Живой символ надежды - Ujew

Живой символ надежды

Живой символ надежды
Количество просмотров 539 Количество комментариев 0

Песах - одна из старейших историй о надежде. Она рассказывает о том, как неприметная группа рабов нашла свой путь к свободе и ушла от величайшей и самой долгоживущей империи того времени. Революционная история о том, как верховная власть вмешалась в ход событий, чтобы спасти бессильных. История о победе над вероятностью посредством силы возможности. Она дает определение тому, что такое быть евреем - ходячим символом надежды.

 

Песах говорит нам о том, что сила нации не в лошадях и колесницах, не в армии и оружии, не в громоздких статуях или исторических зданиях, что являют собой лишь демонстрацию власти и богатства. Она заключается в гораздо более простых вещах: в смирении в присутствии Творца, в доверии к Б-гу, в чувстве неоспоримой святости человеческой жизни, созданной по подобию Б-га, будь то жизнь раба или младенца. Песах - вечная критика власти, используемой людьми для угнетения и принуждения своих собратьев.   

 

Это история, которую сотни поколений наших предков передавали своим детям. Мы поступаем так же и спустя тысячелетия, и мы знаем, каково быть людьми истории - хранителями рассказов и преданий, не выгравированных в иероглифах на стенах зданий, а занесенных в умы живых, дышащих людей. Людей, которые дольше всех остальных сохраняли веру в будущее и прошлое; людей, что были свидетелями силы человеческого духа, которая призывает нас к миру свободы, ответственности и человеческого достоинства.

 

Песах являет собой нечто большее, чем просто один из праздников в еврейском календаре. Даже больше, чем годовщина рождения Израиля как свободного народа, отправившегося в путешествие по Земле Обетованной. В этой статье я хочу показать его как событие, вокруг которого вращается большая часть иудаизма.

 

Во-первых, детальное изучение показало, что повествование Торы в книге Генезиса, от Авраама до Якова - это серия предчувствий исхода, которая привлекает наше внимание и углубляет наше ожидание того, что в последствии произойдет в период Моше

 

Во-вторых, не забывайте, что “однажды вы были рабами в Египте” - одна из наиболее значимых причин появления Заповедей. Исход был не просто моментом в истории. Он составляет существенную часть логики Еврейского закона.  

 

В-третьих, ключевые элементы Еврейского закона и веры лучше всего понимаются с точки зрения протеста против Египта (даже если в Торе не говорится об этом напрямую). Знание о древнем мире дало нам свежее понимание того, почему иудаизм такой, какой он есть.

 

В-четвертых, длительное изучение контрастов между Египтом и обществом израильтян призвано к достижению фундаментального выбора, который должна сделать цивилизация сейчас и, возможно, на все времена. Нет ничего особенного в вопросах, которые затрагивает Песах: рабство, свобода, политика, сила, государство, общество, человеческое достоинство и ответственность. Сегодня эти понятия так же важны, как и в дни Моше. Песах никогда не устареет.

 

В сердце этого праздника лежит исторический опыт. Израильтяне, как описывает Тора, были группой рабов общего происхождения, часть которых была призвана в Египет с Севера, привлеченная богатством и властью, чьими они стали в конечном итоге. Фараонский Египет был самой долгоживущей империей, которую видел мир - уже к моменту Исхода ее возраст составлял около 18 веков. Больше, чем за тысячи лет до появления Моше, на этой земле уже существовала великая пирамида Гизы - самое высокое сооружение, сделанное человеком, следующей была Эйфелевая Башня в 1889 году. Открытие Говарда Картера в 1922 году - гробница относительного не самого великого фараона Тутанхамона - открыло нам удивительное богатство и изощренность королевского двора того времени. Если историки правы в том, что во время Исхода фараоном был Рамзес 2, то Египет достиг пика своей власти превосходя остальной мир, подобный колоссу.

 

С одной стороны - это история о чуде, но с другой стороны, смысл Песаха гораздо глубже. Он открывает нам совершенно новое видение того, каким может быть общество, если единственным повелителем будет Б-г, и каждый человек будет подобен Его образу. Это история о силе бессильных, и о бессилии сильных. Политика никогда не была более радикальной, более этичной и гуманной.

 

Генрих Гейне сказал: “С момента Исхода свобода говорит с ивритским акцентом”. Но, как заметил Эммануэль Левинанс, это “тяжелая свобода”, основанная на коде, требующего индивидуальной и коллективной ответственности. Песах дает нам почувствовать вкус выбора: с одной стороны - хлеб из скорби с горькими травами рабства, а с другой - четыре чашки вина, каждая из которой является этапом на пути к свободе. История будет продолжаться и выбор по-прежнему будет нашим до тех пор, пока люди стремятся к власти друг над другом.

 

Автор: р. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.