Законы запрета обманывать и воровать - Ujew

Законы запрета обманывать и воровать

Законы запрета обманывать и воровать
Количество просмотров 494 Количество комментариев 0

1. Нужно быть очень осторожным, чтобы не обманывать других людей (евреев или неевреев) при купле-продаже и других деловых сделках. Любые виды обмана строго запрещены Торой. Нельзя даже держать в доме неправильные гири. Торой запрещается даже сделать вещь более привлекательной, чем она есть на самом деле: покрасить старое ведро, чтобы оно выглядело, как новое; положить наверх корзины самые лучшие из фруктов, а гнилые спрятать внизу и так далее. Также запрещено обманывать в отношении цены данной вещи, например, говорить, что она нам стоила дороже, чем на самом деле. Запрещено также устанавливать цены на вещи намного выше, чем в других магазинах, более того, если покупатель узнал сразу после покупки, что с него взяли слишком высокую плату, во многих случаях он может вернуть товар назад. Запрещается также делать вид, что хочешь купить какую-то вещь, когда на самом деле это не так.

 2. Так же как продавцу нельзя обманывать покупателя, так же и покупателю нельзя обманывать продавца. Например, если продавец не осознает настоящей цены вещи (думает, что это бронзовая вещь, когда она золотая), то покупателю запрещается воспользоваться случаем и купить эту вещь по дешевке.

 3. Если человек уже договорился о цене и обещал купить вещь (или заключить сделку), ему следует сдержать слово. То же относится к обещанию сделать небольшой подарок богатому человеку. Но, если он обещал сделать дорогой подарок, он может передумать, так как на него полностью не полагались, пока подарок не был сделан. Тем не менее, если он обещал бедняку подарить что-то, это расценивается как клятва, так как мицва – помогать бедным.

 4. Запрещено красть что-либо у любого человека – еврея или нееврея.  Даже взять чужую вещь ради шутки, с целью позже вернуть владельцу, тоже запрещается, и даже само желание чужого запрещено. Любое забирание чужого имущества без разрешения считается воровством. Если человек украл чужие вещи, мицва вернуть их назад, но если это невозможно (например, он съел украденную пищу), то пусть вернет стоимость украденного. Тот, кто крал у многих и не знает, как теперь вернуть, пусть поговорит с раввином. Нам запрещено покупать у профессиональных воров (как евреев, так и неевреев), так как почти все, что они продают, было украдено у других.

 5. Занявший у друга какие-то вещи не имеет права давать пользоваться ими другим, пока не получит разрешение от владельца. Также тот, кому дали имущество на хранение, не имеет права передать его другому. Более того, он не имеет права пользоваться сам данными вещами, даже если они не портятся от использования.

 6. Нанятый смотреть за чужими вещами должен следить за ними таким образом, как принято следить за имуществом этого типа. Этот закон касается и человека, который и за своими собственными вещами обычно следит плохо.

 7. Когда пришло время возвращать вещь владельцу, нельзя просто оставить её в доме хозяина или попросить кого-то передать – надо вернуть её самому хозяину или его жене.

 8. Мицва из Торы – давать деньги в долг. Если известно, что должнику нечем заплатить, запрещено просто так его огорчать, требуя назад деньги. Даже если богатому человеку понадобилась ссуда, мицва – одолжить ему. Одалживать нужно в присутствии двух свидетелей, при этом желательно написать деловую бумагу или квитанцию, в которой говорится о долге. В некоторых случаях во время займа берут какую-нибудь вещь как залог, тогда одалживающий должен следить за этой вещью внимательно, как мы описали по отношению к вещам, данным на хранение.

 9. Тора заповедует нам возвращать пропажу другому еврею. (Бывает также, что мицва – вернуть потерянную вещь нееврею, если из этого выйдет освящение имени Всевышнего. Кроме того, во многих странах по закону государства нашедший пропажу другого обязан её вернуть, поэтому если Вы нашли, например, кошелек нееврея, поговорите с раввином.) Увидевший в еврейском районе чью-то потерянную вещь не имеет права проходить мимо, а должен взять её и сохранять, пока не найдет владельца. Обычно объявления вывешиваются в синагогах и помещаются в еврейские газеты, также во многих общинах есть специальный телефон, куда звонят нашедшие или потерявшие вещи. В любом случае, если Вы нашли чью-то пропажу, надо поговорить с раввином.

 10. Мицва из Торы – заплатить нанятому работнику в день, когда он закончил работу. Также мицва – вовремя заплатить квартирную плату или плату за любую взятую на прокат вещь или животное. Тот, кто вовремя не платит, нарушает несколько запретов и положительных заповедей и как будто забирает душу работника, как сказано: «От этой платы зависит жизнь его». Про многих праведников рассказывают, как их видели бегущими, чтобы успеть расплатиться с работником вовремя.

 11. Когда время расплаты? Если работа закончена днем, то нужно заплатить в течение дня (до захода солнца). Если он закончил работать ночью, то нужно заплатить этой же ночью до рассвета.

 12. Тот, кто отдал в мастерскую починить приборы, постирать или зашить бельё и так далее, даже если он знает, что работа закончена, не нарушает запрета, пока не заберет свои вещи, но в день, когда он забрал их, он должен расплатиться.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.