Наследие Ицхака

Наследие Ицхака
Количество просмотров 51 Количество комментариев 0

Вопреки ожиданиям, что эта часть Торы будет посвящена жизни Ицхака, начало главы почти сразу уводит нас от него и сосредотачивает наше внимание на рождении двух сыновей Ицхака и Ривки - Яакова и Эсава.

Однако в композиционном построении Торы есть своя логика, раскрывающая еще один пласт Мудрости.

Что главное в биографии человека? Его происхождение - кто были его родители, какова была окружающая среда, чему он учился в детстве и юношестве? Быть может, самое важное - как он провел последние годы жизни, что передал следующим поколениям? А, может, ценнее всего - самые яркие страницы его жизни, независимо от того, в каком возрасте происходили те или иные события?..

Все это - отнюдь не праздные вопросы.

Сделаем некое отступление. В очень серьезной и основательной энциклопедии «Британика» Герман Гессе назван швейцарским писателем - в одной статье, в другой - немецким писателем. И то, и другое верно: Гессе родился в Германии, но с 35-ти лет жил в Швейцарии.

Всемирно известный ученый Альберт Эйнштейн родился в Германии, вырос и стал выдающимся физиком - в Швейцарии, обрел известность - снова в Германии, а с 55-ти лет жил в США и там сыграл заметную роль в создании американского ядерного потенциала.

Кроме того, он родился евреем, осознавал себя таковым и был активным сторонником образования Государства Израиль.

Как правильно о нем сказать? Альберт Эйнштейн был - немецким, швейцарским, американским или еврейским ученым?

В предыдущей недельной главе - Хайей Сара мы разбирали некое определение сути человеческой жизни.

Здесь Тора раскрывает нам еще одну грань Мудрости. Об Ицхаке говорится совсем в другом месте. В конце главы Вайера рассказывается о том. Как он принял повеление Вс-шнего - отдать свою жизнь. И это - в расцвете лет, когда он был еще совсем молод. Отдать свою жизнь - «просто так», по слову Творца.

Он принял это целиком, дал связать себя и положить на мизбеах (в приблизительном переводе - жертвенник). Нож уже был занесен над ним. Но он не дрогнул, не высказал сомнения в том, что правота Творца - абсолютна.

Это и был самый великий момент его жизни - проявлением его сути.

На иврите умение устоять, выдержать - в чувстве, ощущении... - называется гвура. Это - основное качество Ицхака. Его он передал своим потомкам - еврейскому народу. Поэтому его биография определяется пиковым событием. Определяется, но не завершается. Завершающая оценка жизни Ицхака - в слове «толдот».

В стандартных переводах Торы (и Библии) читаем: «Вот родословие (родословная) - толдот - Ицхака...».

Мы здесь даем такой перевод: «Вот история (происхождения) Ицхака...». Но и он не совсем точен. Точный перевод невозможен в принципе. Ибо слово толдот, сообщая о прошлом, имеет в виду и будущее.

Приближаясь к заложенному в этой фразе смыслу, можно было бы (пусть по-русски это не слишком хорошо звучит) сказать: «Родословная (происхождение), которая породила» то-то и то-то.

Словосочетание толдот Ицхак следует понимать так: происхождение (и история жизни) Ицхака привело к рождению Яакова, повлияло на то, кем вырос Яаков.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.