Наш народ – наш общий дом - Ujew

Наш народ – наш общий дом

Наш народ – наш общий дом
Количество просмотров 347 Количество комментариев 0

Последовательность глав Трума, Тецаве, Ки Тиса, Ваякгель и Пекудей немного запутана. Сначала идет описание Мишкана - переносного дома для молитв, который построили евреи. Это повествование занимает почти треть книги Исхода. Почему в таком объеме? Почему так подробно? Почему, если это был всего лишь временный дом для Б-жественного присутствия, и впоследствии была-таки вытеснена появлением Храма в Иерусалиме.

Кроме того, зачем вообще писать о Скинии (походный храм) в книге Исхода? Его более подходящим местом могли стать книги Ваикра или Левит, которые как раз и посвящены значению Скинии и жертвоприношениям, проведенным там. Книга Исхода, по своему наполнению, вполне могла называться “Рождение нации”. Она рассказывает о переходе евреев из отдельных семей к полноценному обществу, об их пути от рабства к свободе. Кульминация истории приходиться на момент, когда люди и Б-г заключили соглашение на горе Синай. Какое отношение к этому всему имеет переносной храм? Немного необычный финал книги...

На мой взгляд ответ весьма глубокий. Для начала, вспомните историю народа Израиля до этого момента. Вся она наполнена жалобами. Люди жаловались, когда посредничество Моше ухудшило их ситуацию. Затем у Красного Моря они обратились к нему с такими словами: “Ты привел нас умирать в пустыню потому, что в Египте не было могил? Что ты сделал для нас, выведя нас из Египта? Разве еще там мы не просили тебя оставить нас в покое и позволить дальше служить египтянам? Было бы лучше прислуживать им, нежели умирать в пустыне”.

После преодоления моря они продолжали жаловаться - сначала о недостатке воды, потом о ее горечи, затем о недостатке еды, потом снова про воду. Затем, после единственного случая в истории, когда Б-г явился перед целой нацией, они сделали золотого теленка. Если не прекращаемая цепь чудес не может побудить людей к достойному ответу, то что тогда сможет это сделать?

Именно тогда Б-г сказал: “Пусть они построят что-то вместе”. И обычное наставление преобразило евреев - на протяжении всего строительства не было ни единой жалобы. Каждый внес свой вклад: кто-то золото, кто-то серебро, кто-то бронзу, кто-то принес шкуры и тряпки, а кто-то отдал свое время и умения. Они отдавали так много, что Моше пришлось настоять на прекращении таких пожертвований. Какой здесь напрашивается вывод? А вот такой: нас меняет не то, что Б-г дает нам, а то, что мы делаем для Него.

До тех пор, пока все невзгоды решались при помощи Моше и чудес, евреи оставались в состоянии зависимости. Ответом по умолчанию была жалоба. Для того, чтобы они достигли зрелости и научились ответственности, им нужно было стать активными создателями, а не простыми получателями Б-жественных благословений. Люди должны были стать “партнерами Б-га в созидании”. Я уверен, что именно это имели в виду мудрецы, когда сказали: “Называй их не своими детьми, а своими строителями”. Человек должен стать создателем, если хочет достигнуть зрелости.

Иудаизм сам по себе - это призыв Б-га к ответственности. Б-г не хочет, чтобы мы надеялись на чудо. Не хочет, чтобы мы зависели от кого-то. Чего же Он хочет? А хочет Он, чтобы мы стали его партнерами, чтобы осознали, что то, что у нас есть - от Него, но то, что мы с этим сделаем и что из этого извлечем - зависит от нас, это наши решения и наши достижения. Да, куда легче жить в зависимости. Так же легко, как совершить ошибку сказав: “Моя сила и сила моих рук - вот, что принесло мне эти богатства”. Еврейский взгляд на человеческое существование заключается в том, что все, чего мы достигаем - достигаем исключительно благодаря нашим усилиям. Но! В равной степени и главным образом это все благодаря Б-жьему благословению.

Создание переносного Храма - Скинии, было первым великим проектом, который Израильтяне провели все вместе. Понадобилось все их великодушие и умение. Эта ситуация позволила им вернуть Б-гу немного из того, что он даровал им. Она также приблизила народ Израиля к завершению формирования их как нации и символизировала собой вызов будущему. В обществое к созданию которого были призваны евреи, каждый должен был играть свою роль. Именно эта нация, это самое общество и должно стать домом, который мы построим вместе.

Теперь мы видим, что самой главной задачей лидера есть предоставление шанса отдать, вложить и принять участие. Эта задача обязывает его к сдержанности, к цимцуму, к созданию места для руководства других. Есть такая поговорка: “Если лидер хороший, люди скажут: “Это сделал лидер”; Если лидер великий, люди скажут: “Это сделали мы”.

Это приводит нас к фундаментальной разнице политики Государства и Общества. Государство представляет то, что для нас сделано его механизмом посредством законов, судов, налогов и государственных расходов. Общество - это то, что мы делаем друг для друга посредством общин, волонтерских и благотворительных организаций. В иудаизме явное предпочтение имеет общество потому, что нас развивает то, что мы делаем для других, а не то, что Б-г или другие делают для нас. Я верю, что формула еврейства выглядит так: маленькое Государство, большое Общество.

Человека, у которого было глубочайшее понимание природы демократического общества, звали Алексис де Токвиль. Посетив Америку в 1930-х годах, он понял, что ее сила лежит в “искусстве объединения” - склонности американцев объединяться в общины или волонтерские группы и помогать друг другу, вместо того, чтобы оставлять все на совесть локального управления. Если было бы наоборот - люди целиком и полностью рассчитывали на государство - демократическая свобода оказалась бы в зоне риска.

В его публикации “Демократия в Америке” Токвиль говорит о том, что демократия под угрозой совершенно новой формы угнетения, которая ранее не встречалась. Она придет в действие тогда, когда люди начнут жить исключительно в себе и для себя, оставляя стремление к общему благу на попечительство Государства. И тогда жизнь превратилась бы в следующее:

Над всей человеческой расой есть огромная опекающая сила. Она и только она обеспечивает их (людей) удовлетворение и оберегает их судьбу. Эта сила абсолютна, систематична, предусмотрительна и умеренна. Она как авторитет родителей, только с другой задачей… Задача родителей - подготовить человека ко взрослой жизни, а задача этой Силы - напротив, удерживать человека в постоянном детстве. Сила выступает за то, что человек должен радоваться, обеспеченный всем, он не должен думать не о чем другом. Как раз для их счастья и трудится Великое Государство, охотно трудится. Только вот оно, это самое Государство, хочет быть единственным агентом и единственным повелителем этого счастья. Оно обеспечивает их безопасность, предвидит и поставляет все предметы первой необходимости наряду с предметами-объектами их счастья. Оно управляет всеми основными интересами, направляет индустрию, регулирует происхождение собственности и подразделяет их наследство. Что остается кроме как избавить их от всех забот и трудностей жизни?”

Некоторые страны сегодня начинают превращаться в то, что Токвиль описывал в далеких 1830-х годах: “только Государство, никакого общества” или “Государство и немного общества”. Токвиль не был религиозным писателем, он не делает ссылок на Тору. Но его страх - именно то, что описывает книга Исхода. Когда центральная власть, даже если это сам Г-сподь Б-г, делает все для людей, они попадают в стадию задержки развития. Они жалуются вместо того, чтобы действовать. Они легко готовы уступить дорогу отчаянью, вместо того, чтобы исправить ситуацию. Когда лидер (в данном случае Моше) отсутствует - они начинают делать глупости.

Есть только одно решение: сделать их со-архитекторами их собственной судьбы, заставить их работать вместе, превратив их в команду. Показать им, что они не беспомощны, что у них тоже есть ответственность. Генезис начинается с того, что Б-г создал вселенную - дом для людей. Исход заканчивается тем, что люди создали Скинию - “дом” для Б-га.

Отсюда следует основной принцип Иудаизма: мы призваны быть со-создателями вместе с Б-гом. Лидер не делает работу на благо людей, нет. Лидер учит людей как делать эту работу. Не то, что Б-г делает для нас, а то, что мы делаем для Него, помогает нам достичь достоинства и ответственности.               

 

Перевод Анастасия Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.