В чем отличие Иеошуа и Калева? - Ujew

В чем отличие Иеошуа и Калева?

В чем отличие Иеошуа и Калева?
Количество просмотров 30 Количество комментариев 0

Разведчики, направленные Моше для исследования Земли обетованной, вернулись с совершенно ложным сообщением. Они сказали: “Мы не можем противостоять тем людям, ибо они сильнее нас… Земля, через которую мы прошли, поглощает своих людей; люди, которых мы видели в этой земле - это великаны”.

На самом деле, как мы узнаем позже в книге Иеошуа бин Нуна, жители земли боялись израильтян. Когда Иеошуа впоследствии посылал шпионов в Иерихон, Раав сказала им: “Великий страх перед вами окутал нас, каждый, кто живет в этой земле тает от страха из-за вас”. Когда люди услышали о том, что Г-сподь сделал для израильтян, их “сердца растаяли от страха и каждый потерял свое мужество”.

Разведчики должны были это знать. Они сами пели у Красного моря: “Люди Кнаана растаяли, ужас и страх окутал их”.

Разведчики были виновны в ошибке атрибуции, предполагая, что другие чувствовали тоже, что и они сами. Они сказали: “Мы были как кузнечики в своих собственных глазах, таковыми мы были и для них”. Но как заметил Котцкер Ребе, у них было право провозгласить первое, но не второе. Они знали о своих чувствах, но они никак не могли знать о чувствах других людей. Разведчики боялись кнаанцев, а потому не смогли понять, что те, в свою очередь, боялись израильтян.

Возникает два очевидных вопроса: 1) почему десять шпионов совершили такую ошибку, и 2) почему двое из них: Иеошуа и Калев, не сделали того же?

Психолог из стэнфордского университета Кэрол Дуэк написала увлекательную книгу “Гибкое сознание” о том, почему одни люди реализовывают свой потенциал, а другие нет. По ее словам, интерес к этому вопросу возник тогда, когда она наблюдала за десятилетними детьми, решавшими головоломки. Когда головоломка становилась сложной, одни дети преуспевали, наслаждаясь проблемой. Другие же начинали беспокоиться, теряя способность к решению задачи.

Дуэк хотела понять, в чем причина. Какова разница между теми, кому нравится проходить тестирования и наслаждаться проблемой, и теми, кому это не по душе? Что заставляет одних людей преодолевать невзгоды, а других заставляет сдаваться? Исследование психолога привели ее к заключению о том, что все зависит от менталитета. Некоторые люди уверены в том, что их возможности заданы по умолчанию и неизменны. Мы или одаренные или нет, и мало что мы можем сделать для того, чтобы это изменить. Дуэк называет это “фиксированным” мышлением.

Другие люди, напротив, считают, что мы развиваемся благодаря своим усилиям. Когда такие люди сталкиваются с неудачей, они не считают ее таковой, а напротив, видят это как опыт и возможность роста. Такой тип мышления Дуэк называет “растущим”.

Люди, обладающие фиксированным мышлением, зачастую избегают трудных задач, так как боятся провала. Они боятся, что это раскроет их неполноценность. Именно поэтому они неохотно идут на риск и предпочитают играть в безопасном режиме.

Люди с растущим мышлением реагируют иначе. “Они не просто ищут испытания, они преуспевают в них. Чем больше проблема, тем лучше”. Когда процветают люди с фиксированным типом мышления? “Когда все находится в их руках, под их контролем. Если задачи становятся слишком сложными… они теряют интерес”.

Психолог Дуэк утверждает, что родители могут нанести большой урон своим детям, говоря им о том, что они одаренные, талантливые и умные. Такой подход побуждает ребенка полагать, что у него есть фиксированный квант способностей. Это мешает ему рисковать и не бояться поражения. Такие дети говорят что-то вроде “Я часто чувствую, что мои родители не будут меня ценить, если я не преуспею настолько, насколько они того ожидают”.

Дуэк говорит о том, что если родители хотят помочь своим детям, то вместо того, чтобы хвалить их за их способности, они должны хвалить их за их усилия и желание пробовать снова, если первый раз они потерпели неудачу. Великий тренер по баскетболу говорил своей команде: “Возможно, вас обыграют, но вы никогда не проиграете”. Если они сыграют на полную, они могут проиграть игру, но получат опыт и повысят свои умения. Они будут победителями в долгом забеге.

Фиксированное мышление живет с постоянным страхом неудачи. Растущее мышление не думает о неудачах вообще.

Если применить такую логику к разведчикам, то мы увидим нечто захватывающее. Тора описывает их такими словами: “....они были главами израильтян”. Это были люди с репутацией защитников. Другие возлагали на них большие надежды. Они были князьями, лидерами, известными людьми. Если психолог Дуэк права, люди, на которых возложено много ожиданий, не склонны к риску. Они не хотят, чтобы кто-то увидел их поражение. Возможно, поэтому они вернулись и сказали: “Мы не сможем одолеть кнаанцев, поэтому не стоит даже пробовать”.

Было лишь два исключения - Иеошуа и Калев. Калев был из колена Иегуды, а оно, как мы знаем из книги Берешит, было первым баал тшува. Иегуда был тем, кто предложил продать Иосифа в рабство. Но затем он повзрослел. Ему преподала урок его невестка Тамар. Иегуда признался: “Она более праведна, чем я”. Этот опыт, похоже, изменил его жизнь. Позже, когда наместник Египта (Иосифа еще не признали братья) угрожал забрать Биньямина в рабство, Иегуда предложил себя в качестве раба, чтобы его брат мог остаться на свободе. Иегуда является самым ярким примером человека, который видит в неудачах опыт, а не поражение. Согласно терминологии психолога Дуэк, у него растущий тип мышления. Очевидно, он передал эту черту и своим потомкам, в том числе и Калеву.

Что касается Иеошуа бин Нуна, то Тора говорит нам о том, что Моше изменил его имя. Изначально его звали Осия, но Моше добавил букву к его имени. Изменение имени всегда подразумевает изменение характера. Аврам стал Авраамом, Яаков стал Исраэлем. Маймонид говорит о том, что когда наше имя меняется, это как будто кто-то говорит нам: “Ты не тот человек, что был раньше”. Каждый, кто испытал смену имени, обрел растущее мышление.

Люди с растущим мышлением не боятся поражений. Они наслаждаются трудностями. Они знают, что если потерпят неудачу, то будут пробовать снова до тех пор, пока не добьются желаемого. Это не может быть совпадением, что два человека среди разведчиков, которые обладали растущим мышлением, были теми, кто не боялся риска и трудностей в завоевании Земли. Не случайно и то, что десять других, каждый из которых нес бремя возложенных на них ожиданий, боялись поступить так же, как Иеошуа и Калев.

Если этот анализ верен, то история разведчиков несет в себе важное послание для нас. Г-сподь никогда не просит нас терпеть неудачи. Он просит от нас максимальных усилий. Он поднимает нас, когда мы падаем и прощает нас, когда мы терпим неудачу. Именно это и дает нам мужество рисковать. Иеошуа и Калев знали это, один благодаря смене своего имени, другой благодаря опыту своего предка.

Отсюда выходит парадоксальная, но глубоко освобождающая истина - страх провала заставляет нас терпеть неудачу. Именно желание и готовность к ней заставляют нас добиваться успеха.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.