Выкуп первенца - Ujew

Выкуп первенца

Выкуп первенца
Количество просмотров 701 Количество комментариев 0

И сказал Б-г Моше: "Посвятят мне каждого первенца, вышедшего из материнской утробы, у сынов Израиля - среди людей и среди скота - ... Мне принадлежит он... " И было: когда не желал фараон отпустить нас. убил Б-г всех первенцев в стране Египетской, от первенца человека до первенца скота. Поэтому я приношу Б-гу каждого первенца мужского пола, вышедшего из утробы матери, а каждого первенца среди моих сыновей выкуплю (Шмот. 13:1,2,15).

 

Смысл заповеди

Выкуп первенца (на иврите - пидьон а-бен) - одна из 613-ти заповедей Торы. Суть ее состоит в том, что ребенок (мужского пола), который родился у матери первым, от рождения имеет особый духовный статус. Изначально сыновья-первенцы должны были становиться священниками: "Ибо все первенцы у сынов Израиля - Мои… В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе" (Бемидбар, 8:17). Однако впоследствии евреи согрешили, сотворив себе золотого тельца, причем наиболее активное участие в грехе приняли первенцы. Поэтому первенцы оказались недостойными отправлять Богослужение, и священнослужение было передано колену Леви, которое не принимало участия в грехе. Священниками стали левиты (представители колена Леви) и коэны. Но первоначальный статус первенца не изменился. Получилось так, что сыновья-первенцы по рождению предназначены для священной миссии, которую они не могут выполнить. Поэтому, по законам Торы, отец должен «выкупить» своего сына-первенца, «освободить» его от статуса священнослужителя. Для этого ему нужно осуществить обряд выкупа первенца -- передать коэну пять серебряных монет, каждая - весом в шекель (во времена дарования Торы - мера веса): "...первенец... должен быть выкуплен... а выкуп за них... пять шекелей серебра..." (Бемидбар, 18:15,16).

 

Число «пять» содержит намек на то, что процедура «выкупа» происходит в духовной плоскости. Ибо наш материальный (пространственно-временной) мир характеризуется числом «четыре». Число «пять» связано с духовными мирами (поэтому, кстати, Тора - Пятикнижие - состоит из пяти книг).

 

О выкупе первенца

Тора предписывает отцу выкупить своего первородного сына после того, как тому исполнится один месяц. Выкуп производится в тридцать первый день после рождения ребенка, не позже. Исключение составляет тот случай, когда тридцать первый день оказывается субботой или праздником: тогда выкуп переносят на день позже.

 

Если отец не находится в том же городе, что и ребенок, он выкупает его в любом месте, где он в это время находится.

Если отец не выкупил сына вовремя, он обязан это сделать потом.

Если отец вообще не выкупил сына, сын сам обязан себя выкупить, когда подрастет и должен будет исполнять заповеди.

 

Выкупу подлежит только тот, кто является первенцем у своей матери. Первенец отца, но не первенец матери свободен от выкупа. Если до рождения этого ребенка у женщины был выкидыш, она должна проконсультироваться у раввина.

Ребенок, родившийся в результате кесарева сечения, свободен от выкупа.

Коганим и левиты свободны от обязанности выкупать своих первенцев. Только в том случае первенец подлежит выкупу, если и отец и мать его - простые евреи. Однако в том случае, если отец его или мать принадлежат к коганим или к левитам, ребенок свободен от выкупа.

 

Если родились близнецы, мальчик и девочка, то обращают внимание на того, кто родился первым: если мальчик, он подлежит выкупу, если девочка - нет.

 

Выкуп не переносят на более позднее время (после тридцать первого дня от рождения), даже если младенец пока еще не обрезан.

 

 

Младенца выкупают пятью шекелями, о которых говорит Тора. Их передают коэну. В наше время стоимость этих пяти шекелей определяет авторитетный раввин данного места.

Вместо шекелей отец может отдать коэну в качестве выкупа за своего сына-первенца любые другие монеты, а также вещи, имеющие ту же стоимость. Но нельзя выкупить первенца ценными бумагами или чеками, а если все же поступили так, первенец считается невыкупленным, и выкуп необходимо сделать еще раз, правильно.

Коэн может вернуть отцу в качестве подарка сумму, полученную от него как выкуп сына-первенца, но нельзя давать коэну с самого начала сумму при условии ее возврата.

 

Любой коэн может выкупать первенца, но тот, кто хочет выполнить эту заповедь как следует, будет искать коэна — знатока Торы, чье происхождение из колена Леви не подлежит сомнению.

Отцу можно разделить сумму выкупа между несколькими коганим, чтобы выкуп проходил при участии их всех.

Если отец сказал одному коэну, что даст ему выкуп за своего сына-первенца, он не имеет права передумать и привести другого коэна.

 

Младенца наряжают в красивые одежды, украшают его в честь этой заповеди, и отец приносит его к коэну вместе с выкупом, равным пяти шекелям, кладет их перед коэном и говорит: "Моя жена-еврейка родила мне этого сына, первенца, и вот я отдаю его тебе".

Коэн спрашивает отца: "Чего ты хочешь более: сына-первенца или пять шекелей, которые ты обязан отдать мне в качестве выкупа за твоего сына-первенца?"

Отец отвечает: "Я желаю выкупить моего сына. Вот деньги, которые я должен тебе, согласно Торе".

 

Перед тем, как отдать деньги коэну, отец громко произносит: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам выкупать первенца. Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, давший нам дожить, и просуществовать, и достигнуть этого времени!"

 

После этого благословения отец передает выкуп коэну, который, взяв бокал вина, произносит над ним благословение "Творящий плод виноградный". Есть также обычай приготовить миртовые ветви, чтобы после благословения на вино коэн сказал еще одно благословение: "Творящий благовонные древа". Все присутствующие произносят амен после каждого благословения.

 

Коэн берет деньги, протягивает ту руку, в которой они находятся, к головке ребенка и говорит: "Это — вместо того, это - замена того, это — теряет свою силу благодаря тому. Этот ребенок пусть придет к жизни, к Торе и к страху перед Вс-шним. Да будет воля Б-жья, чтобы так же, как он пришел к выкупу, пришел он к Торе, хупе и добрым делам, и скажем: амен!" После этого коэн кладет руку на головку ребенка и благословляет его: "Да возвеличит тебя Всесильный, как Эфраима и Менаше! Да благословит тебя Б-г и охранит тебя! Осветит тебя Б-г ликом Своим и одарит тебя! Да обратит Б-г к тебе лик Свой и даст тебе мир! Б-г — твой страж, Б-г — твоя сень по твою десницу! Ибо долготу дней, и годы жизни, и мир прибавят тебе! Б-г да охранит тебя от всякого зла, да хранит душу твою".

 

Вся церемония выкупа проходит во время трапезы, которую устраивают в честь этой заповеди, и она называется трапезой заповеди. После того, как присутствующие вымыли руки и произнесли благословение на хлеб, начинается вся церемония выкупа, которая описана выше. После выкупа едят, пьют и веселятся.

 

Благословения

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ ПИДЬОН АБЕН

"Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам выкуп первенца".

 

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕЭХЕЯНУ ВЕКИЕМАНУ ВЕИГИАНУ ЛАЗМАН АЗЭ

"Благословен Ты, Господь, наш Б-г, Царь вселенной, поддерживающий нашу жизнь и наше существование и давший нам дожить до этого времени"

 

После этого отец дает выкуп коэну.

 

Получив выкуп, коэн благословляет ребенка:

ЙЕВАРЕХЕХА АДО-НАЙ ВЕИШМЕРЕХА ЯЭР АДО-НАЙ ПАНАВ ЭЛЕХА ВИХУНЕКА ЙИСА АДО-НАЙ ПАНАВ ЭЛЕХА ВЕЯСЕМ ЛЕХА ШАЛОМ

"Благословит тебя Господь и сохранит, Обратит Господь лицо на тебя и помилует, Поднимет Господь к тебе Свое лицо и дарует тебе мир" (Бемидбар, 6:24-27}.

 

Все присутствующие желают ребенку: "Так же, как был он выкуплен, - пусть придет он к Торе, и к хупе, и к добрым делам!"

 

Коэн произносит благословение над бокалом вина, чтобы подчеркнуть важность заповеди. Если, как это принято, отец устраивает праздничную трапезу, то выкуп первенца делают после того, как коэн преломил хлеб и начал есть.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.