Женщина подобна зеркалу для мужчины - Ujew

Женщина подобна зеркалу для мужчины

Женщина подобна зеркалу для мужчины
Количество просмотров 1207 Количество комментариев 0

Буквально с самого начала Торы мы сталкиваемся с поразительной загадкой: сотворению мира посвящены и первый, и второй разделы недельной главы Берешит. Причем, кажется, второй раздел дает описание Сотворения с самого начала! Больше того, в первом разделе сказано, что Б-г создал Мужчину и Женщину. А в начале второго раздела Женщины как будто нет, и речь о ее создании идет сызнова.

Но почему?! Чтобы не быть голословными, приведем соответствующие цитаты.

Берешит (глава 1, посук 27): «И сотворил Вс-шний Человека по образу Своему, по образу Вс-сильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». А сотворив, благословил, и велел: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, овладевайте ею. Владычествуйте...» (там же, посук 28). Б-г поставил Человека над всем миром, поручил быть хозяином, который не только распоряжается, но и заботится обо всем вверенном ему имуществе.

Во втором разделе главы Берешит, начиная с 4-го стиха, читаем: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их…» - и далее (стих 5) - «Никакого же кустарника полевого еще не было на земле и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Б-г Вс-сильный на землю, а Человека не было, чтобы обрабатывать землю». И далее (стих 7): «...образовал Б-г Вс-сильный Человека из праха земного и вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал Человек существом живым».

Женщины нет! И потому читаем (стих 18): «...сказал Б-г Вс-сильный: “Нехорошо Человеку одному, сделаю ему помощника, соответственного ему”». А затем (стих 19, 20): «...когда образовал Б-г Вс-сильный из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную…, привел Он к Человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет Человек какое-либо живое существо, так и имя его… И нарек Человек имена всему скоту и птицам…, но не нашел помощника».

Давая имена каждому из творений Б-га, Человек определяет их предназначение. «Но не находит он подмогу, соответствующую ему, которая бы стала эзеркнегдо, помощью напротив»Эзеркнегдо может пониматься как «соответствие» и как «стоящая напротив».

Суть женщины заключается именно в этом – быть помощью напротив. Это выражение использовано для того, чтобы не осталось сомнений, что женщина не равна животным и что во всей вселенной нет ни одного существа, подобного ей. Животные никогда не могут быть «напротив», они всегда на той же стороне что и мужчина, чтобы подчиняться его воле, выполнять его желания, служить ему.

Например, когда мужчине нужна охрана в саду (ведь невозможно присутствовать во всех его уголках сразу), он привлекает к делу собак, разводит их по периметру, оставаясь стеречь одну из сторон. Собаки при этом не «напротив» – они в той же линии, что и хозяин (сторож) сада.

А вот другой пример – тяжелая ноша. Человек не в силах тащить ее на себе. Он навьючивает груз на осла. И ослик безропотно подчиняется его воле. Или, скажем, куда-то нужно быстро добраться. Значит, стоит сесть на лошадь. Или есть задача расчистить участок земли от деревьев. Специально обученные слоны корчуют стволы легко и быстро. Человеку нужно лишь поставить передними задачу. Животные исполняют его желания.

Если сделать предположение, что ношу можно разделить между мужчиной и женщиной (дескать, он возьмет три пуда зерна, и она два пуда), или, в случае с садом, он останется охранять на одном краю, а ее отправит на другой..., то тут же появится и возражение: все это не слишком разумно и совсем не эффективно. Зачем взваливать на женщину то, что можно навьючить на ослика, и зачем поручать ей службу, с которой хорошо справляются собаки?! Животные – прекрасные исполнители. Они созданы Творцом для этой цели – служить Человеку, исполнять его приказы. Животные – исполнители.

 

Но женщина для мужчины подобна зеркалу. Зеркало бесполезно, если оно обращено в ту же сторону, что и наши глаза; находясь в таком положении, оно никакой информации к тому, что мы видим, не добавляет. Но если зеркало напротив, тогда от него большая польза, он отражает то, чего мы не видим!

Женщина – помощник напротив. Она может дать совет, глядя на ситуацию совсем с другой точки зрения и видя то, что мужчине недоступно.

Важно, чтобы женщина понимала свою роль и правильно действовала в рамках этой роли. Если она только исполнитель – она ослик, и вряд ли сумеет помочь мужчине так, как способна и должна. Жаль, если ей придется быть осликом. Она может много больше! Ее предназначение в другом! Этично, женственно, мягко ей надлежит быть помощью напротив, иметь свою точку зрения. Но помнить при этом, что она не мужчина и не должна вступать в соревнование с мужем! Она помощница, а не конкурент.

Мудрец Раши, анализируя противоречие, содержащееся в «помощи напротив», говорит: если у мужчины есть мазаль (удача), значит, жена – ему в помощь, а если нет, то она ему просто «напротив».

 

Мудрец НАЦИВ, Рош Йешива Воложин, говорит, что мужчина не однообразное существо, он разносторонен. У него есть физическая сторона, духовная, эмоциональная, интеллектуальная. Желательно, чтобы его жена была наделена параллельными качествами по отношению к большинству тех, которыми обладает муж. Это и есть эзеркнегдо – помощь напротив него.

Теперь вернемся к тому, с чего мы начали разговор. В первом разделе недельной главы Торы дано сотворение мира и сотворение человека как крупицы этого мира. Это сотворение на физическом уровне. Во втором разделе рассказ повторен, но уже с точки зрения того, что мир сотворен для Человека. Человек – центр вселенной, а мир – фон для него, среда обитания. И потому здесь такое подробное внимание уделяется именно сотворению Человека.

То, что поначалу рядом с ним нет Женщины, не случайно!

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.