Ваелех - Ujew

Ваелех

Недельная глава «Ваелех» (ויּלך, в ашкеназском произношении — «Вайелех») — одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).

Глава «Ваелех»  — пятьдесят вторая по счету глава Торы — расположена в пятой книге «Дварим» и является девятой по счету в этой книге. Имя свое, как и все главы, «Ваелех» получила по первым значимым словам текста (Ваелех Моше ва-йедабер эт ѓа-дварим — «И пошел Моше и говорил эти речи»).

 Краткое содержание

 Завершая этот последний, наверное, самый длинный день в своей жизни, Моше обходит походный стан сынов Израиля, прощается и подбадривает их. Он обещает, что и после его смерти Б-г не оставит евреев, поможет им разгромить врагов после перехода через Иордан. Призвав к себе своего преемника Йеошуа бин Нуна, Моше публично ободряет, напутствует его, укрепляя тем самым его авторитет в глазах людей. Далее он учит народ заповеди ѓа-кѓэль: раз в семь лет, в первый день холь а-моэд Суккот весь народ, включая маленьких детей, должен собраться перед Храмом, где царь будет читать им отрывки из книги «Дварим», в которых говорится о верности Б-гу и Его Завету, о награде за соблюдение законов Торы и карах за их нарушение.

Затем Б-г велит Моше предстать перед ним вместе с Йеѓошуа в передвижном Храме, где новый лидер нации получает наставления. Б-г знает, что, обустроившись в стране, евреи забудут Его и начнут поклоняться идолам. Тогда Б-г совершенно «скроет Свое лицо», и евреям будет казаться, что они отданы на растерзание судьбе и некому защитить их от гонений.

Б-г велит Моше и Йеошуа записать песнь Аазину как свидетельство, которое спасет сынов Израиля от падения в бездну грехов. Моше записывает песнь и учит ей евреев. Завершив написание свитка Торы, пророк велит левитам поместить его в Ковчег Завета в качестве вечного эталона, предотвращающего появление фальшивок.

Дополнительные факты

В главе «Ваелех» содержится меньше всего стихов (ивр., мн. ч. — псуким) — 30. В состав главы входят стихи с 31:1 по 31:30.

 В некоторые годы глава «Ваелех» читается совместно с предыдущей главой «Ницавим»

 В главе «Ваелех» содержатся 2 предписывающие заповеди

 Глава разделена на семь отрывков (на иврите — алиёт), которые прочитываются в каждый из дней недели, с тем, чтобы в течение недели прочесть всю главу.

 

    В воскресенье читают псуким с 31:1 по 31:3

    В понедельник читают псуким с 31:4 по 31:6

    Во вторник читают псуким с 31:7 по 31:9

    В среду читают псуким с 31:10 по 31:13

    В четверг читают псуким с 31:14 по 31:19

    В пятницу читают псуким с 31:20 по 31:24

    В субботу читают псуким с 31:25 по 31:30

В том случае, когда главу «Ваелех» читают вместе с главой «Ницавим», ее читают последние два с половиной дня

    В четверг читают псуким с 31:7 по 31:13

    В пятницу читают псуким с 31:14 по 31:19

    В субботу читают псуким с 31:20 по 31:30

В понедельник и четверг во время утренней молитвы в синагогах публично читают отрывки из соответствующей недельной главы. Для главы «Ваелех» это псуким с 31:1 до 31:13.

В субботу, после недельной главы читается дополнительный отрывок — афтара.

Для главы «Ваелех» возможны следующие варианты афтарот:

• Когда глава «Ваелех» читается вместе с главой «Ницавим» в качестве афтары читают отрывок из книги пророка Йешаяѓу (псуким 61:10—63:9). Эта афтара, как и все афтарот, которые читают в семь суббот между Девятым ава и Рош-Гашана, называются «семью утешительницами». Они носят это имя потому, что их общая тема - утешение еврейского народа в перенесенных бедствиях, а утешение состоит в предсказании грядущего Освобождения.

• Когда глава «Ваелех» читается отдельно, в качестве афтары читают отрывок из книги пророка Йешаяѓу (псуким 55:6—56:8). Здесь также как и в афтарот читаемых в предыдущие семь недель повествуется о грядущем Освобождении

• Когда глава «Ваелех» читается в субботу, предшествующую Йом Кипуру (такая суббота называет Шабат Шува, суббота Возвращения (Раскаяния)) в качестве афтары читают отрывки из книг пророков Ѓошея (псуким 14:2—14:10), Михи (псуким 7:18—7:20) и Йоэля (псуким 2:15—2:27). Здесь рассказывается о Б-жественном милосердии и звучат призывы к покаянию и обещание прощения прегрешений для всех раскаявшихся.