Взгляд со стороны – три истории Песаха

Взгляд со стороны – три истории Песаха
Количество просмотров 193 Количество комментариев 0

 Общеизвестно, что Песах - это праздник исхода евреев из Египта. Он довольно подробно описан в Торе, но возникает логичный вопрос - как библейский Исход связан с реальными событиями? Был ли он вообще, или это просто какая-то метафора? А если был, то когда конкретно? Какие есть научные доказательства? Что ж, попробуем немного разобраться в исторических перипетиях.

 Итак, для начала узнаем, что нам говорит Тора.

 

Мойсей и Аарон перед фараоном. Бенджамин Уэст.

 

 Версия 1, каноническая.

 Для начала уточним, сколько времени евреи прожили в Египте. Тора говорит в одном месте о 400, во втором - о 430 годах египетского рабства. Объясняется это так: в первом случае отсчет идет от рождения сына Авраама Ицхака до Исхода, а потомки Авраама начинаются именно с Ицхака ("И сказал Он Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет" Лех Леха, 15:13). Во втором случае ("Времени же пребывания сынов Израиля в Египте - 430 лет. И было - по истечении 430 лет, в этот самый день вышли все воинства Бога из земли Египетской". Бо, 12:40-41) отсчет идет от момента заключения союза Бога с Авраамом за 30 лет до рождения Ицхака. Земля Кнаан в то время находилась под контролем Египта, что дает право считать ее также египетской территорией. Отсюда следует, что Исход должен был состояться через 400 лет после рождения Ицхака. По Торе (книга Берешит) можно четко проследить даты рождения наших праотцев. От сотворения Адама до рождения Авраама прошло 1948 лет. Через 100 лет родился Ицхак - в 2042 году от Сотворения мира, т.е. в 1712 году до н.э. по григорианскому календарю. Значит, Исход произошел 1712-400=1312 год до н.э.

 

 Чтобы понять, как эта дата соотносится с исторической реальностью, давайте вернемся немного назад и определим дату, когда Яаков и его семья вошли на территорию непосредственно Египта. Яаков родился в 2108 году, по григорианскому календарю это 1652 год до н.э. Прожил он 147 лет, из них последние 17 - в Египте ("и жил Яаков в стране Египетской 17 лет; и было дней Яакова, лет жизни его, 147 лет". Ваехи, 47:28). Вычисляем: 2108+147-17=2238 год от Сотворения мира, или 1522 г. до н.э. по григорианскому календарю.

 

 Итак, Яаков со своей семьей появился в Египте в 1522 году до новой эры. Выходит, что там евреи пробыли 1522-1312=210 лет. Этот период Традиция и считает временем египетского рабства, несмотря на то, что первое время рабами евреи не были. Проверить эту цифру точно мы не можем, но с небольшой погрешностью это сделать вполне возможно. Мы знаем, что сын Леви Кеат вошел в Египет, а не родился там (Ваигаш, 46:11). У Кеата родился Амрам, у Амрама - Мойсей. То есть прошло всего 3 поколения. Во время выхода из Египта Мойсею (Моше) было 80 лет (Ваера, 7:7). Допустим, Кеат родил Амрама после 60 лет жизни в Египте, еще через 70 лет Амрам родил Мойсея. Итого 60+70+80=210 лет. То есть, цифру 210 можно принять за правильную при условии, что Кеат и Амрам становились отцами в довольно преклонном возрасте. Конечно, на то время это не было удивительно, Аврааму в аналогичной ситуации уже было 100. Но все же здесь присутствует некоторое сомнение.

 

 Что же происходило в Египте в этот период? В различных статьях часто встречается версия, что евреи пришли в Египет во время господства там гиксосов. Гиксосы - кочевое племя, завоевавшее Нижний Египет и часть Верхнего примерно в начале 18 века до н.э. Они построили столицу Аварис и основали, по мнению египетского историка Манефона, XV и XVI династии. Наивысшего могущества гиксосы достигли при царе Апепи, и к этому периоду некоторые относят возвышение Иосифа и появление в Египте семьи Яакова. Главный аргумент такого предположения заключается в том, что только при гиксосах, "царях-пастухах", как их еще называли, могли добиться высокого положения и уважения люди, занимающиеся скотоводством, а евреи были именно такими. А вот египтяне, наоборот, скотоводство презирали, "ибо отвращение для Египтян всякий пастух овец" (Ваигаш,46:34)

 

 В 16 веке до н.э. аборигены-египтяне под руководством фараонов XVII династии из города Фивы подняли восстание против захватчиков. В 1550 г. до н.э. столица гиксосов Аварис была разрушена, а первый фараон XVIII династии Яхмос I окончательно вытеснил кочевников из Египта. Соответственно, в 1522 г. до н.э. гиксосов в Египте уже не было.
 Можно попробовать посчитать, когда же именно сын Яакова Иосиф стал фактически со-правителем Египта. Иосиф предсказал фараону 7 сытых и 7 голодных лет, с этого момента фараон передает ему управление всеми хозяйственными делами страны. Первые 7 сытых лет прошли, и на второй год голодной семилетки в Египет приходит Яаков с семьей, то есть через 9 лет после возвышения Иосифа. Получаем 1522+9=1531 год до н.э. В это время Египтом правил тот самый Яхмос I, победитель гиксосов. Завоевав страну, он, естественно, стал заново выстраивать все государственные институты. И, вполне вероятно, что он мог возвеличить чужака Иосифа - человека со стороны, не имевшего отношение ни к гиксосам, ни к местным египтянам, наверняка подозреваемых фараоном в коллаборационизме.

 

 Некоторые известные историки, в частности, упоминаемый выше Манефон, а также Иосиф Флавий, выдвигают еще одну очень интересную теорию. Они отождествляют гиксосов именно с евреями, а изгнание гиксосов - это, по их мнению, и есть Исход евреев из Египта. Такую версию поддерживают и некоторые современные исследователи. Однако, на самом деле эта теория очень уж маловероятна. Евреи, хоть и занимали поначалу высокое положение в обществе, вскоре превратились в рабов, гиксосы же более 200 лет были правителями Египта.

 

 Что касается Исхода, то в 1312 г. до н.э. Египтом правил Хоремхеб, основатель XIX династии, при котором страна начала возрождаться после некоторого кризиса. Здесь есть интереснейший нюанс, заслуживающий внимания. Хоремхеб проявил особенное рвение в уничтожении революционного культа, введенного несколькими десятилетиями ранее фараоном Эхнатоном. Эхнатон отменил абсолютно весь почитавшийся прежде пантеон египетских богов и ввел совершенно новый культ бога солнца Атона. И самое интересное заключается в том, что Атон был объявлен единственным Богом-создателем, таким образом впервые за всю историю Египта в стране был официально установлен монотеизм. Более того, это дало некоторым исследователям повод отождествлять Эхнатона с Йосефом. При Хоремхебе культ Атона был ликвидирован окончательно. Если следовать точке зрения, согласно которой еврейский монотеизм оказал какое-то влияние на реформу Эхнатона, то можно легко понять озлобленность Хоремхеба. После вереницы несчастий, сопровождавшихся веселыми спецэффектами, гибели сына-первенца и части войска, ухода шестисот тысяч рабов, унесших в придачу весь золотой запас государства, фараон просто обязан был сделать все, чтобы стереть из памяти любое напоминание об этом периоде и забыть его, как страшный сон...   

 

 Есть и нюанс против Хоремхеба как фараона Исхода. Но о нем мы поговорим в следующей версии, так как он будет общий для обеих.

 

Израильтяне покидают Египет. Дэвид Робертс, 1830 г.

 

 Версия 2, полуканоническая.

 Полуканоническая потому, что оттолкнемся мы в ней также от ТаНаХа, только с другой стороны, а вот дальше пойдем другим путем, опираясь на науку.

 Вот какую информацию дает Книга Пророков: "И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэлевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Исраэлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Господу" Млахим 1, 6:1.

 

Тут многие скептически относятся к 480 годам - если сложить 40 лет в пустыне, годы Эпохи Судей и правления царя Давида, получится более 600 лет. Тем не менее, традиция полагает, что сроки правления тех или иных судей, которые дает нам Книга Пророков, не шли последовательно, а накладывались друг на друга. Кроме того, между Судьями были временные интервалы, когда Земля Израиля находилась под властью чужеземцев, и этот нюанс также надо учитывать. С этой точкой зрения большинство ученых согласно, но...

 

Еврейская традиция говорит, что Храм был построен царем Шломо в 2935 году от Сотворения мира (825 г. до н.э.). Однако, это событие уже к нам хронологически гораздо ближе, чем приключения наших праотцев и Исход. Поэтому, если по поводу ранее описываемых в Торе событий ученые выдвигают десятки версий, то в данном случае они сходятся, в основном, на одной - Храм воздвигнут в 970-960 гг. до н.э. Если взять за начало строительства 970 год, то Исход произошел в 970+480=1450 год до н.э., то есть на 138 лет раньше, чем нам говорит Тора.

 

 Тогда подтверждается версия о том, что евреи пришли в Египет в период правления гиксосов: 1450+210=1660 г. до н.э., а это время владычества кочевников. Но в этом случае сильно смущает фигура фараона Исхода. Дело в том, что Египтом в 1450 г. до н.э. правил Тутмос ІІІ, при котором страна достигла наибольшего своего расцвета в экономическом и военном плане. Тутмос ІІІ первый из всех египетских правителей стал покровительствовать культуре, в результате военных побед территория страны достигла того максимума, за который не смог выйти ни один из его последователей, были построены грандиозные сооружения, территориально и экономически Египет стал самым значительным государством региона. Тутмос ІІІ был величайшим фараоном за всю историю Египта, и в период его правления просто не могло найтись времени для упадка, а тем более экономического краха, обязательно последовавшего бы после сопровождавших Исход катаклизмов.

 

 Теперь нюанс, который касается обеих версий. Тора говорит, что в качестве рабов евреи принимали участие в строительстве города Раамсес. "И поставили над Израилем начальников повинностей, дабы изнурять его тяжкими работами своими, и строил он города-хранилища для фараона - Питом и Раамсес". Шмот, 1:11

 

Город Раамсес, или Пер-Рамсес (современное арабское название Кантир), был построен приблизительно в 1278 году до н.э. при фараоне Рамсесе ІІ, как новая столица Египта. Имя Рамсес встречается только у фараонов XIX династии. Рамсес I правил около года и ничем запомниться не успел, поэтому нет сомнений, что город строил именно Рамсес ІІ, получивший прозвище "Великий". Получается, евреи были еще в Египте в это время, то есть намного позже Тутмоса ІІІ и не на много, но все же позже фараона Хоремхеба из версии об Исходе в 1312 году до н.э., и не могли уйти из Египта раньше, чем был построен город Раамсес.

 

 С другой же стороны, в Торе упоминаются географические названия, которые появились гораздо позже описываемых в ней событий. Например, говорится о том, что евреям в Египте была выделена область для проживания в земле Гошен ("и ты будешь жить в земле Гошен; чтобы быть вблизи меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все, что у тебя". Ваигаш, 45:10). Но местность эта во время описываемых событий имела другое название, а топоним "Гошен" (Гессем) появился только в 7 веке до н.э., то есть приблизительно через 800 лет. Поэтому вполне вероятно, что название "Раамсес" также появилось позже, а когда евреи строили город, он назывался по-другому. Археологические исследования говорят, что Раамсес построен практически на месте разрушенной столицы гиксосов Аварис - то есть, древний город располагался в этом месте задолго до того, как начал строить свою резиденцию фараон Рамсес ІІ.

 

Переход через Чермное море. Гравюра из Нюрнбергской хроники, 1493 г.

 

Версия 3, научная

 Самое время узнать, что считает по этому поводу современная наука. Раскопки в древнем городе Хацоре показывают, что смена кнаанской культуры на древнееврейскую произошла примерно в 1250 году до н.э. - этим временем датируются обнаруженные остатки домов нового типа. Хацор - город, завоеванный Иеошуа бин Нуном во время захвата Земли Израиля ("В то же время возвратившись Иеошуа взял Хацор и царя его убил мечом; Хацор же прежде был главой всех царств этих". Иеошуа 11:10). Аналогичные изменения в городе Лахшиш произошли в 1150 г. до н.э., в Мегиддо - около 1145 г. до н.э. Эти изменения указывают на то, что Исход произошел в период правления Рамсеса ІІ, между 1279 и 1212 гг. до н.э. И в этом случае подтверждаются слова Торы о том, что евреи строили город Раамсес.

 

 Самое древнее упоминание Израиля в египетских источниках - стелла фараона Мернептаха, обнаруженная при раскопках в Фивах в 1896 г. На ней есть надпись, говорящая о победе фараона над народом Исраэр во время похода в Кнаан. Исраэр многими учеными трактуется как "Израиль". Мернептах - сын фараона Рамсеса ІІ и следующий правитель Египта. Выходит, что после Рамсеса евреи уже были в земле Кнаан, хотя это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда они там появились.

 

 Попробуем сделать такое предположение - 430 лет, после которых евреи вышли из Египта, отсчитываются не от рождения Ицхака, как мы говорили в обсуждении версии 1, а от рождения Яакова, с которого, собственно, и начался еврейский народ. У Авраама, кроме Ицхака, был не очень праведный сын Ишмаель, а у Ицхака был еще и Эйсав. И только у Яакова все 12 сыновей стали родоначальниками 13 колен, и именно Яаков получил имя, которое дало название Стране и всему народу - Исраель. Отсчитаем 430 лет с момента рождения Исраеля: 1652-430=1222 год до н.э. Эта дата вполне совпадает со временем правления фараона Рамсеса ІІ и подтверждается археологическими исследованиями.

 

 Тот же момент в Торе, где Бог говорит Аврааму, что его потомки будут пришельцами в чужой стране и их будут угнетать 400 лет, также можно объяснить. Ицхак всю жизнь прожил в земле Кнаан, будущей Земле Израиля, и там же родился Яаков. И когда ему исполнилось 30 лет, он ушел из Кнаана в Харан, к своему дяде Лавану - то есть покинул свою страну. С этого момента и отсчитывается 400 лет скитаний.

 

 Теперь посмотрим, когда же, в таком случае, Яаков и сыновья пришли в Египет. 1222+210=1432 г. до н.э. Удивительным образом это событие, так же, как и возвышение Иосифа 9 годами ранее, приходится на время правления великого фараона Тутмоса ІІІ, при котором Египет достиг своего максимального за все время существования расцвета. Когда-то Бог сказал Аврааму: "И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные." Лех леха, 12:3. И очень похоже, что Тутмос ІІІ получил сполна свою порцию благословений за свое отношение к Иосифу и его семье...

 

 Также ранее мы предполагали, что еврейский монотеизм оказал значительное влияние на культуру Египта и религиозную реформу фараона Эхнатона в 1351-1334 гг. до н.э. Возвращение к культу старых богов произошло при фараоне Тутанхамоне. "И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа." Шмот, 1:8. Вероятно, этим царем и был Тутанхамон. Порабощение евреев началось при нем или чуть позже, при Хоремхебе, который, как мы говорили ранее, особо ревностно пытался уничтожить монотеистический культ Атона, и достигло апогея во время правления Рамсеса ІІ, с которым евреи и распрощались...

 

Автор: Евгений Шнайдер, Днепропетровск

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.