставшего царем Ирода на мысль устроить здесь альтернативный командный пункт, совмещенный с жилплощадью. Ирод страдал паранойей совершенно не напрасно - желающих его смерти среди "подданных" было хоть отбавляй. А тут еще непредсказуемая барышня Клеопатра под боком, поглядывает, как бы ухватить чего под шумок. Ну а вот в чем Ирод преуспел без всякого преувеличения, так это в строительстве, благодаря чему и получил у историков прозвище "Великий". Масада превратилась в по-настоящему неприступную крепость, совмещавшую военную мощь с роскошью царских апартаментов. Крепость была обнесена двойной стеной, в которой были устроены 37 башен и 4 ворот, а подход к ней осуществлялся по "змеиной тропе" общей протяженностью 2 км.

 

Макет Масады иродианского периода

 

 Ирод сделал правильные выводы из ситуации, когда крепость едва не пала не во время штурма, а из-за банального отсутствия питьевой воды. На склоне горы были сооружены 12 цистерн общей емкостью 40 000 куб.м, в которые собиралась дождевая вода по двум открытым каналам из расположенного западней Масады каньона. Но и это было еще не все - на вершине скалы Ирод устроил подземные резервуары, в которые вода из цистерн поднималась вручную.

 

Резервуар для воды на вершине скалы

 

 Дворец, хоть и был относительно запасным вариантом жилья, своей роскошью не уступал резиденциям Ирода в Кейсарии и других городах. Здесь было все, включая бассейн, зал для приемов, и, конечно же, главный атрибут царской роскоши - заимствованная из культуры "хозяев" римская баня, присутствовавшая во всех резиденциях Ирода. Дворцовый комплекс был трехъярусным и занимал 4 000 кв.м., а рядом с ним располагались три дворца поменьше - для членов царской семьи.

 

Баня

 

Теплый пол придумали, оказывается, давненько)

 

 Воспользоваться крепостью Ироду не довелось, а после его смерти здесь разместился римский гарнизон. В 66 году н.э. евреи подняли восстание против Рима, основой которого стали зелоты - радикальная партия, провозгласившая независимость Иудеи своей главной целью. Восставшие одержали ряд значительных побед, и в один из моментов этой войны лидер зелотов Менахем бен Иегуда повел отряд на штурм Масады. "Отставить разговоры, вперед и вверх, а там - ведь это наши горы, они помогут нам..." - как пел уже упоминавшийся нами Высоцкий. В истории не сохранилось описания этого штурма, только голый факт - неприступные стены не спасли заезжих легионеров. Римский гарнизон был уничтожен, а Менахем вернулся в Иерусалим, где возглавил его оборону.

 

Фрагменты крепостных сооружений

 

 Когда во время известных междоусобиц Менахем бен Иегуда был убит, одним из лидеров восстания стал его племянник, Элазар бен Яир. Он возглавил группу, отделившуюся от партии зелотов еше при Менахеме. Получила эта группа название "сикарии" - кинжальщики. Сикарии придерживались крайне радикальных взглядов даже по сравнению с зелотами, и не соглашались ни на какие компромиссы с другими участниками восстания - что и стало одной из главных причин поражения в этой войне. Покинув обреченный Иерусалим, Элазар со своими сторонниками и их семьями, общим количеством 960 человек, заняли оборону на Масаде. Некоторое время здесь находился и один из самых известных еврейских военачальников той войны Шимон бар Гиора, но он вернулся в Иерусалим и принимал участие в отражении штурма вплоть до падения города, после которого попал в плен и был казнен в Риме.

 

Мозаичный пол в одной из комнат

 

 В 70 году Иерусалим пал, и единственным очагом сопротивления римлянам стала Масада. Поняв, что так просто с евреями не справиться, римский полководец, будущий прокуратор Иудеи Флавий Сильва в 72 году начал осаду крепости по всем правилам военного искусства. Боевые действия проводились Х римским легионом "Фретензис" (букв. "Охраняющий пролив"), созданным Октавианом Августом. Во время Иудейской войны легион несколько раз получал от евреев хорошую трёпку, а в одном из этих боев произошел вопиющий случай - "Фретензис" потерял "аквилу", знак легиона в виде орла. В римской армии это считалось катастрофическим позором, утративший "орлов" легион подлежал расформированию. Но расформирование пришлось отложить, поскольку других войск под рукой не оказалось - ХІІ легион "Фулмината" Цестия Галла, изначально располагавшийся в регионе, был практически полностью разгромлен восставшими еще в 66 году.

 

 Около 9000 рабов были задействованы римлянами для возведения вокруг крепости осадного вала высотой 70 метров. Остатки этого грандиозного сооружения сохранились и сегодня, как и следы 8 лагерей римских легионеров. По валу передвигался массивный таран в виде бараньей головы. Несмотря на ожесточенное сопротивление, осаждающим удалось разрушить стену в одном месте. На следующий после этого день Сильва запланировал решающий штурм Масады, исход которого в связи со значительным преимуществом римлян никакого сомнения не вызывал.

 

Следы стоянок римского легиона под стенами крепости

 

 Тогда и произошло событие, ставшее легендой на сотни лет. Сикарии предпочли умереть свободными. "Пусть наши жены умрут не опозоренными, а наши дети - не изведавшими рабства, вслед за тем мы и друг другу сослужим благородную службу, тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода". Это отрывок из речи Элазара бен Яира, которую приводит Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские войны".

 

Защитники крепости убили членов своих семей, а затем по жребию выбрали десятерых, которые закололи всех остальных. После этого один из этой десятки убил своих товарищей, поджег крепость и покончил с собой. Произошло это, согласно Иосифу Флавию, в ночь на 15 нисана 3833 года (73 г. н.э.), перед праздником Песах.

 Утром в крепость вошли легионеры. "Увидев же здесь массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей".

 

 Две женщины и пятеро детей выжили, спрятавшись в пещере. Они и описали римлянам все события, произошедшие в крепости в ту ночь. Сам Иосиф Флавий (Йосеф бен Матитьягу), бывший одним из руководителей восстания и добровольно сдавшийся римлянам, не мог этого слышать, поскольку в 73 году находился в Риме при императоре Веспасиане. По всей вероятности, подробные описания он получил уже от воинов, участвовавших в осаде, и множество ярких подробностей, в т.ч. и пламенная речь Элазара, приводимые в "Иудейских войнах" - эмоции самого автора и художественный прием. Тем не менее, археологические находки в крепости в целом подтверждают реальность описываемых событий.

 

 После падения Иерусалима и разрушения Храма крепость на скале продержалась целых 3 года.

 За взятие последнего оплота еврейского сопротивления Десятый легион получил прощение императора и остался на службе в Иудее.

 До 111 года в Масаде размещался римский гарнизон.

 

Найденные на Масаде черепки с именами, которые защитники использовали для жеребьевки

 

 Несколько столетий Масада была заброшена. Приблизительно в 550 году на ее развалинах Евфимием Великим, одним из основателей монашеского отшельничества, была построена церковь, которая со временем превратилась в византийский монастырь. Он известен как лавра Марда благодаря монаху-писателю Иоанну Мосху, описавшему монастырь в начале 7 века. В книге "Лимонарь", или же "Луг духовный", Мосх приводит забавные подробности: "Недалеко от Мертвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес, на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мертвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за маслинами, они взнуздывали осла и говорили ему: „Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами“. Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому".

 

 В конце 19 в. французским католическим библеистом и исследователем Мари-Жозефом Лагранжем найденные на территории Масады руины византийского периода были идентифицированы как лавра Марда.

 

Руины крепостных башен

 

 После ликвидации монастыря Масада на 1000 лет исчезает с исторической сцены. Только в 1838 году американским библейским археологом Эдвардом Робинсоном была опознана скала, на которой располагалась крепость. С тех пор проводятся реставрационные работы и исследования, в результате которых уже сделано множество интересных находок. Кроме монет и бытовых предметов, в одной из пещер были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей. В 1969 г. с воинскими почестями они были перезахоронены на Масаде. А одной из самых удивительных находок стала синагога, сооруженная зелотами в одном из дворцовых помещений. До этого момента считалось, что синагоги появились только после разрушения Храма, как временная его замена. Однако это открытие показало, что и во время существования Храма у евреев уже были специальные помещения для молитв, ориентированные на Иерусалим. Аналогичная синагога была позже обнаружена в Геродионе.

 

Колонны в одном из помещений

 

 Еще один интересный нюанс заключается в том, что история Масады и героизм ее защитников ни разу не упоминается в Талмуде, хотя в нем есть много моментов, описывающих осаду Иерусалима и другие исторические события. Это можно объяснить острым противостоянием между зелотами и партией религиозных авторитетов прушим (фарисеями). Прушим придерживались мнения, что с римлянами нужно договариваться и независимость Иудеи не так уж важна. Лидер прушим р. Йоханан бен Закай, спасаясь от зелотов, был вынужден бежать из Иерусалима. Причем сделал он это весьма оригинальным способом - распустил слухи о своей смерти, после чего ученики вынесли его в гробу за городские стены. Йоханан бен Закай попал к Веспасиану (тогда он еще не был императором), и получил от него управление городом Явне, крупным центром изучения Торы. После разрушения Храма именно Явне стал главным духовным и административным еврейским центром, здесь заседал восстановленный Сангедрин и жило большинство таннаев - законоучителей 1-2 вв. Неудивительно, что последующие поколения мудрецов находились под сильным влиянием рабби Йоханана. И он, естественно, приложил максимум усилий к тому, чтобы о зелотах поскорее было забыто.

 

 Также интересный довод приводит современный лектор и писатель из США, рав Джозеф Телушкин. Он полагает, что в новых условиях мудрецы должны были срочно переориентировать иудаизм на условия жизни под юрисдикцией Римской империи, а самое главное - без Храма и возможности его восстановления. И, хотя смерть защитников Масады, без сомнения, представляла собой Кидуш Гашем - освящение Имени Всевышнего, героизация самоубийства тысячи евреев, отказавшихся признавать над собой власть чужеземцев, в тот исторический промежуток была явно нецелесообразной. И, в общем-то, история доказала правоту мудрецов. Несмотря на трагические события, иудаизм сохранился и выжил, благодаря чему мы имеем возможность восстановить историческую справедливость и почтить память героев Масады. Сегодня здесь принимают присягу новобранцы танковых войск Армии обороны Израиля, в конце которой звучат слова клятвы из поэмы Ицхака Ламдана: "Масада больше не падет!"

 

Автор текста и фото: Евгений Шнайдер

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.