Зачем нашим детям кашрут - Ujew

Зачем нашим детям кашрут

Зачем нашим детям кашрут
Количество просмотров 618 Количество комментариев 0

Соблюдать кашрут в современном мире - затея, которая многим взрослым-то может показаться странной. Что уж говорить о том, чтобы донести еврейскую гастрономическую традицию до детей! У них эта идея вызывает больше вопросов, чем ответов - и отвечать на эти вопросы бывает забавно, но и сложно тоже.

 

Как правило, еврейский мир устроен просто: либо ты родился и растешь в религиозной семье, и тогда у тебя просто не возникает вопроса "зачем", либо вокруг тебя равнодушное современное общество - и тогда тебе, скорее всего, тоже не особо важно, что там пишут знатоки Торы по поводу креветок. Но я - вечное исключение из всех правил. И из этого тоже.

 

Моя семья абсолютно не религиозна, но мне пришлось трижды договариваться с детьми о соблюдении кашрута, и каждый раз это было непросто.

 

Первый раз мы познакомились с этой темой, когда моя старшая дочь Соня, на тот момент 10 летняя, решила, что она хочет учиться в еврейской школе. Ей нравились занятия по традиции, нравилось учить иврит и принимать участие в еврейских праздниках. Она считает себя еврейкой и, хотя растет не в религиозной семье, ей нравилось ощущать себя причастной к этой культуре. Даже необходимость приезжать в школу за полчаса до занятий на молитву не вызывала ее протеста. Но вот требование школы соблюдать кашрут в еде, запрет на покупные сладости в здании школы и торты только из кошерного магазина в день рождения - стали настоящим камнем преткновения. "Неужели Б-гу не все равно, что я ем?", - возмущенно спрашивала меня дочь. И, честно говоря, мне было тем сложнее найти ответ на ее вопрос, что я сама искренне считаю, что ему таки-да, все равно.

 

Это стало поводом для нас с дочерью поговорить о религии и традициях. И о том, почему для евреев традиции так важны - важны настолько, что они часто были готовы умереть, но не отказаться от того, что считали правильным и заповеданным богом. Сегодня для того, чтобы соблюдать традицию, тоже нужна определенная стойкость. Порой даже от одной булочки или конфеты, сидя на диете, отказаться бывает непросто, а тут правила, принятые на себя добровольно и не на неделю или две, а на всю жизнь. Вызывает уважение, не так ли? Но как некурящие не любят садиться в курящем зале кафе, как жестоко было бы приглашать худеющую подругу на вечеринку с капкейками, так же и странно было бы, если бы люди, считающие соблюдение кашрута важным для себя, спокойно относились к тому, что кто-то в их присутствии пренебрегает правилами.

 

Второй раз мне пришлось говорить о кашруте с младшими детьми, когда они - правильно - отправились в еврейский детский сад. В четыре года довольно сложно объяснить мелким людям не только почему надо соблюдать чужие правила питания, но и почему надо здороваться. Поэтому говорить с ними о национальной общности, о традициях и о вере было, на мой взгляд, несколько преждевременно. Я пошла по простому пути - мы договорились о том, что как мы привыкли здороваться с людьми вне зависимости от того, хотим ли мы, чтобы они были здоровы, так же и соблюдение кашрута в еврейском обществе можно отнести к правилам вежливости. Играя в прятки - мы принимаем правила прятаться и сидеть тихо пока нас не найдет ведущий, а не бегать друг за другом как в салках. Общаться и договариваться с людьми проще, если ты готов принять их правила игры.

 

И, наконец, третий раз тема кашрута зазвучала в семье моей подруги, которая сейчас проходит гиюр. Ей приходится соблюдать кашрут "на публику", держа в голове, что община может проверить ее холодильник в любой момент. И это не просто - потому что традиция говорит о том, что кашрут - это часть отношений женщины с богом, и только она сама знает, насколько хорошо она соблюдает заповеди. Гийорет оказывается в более уязвимом положении - за нее степень ее правильности определяет община. И объяснить это детям может быть довольно сложно. "Мама, но зачем нам нравиться этим посторонним тетям?"

 

Сложности, на мой взгляд, вообще возникают тогда, когда у нас с самих нет ответа на вопрос "зачем мне это нужно?" Можно объяснить все, что угодно другим - если у нас есть объяснение для себя.

 

Автор: Майя Богданова для «Отото»

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.