Сила доброго слова - Ujew

Сила доброго слова

Сила доброго слова
Количество просмотров 183 Количество комментариев 0

Мудрецы понимали цараат, тема недельной главы “Тазриа”, не как болезнь, а как чудотворное публичное разоблачение lashon hara - грех злословия. Иудаизм - это медитация силы слов: исцеление или нанесение вреда, помощь или уничтожение. Как Б-г создал мир словами, так и мы - можем создать или уничтожить отношения словами.

Мудрецы сказали много о грехе злословия, но практически ничего не сказали о противоположном - lashon tov - добрые слова. Эта фраза не появляется ни в одном из Талмудов. Она фигурирует только в двух мидрашных отрывках, где идет речь о восхвалении Б-га. Однако, lashon hara - не значит говорит плохо о Б-ге, выражение означает говорить плохо о других людях. Если говорить о людях плохо - это грех, то считается ли мицвой - говорить о них хорошо? Я считаю, что да, а чтобы это показать и вам, давайте пройдемся по источникам.

В Мишна Авот мы читаем следующее:

У Раббана Йохнана бен Закая было пять (выдающихся) учеников, а именно: Рабби Элиезер бен Гиркан, Рабби Джошуа бен Чананья, Рабби Йосе - священник, Рабби Шимон бен Нетанел, Рабби Элазар бен Арак.

Он всегда их хвалил: Элиезер - идеальный колодец, который никогда не теряет и капли; Джошуа - счастлив тот, кто дал ему жизнь; Йосе - благочестивый человек; Шимон - человек, который боится греха; Элазар - вечная весна.

Однако, занятие похвалой Раббана Йохнана своих учеников, похоже, противоречит талмудическому принципу: Рав Дими, брат Рав Сафры, сказал: Никогда не позволяйте никому хвалить ближнего своего, потому что похвала приведет к критике.

Раши дает два объяснения этому утверждению. Дав чрезмерную похвалу (yoter midai), сам говорящий начнет квалифицировать свои комментарии, признавая ради баланса, что у того, кого он хвалит, есть и минусы. Для Раши важно, является ли похвала заслуженной, здравомыслящей, правдивой или же она преувеличена. Если первое - то хвалить можно. Если последнее - запрещено. Очевидно, Раббан Йохнанан старался не преувеличивать.

Рамбам, однако, видит это иначе. Он пишет: “Тот, кто говорит хорошо о своем ближнем в присутствии его врагов, виновен во вторичной форме злословия (avak lashon hara), так как провоцирует их (врагов) говорить плохо”. Согласно Рамбаму, дело не в том, заслужена ли похвала или преувеличена, а в том, при каких обстоятельствах ее высказывают. Хвалить можно в присутствии друзей человека, о котором идет речь. Однако в присутствии врагов и клеветников хвалить запрещено - здесь похвала становится провокацией с плохими последствиями.

Это и все - только два мнения, или же есть что-то еще более глубокое? В Талмуде есть знаменитый отрывок, в котором говорится о том, как следует воспевать невесту на ее свадьбе:

Наши раввины учили: Как стоит танцевать перед невестой (т.е. что нужно петь)?

Ученики Гилеля считают, что необходимо петь о том, как красива невеста, независимо от реальности. Ученики Шаммая не согласны - какой бы ни была реальность, врать не стоит. “Вы называете это ложью?” - спрашивали ученики Гилеля, - “В глазах жениха, по крайней мере, она прекрасна”.

Здесь речь идет не только о двух темпераментах, но и о двух взглядах на природу языка. Ученики Шаммая считают, что язык - это способ выражать утверждения, которые могут быть правдивыми, а могут быть и ложными. Ученики Гилеля же считают, что язык - это нечто большее. Мы можем использовать язык для вдохновения, поощрения и сопереживания. Или же, напротив, для унижения, критики и угнетения. Язык не только передает сухую информацию. Он передает эмоции. Он создает или разрушает настроение. Чувствительное использование речи включает эмоциональное и социальное воспитание. Язык, как говорилось в знаменитом докладе Д. Л. Остина, может быть перформативным и информативным.

Спор между учениками Гилеля и Шаммая похож на спор между Раши и Рамбамом. Для Раши, как и для учеников Шаммая, ключевой вопрос заключается в том, правдива ли похвала или преувеличена. Для Рамбама, как и для учеников Гилеля, ключевой вопрос - это контекст: сказана ли похвала среди друзей или врагов. Создаст ли похвала теплоту и уважение или же зависть и обиду?

Мы можем пойти дальше, так как, разногласие между Раши и Рамбамом, на предмет похвалы, может быть связан с более фундаментальным разногласием в отношении характера заповеди: “Ты должен любить ближнего своего как самого себя”. Раши говорит, что заповедь подразумевает “не делай в отношении своего ближнего то, что ты не хочешь, чтобы он совершил по отношению к тебе”. Рамбам, однако, говорит, что заповедь включает в себя обязанность “хвалить”. Раши считает, что похвала ближнего не обязательна.

Теперь мы можем ответить на вопрос, который должны были задать с самого начала. Книга Авот об этике, а не истории или биографии. Почему тогда она рассказывает нам о том, что у Йохнана бен Закая были ученики? Это, безусловно, факт, а не информация или совет о том, как стоит жить.

Теперь мы видим, что Мишна говорит нам о чем-то на самом деле важном и глубоком. В самом первом утверждении Авота есть принцип: “Воспитайте много учеников”. Но как вы их создаете? Как вдохновить людей стать тем, чем они могут быть, достичь их полноценного потенциала? Ответ: действуя так же, как Раббан Йохнан бен Закай - восхваляя своих учеников, демонстрируя им их сильные стороны.

Он не пытался льстить им. Он просто вел их, чтобы они увидели свои отличительные таланты. Элиэзер бен Гиркан, который был “колодцем”, не был креативным, однако обладал замечательной памятью, что была важна в то время, когда Устную Тору записывали в книги. Элазар бен Арак, “вечная весна”, был креативным, но нуждался в питании горными водами (спустя годы он отделился от своих коллег и забыл все, чему научился).

Йохнан бен Закай принял хвалу в стиле Гилеля-Рамбама. Он использовал ее не столько для описания, сколько для мотивации. Это и есть lashon tov. Злословие ослабляет нас, доброе слово помогает нам расти. Злое слово унижает людей, доброе - окрыляет. Целенаправленная, целеустремленная похвала, основанная на индивидуальных сильных сторонах и поддерживающая верой в людей и в их потенциал делает учителей великими, а их учеников еще лучше, чем они могли бы быть в противном случае. Это то, чему мы учимся у Раббана Йохнана бен Закая.

Так что, существует такая вещь, как lashon tov. Согласно Рамбаму, она попадает под заповедь “Люби ближнего как себя”. Согласно Авоту - это способ “вырастить много учеников”. Lashon tov настолько креативно, насколько lashon hara разрушительно.

Увидеть хорошее в людях и им об этом сказать становится способом для того, чтобы слово это стало реальностью. Коль так, то мы должны восхвалять не только Б-га, но и людей.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.