Величие в малом - Ujew

Величие в малом

Величие в малом
Количество просмотров 369 Количество комментариев 0

Ближе к концу главы Ваэтханан, так незаметно, что иногда мы упускаем его вовсе, появляется утверждение с таким глубоким подтекстом, что оно бросает вызов нашему устоявшемуся видению народа Израиля:

Б-г не устанавливал привязанности к вам; Он не выбрал вас потому что ваша численность больше других народов, ведь на самом деле вас меньше всех остальных.

 

Это не то, что мы слышали до сих пор. В главе Берешит Б-г обещал патриархам, что их потомство будет подобно звездам на небесах, песку на берегу моря, пыли на земле - бесчисленным. Авраам будет отцом не только нации, но и многих других. В начале Исхода мы читали о семье завета, в которой было всего 70 душ когда они направились в сторону Египта. Но эта семья была “плодородной и плодовитой, и ее количество увеличилось. Их стало так много, что они заполнили всю землю”.

 

Три раза в книге Второзакония Моше описывает израильтян в количестве как “звезд на небе”. Царь Соломон говорил “избранный народ, великий народ, слишком многочисленный, чтобы посчитать”. Пророк Осия говорил: “Израильтяне будут как песок на берегу - не измерить, не посчитать”.

 

Во всех этих текстах, да и других тоже, подчеркивается количественное величие нашего народа. Тогда как нам понимать слова Моше, где он говорит, что нас меньше всех остальных? Таргум Йонатан полагает, что речь идет не о числах, а о самооценке. Он переводит эти слова не как “меньше всех остальных”, а как “самый скромный и смиренный народ”. Раши дает подобное объяснение, ссылаясь на слова Авраама: “Я ничто большее, чем просто пыль и пепел”, а также слова Моше и Аарона: “Кто мы?”.

 

Рашбам и Чизкуни дают более прямое объяснение - Моше противопоставляет израильтян семи народам, с которыми они должны сразиться в земле Ханаан/Израиля. Б-г все равно вел бы израильтян, несмотря на то, что число местных жителей превосходило их собственное.

 

Раббену Бахья цитирует Маймонида, который говорит, что мы предполагали бы, что Б-г, Царь Земли, выбрал нас как самый многочисленный народ на земле, поскольку “Слава царя в многочисленности его народа”. Но это не так. Израиль должен считать себя чрезвычайно благословенным, ведь Б-г выбрал именно его в качестве своего особого сокровища, несмотря на его “малость”.

 

Раббену Бахья вынужден дать более сложное объяснение, чтобы разрешить противоречие Моше, где он говорит, что “израильтян меньше, чем всех остальных, но в тоже время также много, как и звезд на небе”. Он превращает его в гипотетическую сослагательность: Б-г все равно выбрал бы вас, даже если бы вы были самым маленьким народом.

 

Сфорно дает простое и достаточно прямое объяснение: Б-г не выбирал нацию ради своей чести. Коль было бы так, он бы выбрал могущественный и многочисленный народ. Его выбор не имел ничего общего с честью, все касалось только любви. Он любил патриархов за их желание внимать голосу Б-жему, а значит и любил их детей.

 

Тем не менее, в этом стихе есть нечто, что резонирует на протяжении всей еврейской истории. Исторически евреи были и есть малым народом: сегодня они составляют менее одной пятой процента населения мира. Виной тому две причины: во-первых, это тяжелые потери во времена изгнаний и преследований, массовых убийств и погромов. Еврейское население - это всего лишь часть того, что могло бы быть, если бы не было никогда ни римского императора Адриана, подавившего иудейское восстание во втором веке, ни крестовых походов, ни антисемитизма.

 

Вторая причина заключается в том, что они не обращают других в свою веру. Поступай они так, они были бы близки к количеству христианства (2,2 млрд) или исламу (1,3 млрд). Мальбим привносит нечто похожее в наш стих. В предыдущих говорилось о том, что израильтяне войдут в землю с семью народами: хеттами, гиргашитами, хананеями, перезеями, евицами и иевусеями. Моше предостерегает их от смешанных браков, не по расовым причинам, а по причинам религии: “они отвернут ваших детей от следования за мной, и обратят их к служению другим богам”. Мальбим интерпретирует слова Моше так: не оправдывайте смешанный брак тем, что хотите увеличить число евреев. Б-га не интересуют цифры.

 

Был момент, когда евреи, возможно, стремились обратить других (правда, был такой случай. Хасмонейский король-священник, Иоанн Гиркан I насильно обращал идумеянов, известных как идумены. Ирод был один из них). Это был период Римской империи в первом веке. Евреи составляли около 10% этой империи. Было много римлян, которые восхищались аспектами их веры и образа жизни. Языческие божества эллинистического мира теряли свою привлекательность и благовидность, во всех центрах Средиземноморья люди принимали еврейские обычаи. На их пути вставали два аспекта иудаизма: заповеди и обрезание. В конце концов, евреи решили не идти на компромиссы в своем образе жизни ради привлечения новых людей. Эллинистический народ, который симпатизировал иудаизму, в конечном итоге, в большинстве своем, принял павлианство. На протяжении всей истории евреи предпочитали быть верными себе и оставаться в меньшинстве, чем идти на уступки ради увеличения числа.

 

Почему Б-жественное провидение, или человеческий род, или и то и другое, обусловлено явной малостью еврейского народа? А может быть просто напросто так, что через еврейский народ Б-г говорит человечеству, что для того, чтобы быть великим не обязательно быть многочисленным. Народы оцениваются по их вкладу в человеческое наследие, а не по их размерам. Наиболее убедительным доказательством является тот факт, что такая маленькая нация как евреи, продолжает производить бесконечно обновляемый поток пророков, священников, поэтов, философов, мудрецов, священников, галахистов, аггадистов, кодификаторов, комментаторов, раввинов; кроме того мы подарили миру одних из величайших писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, ученых, врачей, юристов, бизнесменов и технологических новаторов. Из всех пропорций нашего числа евреи были и есть юристами, борющимися с несправедливостью; экономистами, борющимися с бедностью; врачами, борющимися с болезнями; учителями, борющимися с невежеством.  

 

Вам не нужны числа, чтобы расширить духовные и моральные горизонты человечества. Для этого необходимы другие вещи: чувство ценности и достоинства личности, силы человеческих возможностей изменить мир, важности дать каждому наилучшее образование, заставить каждого из нас чувствовать коллективную ответственность за улучшение жизни, готовности принимать высокие идеалы и воплощать их в реальном мире не поддаваясь разочарованию и поражению.

 

Лучше всего это заметно именно в Израиле, среди израильтян: нас клевещут и высмеивают в массмедиа, и тем не менее, год за годом, мы продолжаем порождать чудеса в медицине, сельском хозяйстве, технике, искусстве, да еще и так, как будто слова “невозможно” на иврите просто нет. Поэтому, когда мы чувствуем страх и огорчение по поводу положения в Израиле, стоит вернуться к словам Моше: “Б-г не устанавливал привязанности к вам; Он не выбрал вас потому что ваша численность больше других народов, ведь на самом деле вас меньше всех остальных”.

 

Мал народ? Да. Все еще окружены, как и тогда, “народами крупнее и сильнее нас”. Но эта маленькая нация, бросая вызов законам истории, пережила все великие империи мира и все еще несет послание надежды для человечества. Не обязательно быть многочисленным, чтобы стать сильным и великим. Если вы открыты к силе высшей, чем вы сами, вскоре вы станете выше и сильнее самих себя. Сегодня Израиль по-прежнему несет это послание миру.    

 

Автор: рав. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк

 


 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.