Юные Ротшильды: как научить ребенка финансовой грамотности - Ujew

Юные Ротшильды: как научить ребенка финансовой грамотности

Юные Ротшильды: как научить ребенка финансовой грамотности
Количество просмотров 714 Количество комментариев 0

Редкая семья осознанно обучает ребенка обращаться с деньгами. Иногда у подростков все еще сохраняется впечатление, что деньги растут на специальной денежной пальме и все, что нужно – просто хорошо потрясти пальму, сложить плоды в кошелек и пойти тратить.

 С чего начать финансовое воспитание ребенка?

1. Провести легкий ликбез: Что такое деньги? Почему общество ввело их в обиход? Откуда они берутся? Где хранятся? Как работают? Куда вкладывать? С экскурсами в историю, можно заглянуть в коллекцию монет любимого дедушки, объяснить разницу между заводом и банком, съездить на экскурсию к родителям на работу etc. Важно соотносить теорию с практикой вашей отдельно взятой семьи, окружения ребенка. Вспомним легенду о Царе Мидасе, который превращал в золото все, к чему прикасался, и в итоге умер, так как не мог ни выпить воды, ни съесть кусок хлеба. 

2. Проинспектировать семейные установки про деньги. Каждая семья использует свои типичные выражения, говоря про ежедневные покупки, деньги, богатство. XX век был сложным: кого-то расстреливали за богатство, раскулачивали, ссылали, кто-то умирал от голода. Выражения: «деньги – это зло», «честным путем денег не заработаешь», «деньги зарабатываются тяжело», «у нас нет денег», «деньги нужно беречь» - возникли не безосновательно. Как и привычка хранить сломанную дрель 50 лет, чтобы «починить потом», или тратить все деньги сразу и быстро, потому что потом их просто не будет. Мы не осознаем эти установки и их причины, но часто именно они мешают нам быть состоятельными. И их же мы передаем своим детям. Здоровая экономия ничего общего не имеет с ощущением «денег нет – все пропало». Хороша «золотая середина»: не возводить богатство в культ, но и не делать из него зло.

 3. Обсуждать вместе семейный бюджет. Это помогает осознать ребенку разницу между потребностями и желаниями. Потребности: хороший дом, еда, удобная одежда, быть здоровым, обучение, страховка, заправленная машина. Желания: игрушки, модный гаджет, 101-ые джинсы, «погулять». Ребенку полезно видеть, как распределяются деньги и понимать, что сначала удовлетворяем потребности, а потом – тратим на желания.

 4. Разрешить самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. Так ребенок учиться понимать, что если сегодня на все деньги он купит мороженное, ближайшее время он будет сидеть без ничего. Он учится брать ответственность за свои решения и поступки.

 5. Работать на каникулах или в свободное от учебы время. Любая работа – мыть машины, репетиторство, выгуливать соседскую собаку, печь булочки, писать программы – дает хорошее понимание, что деньги не падают с неба, любой труд ценен и важен. И отношение к заработанным деньгам другое, чем к подаренным любимой бабушкой.

 6. Учить помогать, делиться, заботиться о других. Не нужно платить за домашнюю работу или хорошие оценки. В жизни мы многие вещи делаем просто так: помогаем друг другу, старикам, младшим, разделяем домашнюю работу на всех. Мы отвечаем не только за свою семью, но и за мир вокруг нас. Заботясь о своем окружении, городе, земле, мы заботимся о том мире, в котором будут расти наши дети. Тот же Цукерберг не только заработал миллиарды на Facebook, но и тратит огромные суммы на благотворительность. Это создает баланс: уметь зарабатывать деньги, не привязываться к бессмысленному накоплению и роскоши, понимать, что такое социальная ответственность бизнеса. Детям полезно участвовать в благотворительности - помогать другим просто так. В этом, кстати, помогает заповедь цдаки и маасера, когда определенная часть дохода отдается нуждающимся. Человек незрелый привыкает, что он только берет, ему «все должны», взрослый и ответственный – умеет отдавать и заботиться. 

 7. Играть в настольные игры про финансы. Помним, что дети лучше всего обучаются через игру, например, в «Монополию». Она показывает, как создаются финансовые структуры, учит оценивать ресурсы, выстраивать стратегию зарабатывания капитала и дает понимание, что деньги нужно не копить, а вкладывать в дело. Игра помогает снять страх перед ошибками и трудностями, учит идти вперед, мыслить категориями «заработал» - «вложил». Есть много других экономических игр-стратегий: как развивать города, копить ресурсы, вкладывать. Они все есть в интернет-магазинах.

 8. Расширять знания, что можно делать с деньгами, куда вкладывать, как они работают, зачем нужны налоги. Стандартная схема, известная каждому: заработал-потратил. А еще есть – инвестиции, сбережения, вложения в бизнес, вложение в себя, чтобы повысить свою «рыночную стоимость» и строить карьеру… И об этом тоже полезно знать.

 9. Отправить ребенка на курсы финансовой грамотности. Школы будущих финансистов и экономистов, курсы, летние школы, мастер-классы, подростковые банки – выбор огромен (уже для детей с 6 лет!). Если у ребенка есть потребность и желание знать больше о деньгах – ему такие курсы будут полезны. Но талантливый скрипач или философ необязательно будет таким же талантливым финансистом. Не у каждого есть талант к предпринимательству, но можно научиться грамотно обращаться с личными финансами.

 10. Не ругать за ошибки. Любые ошибки – это опыт. Повзрослеть по-другому нельзя. Иногда родители перегибают палку: сильно наказывают за разбитый телефон или испорченную вещь. Что на самом деле важно для родителей? Чтобы ребенок был здоров, счастлив, были хорошие отношения. А ребенку важно, что его любят, несмотря ни не что, и он гораздо ценнее и важнее миллиона долларов. Вещи и деньги - инструмент, который помогает нам жить и реализовывать себя, но не цель жизни.

 P.S. Анекдот про состоятельность. В автобусе едет женщина после рабочего дня, с полными сумками, уставшая и думает: «Ребенок двоечник. Муж козел – лежит на диване и ничего не делает… Начальник – дурак. Денег нет. Все плохо». За ее плечом стоит ангел, все внимательно записывает, потому подымает голову, пожимает плечами и удивленно говорит: «Ничего не понимаю. Но если хочет – надо исполнять».

Когда мы удовлетворены и благодарны за то, что имеем здесь и сейчас, к нам приходит еще больше благ, денег, комфорта. Когда мы ворчим и говорим «ничего нет, все плохо» - мы теряем. Сначала приходи чувство удовлетворенности тем, что есть и благодарность, а потом – богатство, а не наоборот.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.