Шмот - Ujew

Шмот

Недельная глава «Шмот» (Шмойс) (ивр. ‏שמות‏‎‎‎ — «Вот имена…») — одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).

Глава «Шмот» — тринадцатая по счету глава Торы — открывает вторую книгу «Шмот». Имя свое, как и все главы, получила по первым значимым словам текста (ве-эле шмот бней Исраэль — «И вот имена сыновей Израиля…»). В состав главы входят стихи (ивр., мн. ч. — псуким) с 1:1 по 6:1.

 

Краткое содержание главы

После того, как Дети Израилевы чрезвычайно размножились в Египте, напуганный их числом Фараон делает евреев рабами и приказывает еврейским повитухам по имени Йохевед и Мириам умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. После того, как повитухи проявляют неповиновение, Фараон приказывает своим людям бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков (о пребывании сынов Израиля в Египте рассказано в стихах 1:1-1:22.

У Йохевед, дочери Леви, и её мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют её в камышах у берега Нила. Дочь Фараона, придя купаться к Нилу, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше (О рождении и первых годах жизни Моше читайте в стихах 2:1-2:22).

Выросший молодой Моше, выйдя из дворца, видит мучения своих собратьев. Увидев избивающего еврея египтянина, Моше убивает последнего. На следующий день он видит двух повздоривших евреев. В ответ на упрек Моше, они раскрывают то, что он содеял днем раньше, и Моше, спасаясь от возмездия Фараона, вынужден бежать в Мидьян. Там он выручает дочерей Итро, женится на одной из них по имени Ципора и поселяется там, пася стада своего тестя.

У горы Синай Б-г являет себя Моше в пламени горящего терновника и велит ему явиться к Фараону и потребовать: «Отпусти народ Мой, чтобы они служили мне!» Аарону, брату Моше, предписывается быть оратором брата (об избрании Моше рассказывается в стихах 2:23-4:26).

В Египте Моше и Аарон собирают старейшин народа Израиля, чтобы возвестить им, что время их освобождения пришло. Народ верит Моше, но Фараон отказывается отпустить евреев и, напротив, даже ужесточает их тяготы.

Моше обращается к Б-гу с протестом: «Почему Ты сделал зло этому народу?!» Но Вс-шний обещает, что освобождение уже близко (о начало деятельности Моше в Египте рассказывается в стихах 4:27-6:1).