Яков Франк - жулик, отступник и лжемессия

Яков Франк - жулик, отступник и лжемессия
Количество просмотров 391 Количество комментариев 0

Едва ли не самым ярким персонажем в истории евреев Украины XVIII века является лжемессия Яков Франк, он же Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович), он же Иосиф Франк. Жизнь этого гениального пройдохи и авантюриста достойна пера Дюма и парочки голливудских блокбастеров. Еще бы! Биография Франка была более чем бурной и наполненной неожиданными поворотами, да такими, что ни один писатель и сценарист не придумает. В истории он наследил тоже предостаточно. Если же коротко, то жизненное кредо Лейбовича можно свести к тезису: "Хочешь больших денег и власти - придумай новую религию".

 

Яков Франк, он же Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович)

 

Кроме того, история жизни Якова Франка является яркой иллюстрацией того, сколько горя и беды может принести своему народу жаждущий власти, денег и славы предатель, не брезгующий для достижения своих целей никакими методами. В частности, в отношении еврейского народа Яков Франк и его приспешники стали одними из главных творцов пресловутого мифа о "крови христианских младенцев"...

 

Преамбула

 

XVI-XVII века в Европе ознаменовались бурными богословскими дискуссиями, плавно перетекающими в резню вроде пресловутой Варфоломеевской ночки. Впрочем, в сравнении с последующей Тридцатилетней войной, та бессонная ночь в Париже оказалась всего лишь легкой возней малышни в песочнице. Напомним, что в результате кровавых разборок между немецкими протестантами-лютеранами и немецкими же католиками на охваченных Тридцатилетней войной территориях население сократилось более чем в два раза, а в Южной Германии вообще осталось менее трети от числа довоенных жителей.

Пока в Западной Европе католики грызлись со всяко-разными протестантами (лютеранами, кальвинистами, анабаптистами и т.д.) в восточной части Речи Посполитой шли не менее оживленные дебаты между украинцами-униатами, признавшими первенство Папы и их соплеменниками сохранившие верность Константинопольскому патриархату. Как и в случае, с Мартином Лютером, все началось с богословских дискуссий, а завершилось большой кровью.

Евреи, естественно, не могли остаться в стороне от обуявшей Старый Свет теологической лихорадки. Разве что, в отличие от христианских соседей, богословские дискуссии здесь обошлись без особого кровопролития (но не без того).

 

Толчком к возникновению в иудаизме новых течений и ересей стали преимущественно вышеупомянутые религиозные войны. В ту же Тридцатилетнюю войну все противоборствующие стороны не упускали возможности ограбить и жестоко убить каждого случайно попавшего под руку еврея. В результате племя Израилево массово бежало в Речь Посполитую, где король и магнаты предоставили евреям значительные льготы. Не успели беженцы обжиться на новых территориях, как вспыхнула Хмельниччина. По форме она хоть и напоминало религиозную войну, на самом деле изначально это было банальным восстанием рабов. Здесь стоит напомнить, что основной движущей силой тогда было именно жестоко эксплуатируемое крестьянство. Положение крестьян-украинцев было даже более плачевным, чем в Западной Европе, потому что гнет со стороны феодалов-католиков был не только экономический, но и религиозный. Учитывая, что евреи-арендаторы и управляющие были плотно встроены в систему феодальной эксплуатации, ненависть восставших ударила и по ним. Принцип "общей ответственности" религиозных и национальных групп в то время был обычным явлением и распространялся на все группы без исключения.

 

Поставим себя на место обычного еврея. Ситуация вокруг - аховая. В Западной Европе - грабят и убивают ладскнехты. В Речи Посполитой с не меньшим энтузиазмом то же самое делают казаки, в Испании свирепствует Инквизиция... Здесь впору задуматься о конце света, или о приходе Мошиаха, который спасёт свой народ от погибели.

 

Саббатай-предтеча

 

На мессианских настроениях по-крупному первым сыграл известный в то время талмудист и каббалист Шабтай Цви, в 1665 г. провозгласивший себя всеми ожидаемым Машиахом. Движение его последователей-саббатианцев вскоре массово распространилось по всем общинам Старого Света.

 

Шабтай Цви

 

Суть "саббатианства" (от Саббатай он же Шабтай Цви) заключалась в развитии понятии "клиппот" (ивр. קליפות‎‎, скорлупы). Согласно каббалистическому учению Ицхака Лурии, авторитетного, как среди хасидов, так и саббатианцев, - клиппот удерживают в себе частицы Б-жественного Света, как скорлупа ореха ядро. То есть зло - это спрятанное в скорлупе добро.

 

Саббатай из этой идеи сделал довольно оригинальный вывод — чем больше творить зла и греха, тем больше в этой скорлупе накопится добра. Соответственно, когда Машиах своей волей разобьет скорлупы-клиппот, тем больше Б-жественного Света освободится. Вывод – чем больше грешишь, тем больше в итоге получишь освобожденного Света.

Кроме того, согласно идей лжемессии, человек, чтобы достичь вершин праведности, просветления, гармонии, счастья, успеха и т.д. должен сначала опуститься на самое дно греха. Потом, уже пребывая в самом мерзком грехе, человек должен осознать все его зло, и только после этого пойти по пути "тиккун" (ивр. תיקון‎‎, «исправление»). Если же коротко: "Не согрешишь - не покаешься".

На практике же это все вылилось в веселые "клиппотные" оргии, массово устраиваемые адептами Саббатая.

 

"Машиах" Шабтай Цви также отменил 10 заповедей, дарованным Моше на горе Синай (мол, я Машиах и получил на это "добро" от Самого..."). Вместо них он написал правила из 18 пунктов, что характерно, исключив из списка "не прелюбодействуй". Более того, последнее поощрялось, вплоть до инцеста. Многим данный факт очень понравился. В связи с отменой 7-й заповеди псевдомашиах ввел для своих последователей особый праздник - "Праздник Овцы".

 

Праздник Овцы отмечался в ночь с 21-го на 22-е месяца адар. Празднование заключалось в том, что несколько женатых пар (чем больше, тем лучше) собирались в одном доме, где за общим столом вкушали блюда из новорожденных ягнят (отсюда и название "праздника"). После пирушки собравшиеся тушили свет и устраивали групповую сексуальную оргию (кто кого в темноте нащупал, с тем и развлекался). Рожденные в результате этого свального греха дети у саббатианцев почитались святыми.

 

Лжемессию очень горячо приняло еврейское население Ближнего Востока, воспринявшее его приход, как конец изгнания и начало воссоздания еврейского государства. Тогда целые общины массово продавали все свое имущество и запасались продуктами в ожидании скорого возвращения на Землю Обетованную. Кроме того, Шабтай Цви, пророчил, что в следующем 1666 г. правители всех народов признают власть Машиаха.

Турецкому султану Мехмету IV (тому самому, которому казаки письмо писали) то-ли не захотелось признавать власть новоявленного Машиаха, то-ли не понравилось массовое брожение среди его подданных иудейского вероисповедания. Как итог, султан распорядился разобраться с самопровозглашенным посланцем Б-га на той же земле. Саббатая арестовали и заточили в крепости Абидос. В самом начале тюремный режим был довольно легким. К "мессии" свободно проходили его адепты, а сам он жил в роскоши и сытости. Но все кончилось тем, что султан поставил перед Шабтаем Цви альтернативу - или принятие ислама, или - "секир башка". "Мессия" предпочел жизнь и высокую должность при дворе. Отдать жизнь за веру он, почему-то, не возжелал.

Саббатай в крепости Абидос (по версии саббатианцев). На самом деле заточение было гораздо комфортным и без цепей.

 

Узнав, что "Машиах" принял ислам большая часть, его последователей отвернулись от своего недавнего кумира и покаялись. Но часть проживающих на территории Османской империи адептов нашли для Саббатая оправдание. Мол его переход в ислам связан тем, что "машиах" захотел опустить свою душу в самые глубины "клиппот"... Вслед за Саббатаем часть адептов тоже приняли ислам. Последние вскоре образовали свою отдельную секту "дёнме" (от турецкого dönme - отступник). Эта секта существует и поныне. Есть версия, что отец-основатель современной светской Турции Кемаль Ататюрк тоже был из "дёнме" (да-да - кругом одни евреи, хоть и мусульмане). Правда по другой версии Ататюрк всего лишь учился в школе дёнме.

Собственно все написанное выше было только вступлением и преамбулой.

 

Подольский "машиах"

Как сказано выше, после смены веры "мессией" его европейские последователи большей частью покаялись. Меньшинство – ушло в подполье. На людях они демонстрировали приверженность к классическому иудаизму, а саббатианские обряды справляли тайно.

Второе дыхание в идеи Шабтая внес Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович) более известный под именем Яков Франк, объявивший себя реинкарнацией умершего в 1676 году Саббатая и его духовного наследника Барухия Руссо (умер 1721 г.).

 

Если жизнь и деятельность лжемессии Саббатая преимущественно связана с Ближним Востоком и Османской империей, то бурная биография Лейбовича почти полностью связана с Украиной.

 

Еврейское кладбище в Короливке. Возможо, здесь лежат предки Якова Франка. (Фото Юрій Репало)

 

Яков бен Иехуда Лейб родился в 1726 г. в местечке Короливка (сейчас одноименное село Борщевского р-на, Тернопольской обл.). Сегодня это село знаменито исключительно находящейся на ее окраине пещерой "Оптимистическая" - самой протяженной гипсовой пещерой в мире и второй по протяженности вообще (только исследованная длинна ее проходов и залов составляет 232 км).

О детских годах будущего "мессии" известно мало. По одной из версий его отец был тайным саббатианцем и когда это вскрылось, опасаясь преследования со стороны ортодксальных соплеменников бежал на территорию Валахии (часть современной Румынии). Известно также, что начальное образование Лейб получил в Черновцах. При чем, очень слабое. Уже тогда Яков обнаружил полное пренебрежение к изучению Талмуда и впоследствии часто с гордостью называл себя "простаком", то есть - неучем. Впоследствии это ярко проявилось во время теологических дискуссий. Спорили обычно его подручные, сам же "пророк" и "мессия" появлялся только в самом конце.

 

В отличие от традиционной еврейской науки, искусство торговли юный Яков постиг в совершенстве. Вначале он помогал отцу, а потом завел свое, довольно успешное, дело. Впрочем, не исключено, что главную роль здесь сыграл очень выгодный брак и хорошее приданное - он умудрился женился на дочери очень богатого торговца из болгарского Никопола.

Во время пребывания на территории Османской империи Яков познакомился с дёнме. В частности, в Смирне он встретился с известным хахамом Иссахаром. Напомним, что в сефардских и восточных еврейских общинах звание "хахам" соответствует "раввину". Хахам официально посвятил его в саббатианство. Тогда же Яков получил прозвище Франк - "франками" на Востоке традиционно называли выходцев из Европы.

 

Тут же, с места в карьер, Франк попытался встать во главе дёнме. Ранее эту секту возглавлял Барухия Руссо из Салоник. Этот город фактически был "столицей" турецких дёнме. Барухия тоже считался "мессией" и воплощением Шабтая. Здесь напомним, что дёнме исповедовали гремучую смесь из ислама и иудаизма. Яков Франк провозгласил, что душа Пророка Мухаммада воплотилась в Шабтае, душа Шабтая воплотилась в Барухия Руссо, ну а в конце цепочки воплощений стоит он - Яков Франк собственной персоной. Но попытка встать во главе сектантов с треском провалилась. В первую очередь по причине, что новоявленный "мессия" более чем слабо разбирался в священных книгах, что явно не вязалось с его заявлениями и амбициями.

Поняв, что среди турецкоподданых ему ловить нечего, Яков Франк в 1755 г. подался на родное Подолье.

Здесь следует сделать небольшую ремарку. Попав под жернова восстания под руководством Хмельницкого, еврейская община Подолья понесла не только громадные человеческие жертвы. Тогда погибло множество образованных людей, а вся система образования была уничтожена напрочь. Последовавшее за тем турецкое владычество (османы ушли с Подолья только в 1699 г.) восстановлению еврейских школ тоже не способствовало. После освобождение края от янычар ситуация на Подолье была такова, что все более-менее образованные люди старались побыстрее перебраться на менее разоренные земли. Кроме того, здесь постоянно вспыхивали локальные восстания и бунты, самым крупным из которых стало восстание под руководством брацлавского полковника Федора Шпака. К середине XVIII века еврейское образование только-только начало восстанавливаться. Ведь для создания школ в первую очередь нужны учителя. Их же тоже кто-то должен учить. Но... Смотрите выше.

 

К моменту, когда Яков Франк перебрался на Подолье образованных людей там было крайне мало. Более того, значительная часть еврейской бедноты в маленьких местечках и селах была вообще неграмотной. На тот момент это было "золотое" дно для проходимцев и псевдопророков.

 

Свою деятельность Франк начал с родной Короливки где вскоре обзавелся двенадцатью учениками-последователями (ну прямо апостолами). Вскоре, опираясь на скрытых саббатианцев Франку удалось сколотить довольно мощную общину, насчитывающую десятки тысяч последователей. Он также несколько усовершенствовал идеи Шабтая Цви о том, что для достижения вершин праведности нужно сначала капитально согрешить.

 

Тезисно учение Франка свелось к таким постулатам:

1. Проявление единого бога периодически воплощающееся в Машиахе.

2. Вера и преданное служение "человеку-машиаху" создают гармонию между "мужским" и "женским" началами божества. Достижение этой божественной гармонии и является всей главной целью человеческого бытия.

3. Грехи, запрещенные Галахой, на самом деле - "искры божии", спрятанные в человеческих душах. Если не дать выхода "божественным искрам" это помешает наступления гармонии между мужским и женским началами "божества"

Ну и главное - Франк и является тем самым Машиахом, которому нужно служить, а нарушение предписаний Галахи - святая обязанность его последователей.

 

Кроме того "машиах" утверждал о троичной структуре Б-жества. Франкистская "Троица" состояла из "Святого Старца" (Аттика Каддиша), "Святого Царя" (Малка Каддиша) и "Вышней Госпожи" (Матронита элйона), или же Шхины. Именно "Святой Царь", по версии Франка, периодически воплощается в Машиаха.

Кроме того, Яков Франк полностью отбросил национальную составляющую иудаизма: "Машиах, о котором говорится в Пророках, никогда не придёт, а Иерусалим вовеки не возродится – вещал он и его последователи. – Все, что делалось ранее, имело целью сохранение еврейского народа, - теперь же больше в этом надобности нет".

Но главное же послание, с которым Франк вышел к людям, звучала: "Я пришел избавить мир от всяких законов и уставов, которые существовали доселе"...

 

Довольно бурное развитие секты франкистов было остановлено на самом взлете. Уже 1757 г. грянул скандал.

Лянцкорунь, Фото П.Жолтовского, 1930 г.

 

Как и классические саббатианцы, франкисты вовсю практиковали ритуальные сексуальные оргии. Во время ярмарки в местечке Лянцкорунь (сегодня село Заричанка, Чемеровецкого р-на Хмельницкой обл.) представители местной еврейской общины "накрыли" большую группу франкистов, во главе со своим "мессией" с энтузиазмом предающуюся свальному греху. Сексуальная распущенность и сегодня не в чести, а в XVIII веке это было довольно тяжкое преступление, что с точки зрения иудеев, что христиан, что светских властей. А уж если разврату придавали сакральный смысл, то дело вообще пахло дьяволопоконничеством!

 

Лянцкорунь, старая синагога. Во времена Якова Франка она уже стояла. Фото П. Жолтовского. 1930 г.

 

Развратников "повязали" и предали суду. Мессия же вовремя вспомнил, что он турецкоподданный и, как иностранец, отделался легким испугом. Правда, ему пришлось покинуть пределы Речи Посполитой. Бежал он, однако, недалеко и осел в соседнем, турецком на то время, Хотине (сегодня автомобиль от Лянцкоруни-Заречанки доезжает до Хотина менее чем за час).

 

Спустя несколько дней в местечке Сатанов, бывшему тогда своеобразной еврейской столицей Подолья, прошел суд над франкистами. Процесс под председательством сатановского раввина Яакова Сегала и при участии раввинов Лянцкоруни, Смотрича и членов подольского окружного Ваада (Ваад - центральный орган автономного еврейского общинного самоуправления) проходил в знаменитой местной синагоге.

 

 Синагога в Сатанове, начала ХХ века.

 

Большинство подсудимых покаялись в своих грехах и в том, что «бросились в бездну разврата вслед за своим учителем, пытаясь в этот способ исправить свое поколение и ускорить пришествие Машиаха». Женщины так же сознались в нарушении супружеской верности и рассказали о половой распущенности, процветавшей в секте под видом мистических обрядов. В частности, женщины занимались сексом с несколькими партнерами в присутствии собственных мужей.

По результатам сатановского суда в Бродах состоялись собрание лидеров еврейства Речи Посполитой, на котором они провозгласили «херем» (исключение из общины) всем не раскаявшимся членам секты франкистов. Принятый документ сразу же распечатали и направили во все синагоги, где под звуки шофара и при символично затушенных свечах, его торжественно зачитывали. Каждому иудею вменялось в обязанность всячески преследовать отступников.

 

Дело о ярмарочных развратниках должен был рассматривать еще и церковный суд в Каменце-Подольском. Оно было заведомо проигрышным, а преступление настолько серьезным, что это грозило очень большими неприятностями не только самим греховодникам, но всей общине франкистов.

 

На этом в истории секты можно было поставить жирную точку, но пройдоха Франк сумел выкрутиться из, казалось бы, заведомо проигрышной ситуации. На срочном собрании лидеров секты Яков Франк выдвинул идею перехода в католицизм. При этом сославшись на опыт турецких "дёнме", которые внешне мусульмане, но внутри - иудеи. Кроме того, "пророк" апеллировал к идее тройственного проявления Б-га и к почитанию Машиаха, которому нужно служить (как сказано выше это было основой франкизма) и провел параллель с христианским учением о Святой Троице и христианским же постулатом о Богочеловеке.

После этого подручные Якова Франка обратился за помощью к епископу Каменец-Подольска Николаю Дембовскому. Ему поведали, что франкисты отвергают Талмуд и признают лишь священную книгу каббалы "Зогар", которая будто бы допускает догмат Святой Троицы. Сектанты также заверили что признают Мессию-искупителя одним из трех лиц Бога, правда скромно промолчали, кого они считают этим мессией.

 

Каменец-Подольский

 

Епископ сразу же сообразил, что франкистов можно хорошо использовать против ортодоксальных иудеев-талмудистов, которых Дембровский люто ненавидел, да и обращение в католицизм большой группы евреев давало ему дополнительные бонусы. Не исключено что по итогам епископ мысленно уже примерял на себя кардинальскую мантию.

 

Чтобы продемонстрировать свою лояльность к католической церкви и разрыв с ортодоксальным иудаизмом франкисты предложили устроить теологический диспут между последователями учения Якова Франка и раввинами-талмудистами. Франкисты обещали епископу на основании книги "Зогар" доказать вредность Талмуда и истинность католицизма, а главное доказать причастность талмудистов к ритуальным убийствам христиан.

Диспут назначили на 20 июня 1757 года (раввины, понятно, отказаться от участия не могли). В Каменец-Подольский, посмотреть на предстоящий спектакль съехались католическое духовенство и высшая шляхта едва ли не со всего Подольского воеводства. Франкистов на диспуте представляли Лейб Крыса из Надворны, франкистский "раввин" Нахман из Буска и Шломо Шорр, старший сын известного саббатианца Элиши Шорра (сам Яков Франк отсутствовал).

 

Диспут проходил в соборе Петра и Павла

 

Сторонников Талмуда представляли раввины Мендель из Сатанова, Лейб из Меджибожа, Йосеф Кременец из Могилева и Бер из Язловичей. В качестве абсолютно «справедливого и непредвзятого» судьи выступал лично сам епископ Каменец-Подольска Николай Дембовский.

В ходе диспута франкисты, помимо заявлений, что Талмуд оскорбляет христианство, обвинили евреев еще и в ритуальных убийствах христиан, основания для которых тоже якобы содержатся в Талмуде. Раввины-талмудисты, со своей стороны доказывали, что Талмуд не содержит в себе ничего оскорбительного для иноверцев, а также аргументированно доказывали, что все изложенное в книге «Зогар» ничем не противоречит Талмуду и наоборот. Правда, о вопросах касающихся Троицы и всего, что касается Машиаха раввины дискутировать отказались. Здесь их понять вполне можно, - в присутствии епископа и большого количества представителей католического духовенства публично отрицать основные догматы Церкви было чревато не только для здоровья, но и жизни.

Диспут длился десять дней. Вердикт же был запрограммирован изначально. Победу Николай Дембовский присудил естественно своим подопечным франкистам.

 

Рассказ о Каменецкой дисскуссии в антисемитской книжке "Złosc Zydowska w Zamęczeniu Dzieci Katolickich" ("Еврейская жестокость в замучивании католических детей"). Люблин, 1774 г.

 

Титульный лист " Złosc Zydowska...". Издание было посвящено ритуальному употребления евреями "крови христианских младенцев". Измышление франкистов здесь поданы, как одно из главных "доказательств". Фото Jagiellonian Digital Library

 

По завершению диспута прошло судебное рассмотрение Лянцкоруньского скандала. Франкисты-развратники удивительным делом из обвиняемых мигом превратились в невинно потерпевших. Представителей еврейской общины, посмевших помешать ритуалу, обязали выплатить "потерпевшим" 5 тыс. злотых. Двое лянцкорунских евреев, проявивших наибольшую активность в истории с оргией, приговорили к телесному наказанию. Высокий суд обязал силой вернуть в семьи всех жен, бросивших своих мужей-франкистов

Еврейскую общину также обязали выплатить в пользу католического костела Каменца штраф в 152 венгерских золотых дуката (огромная по тем временам сумма). Но это были не самые большие неприятности. Исходя из того что диспут "показал" враждебность Талмуда христианам, епископ Николай Дембовский приказал уничтожить все экземпляры Талмуда, имеющиеся на подвластных ему территориях. Для ортодоксальных иудеев пришли черные времена. По всему Подолью торжествующие свою победу франкисты в сопровождении вооруженных представителей властей беспардонно врывались в синагоги, дома раввинов, хедеры и изымали ненавистные им книги. В сторону Каменца потянулись целые обозы телег, груженные украденными экземплярами Талмуда. На Рыночной площади запылали костры из книг.

 

Епископ Николай Дембовский (в демоническом обличье, слева), пирует по поводу победы в диспуте своих подопечных франкистов. Гравюрм из книги "Сейфер Шимуш", (Амстердам, 1758 г.)

 

Книги горели недолго. Вскоре после начала массового сожжения епископ Дембровский скоропостижно скончался. Причем умер он 17 ноября 1757 г. - спустя ровно месяц (день в день), после преступного приказа уничтожить все копии Талмуда. Последнее вызвало шок. Эту смерть, что иудеи, что христиане восприняли как Божью кару за уничтожение священных еврейских книг. Правда существуют версии, что епископу помогли. Самая экзотическая говорит о том, что подольские раввины использовали против Дембровского "пульса де нура" - каббалистический обряд, название которого происходит от арамейского выражения "удар огня". Его смысл - отделить от тела душу человека, творящего зло, когда нет никакого другого способа остановить его. Более тривиальная версия говорит о том, что епископа банально отравили. Впрочем, почему скоропостижно скончался этот персонаж, - неважно. Важно, что и евреи, и христиане восприняли это исключительно, как Божью кару. Соответственно и деятельность франкистов всё общество, не зависимо от национальной и религиозной принадлежности, посчитало богопротивной. Против последователей Франка единодушном порыве ополчились все - и евреи, и украинцы, и поляки. В отношении франкистов прошли массовые погромы. В частности толпа растерзала Элиша Шорра, сын которого принимал активное участие в каменецком "диспуте".

 

Франк обратился за помощью к новому епископу Адаму Станиславу Красинскому, но последний вовсе не желал повторения печальной судьбы своего предшественника на Каменецкой кафедре. Делегацию франкистов новый епископ даже не принял.

 

Тем временем франкистам приходилось несладко - их преследовали и массово изгоняли из местечек и сел. Иудеи не могли простить им произвол и кровавый навет, христиане же не хотели жить рядом с людьми, в отношении которых Г-сподь столь явно показал свой гнев и немилость…

 

Продолжение следует

 

Автор: Дмитрий Полюхович

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.