Героизм обычной жизни - Ujew

Героизм обычной жизни

Героизм обычной жизни
Количество просмотров 526 Количество комментариев 0

“Б-г сказал Аврааму: “Оставь свою землю, свою родину, дом своего отца, и отправляйся в землю, что Я тебе укажу”.

Эти слова входят в число самых важных и значимых в истории человечества. С этими словами зародилась новая вера, которая продлилась две трети существования цивилизации и по сей день остается свежей, сильной и процветающей. Авраам не только положил начало тому, что сегодня мы называем Иудаизмом, он также являлся вдохновением двух других религий: Христианство и Ислам. Обе религии прослеживают свое биологическое и духовное начало ко временам Авраама, и обе сегодня объединяют среди своих приверженцев больше половины от 7 миллиардов человек на земле.

Не существовало ни одного человека, подобного Аврааму, однако, Тора, рассказывая его историю, сильно занижает его значимость. Еще детьми мы узнаем, что Авраам был первым иконоборцем, человеком, который, будучи еще молодым, разрушил все языческие атрибуты в доме своего отца. Но это Мидраш, традиция, к написанию которой мы пришли исходя скорее из намеков в тексте, нежели из открытых утверждений. Авраам не подходит ни под один образ религиозного героя. Он не такой как Ноах - единственный выживший в мире, который активно стремится к своему концу. Он не такой как Моше - законодатель и освободитель.

Однако, это очевидно, он образцовый пример добродетели. Он принимает странников и дает им пищу; он сражается в битве, чтобы спасти своего племянника; он молится за него и его семью в одном из величайших диалогов в религиозной литературе; он терпеливо ждет ребенка, чтобы затем принести его в жертву, для того лишь, чтобы открыть истину - Б-г справедливости не желает, чтобы мы приносили в жертву своих детей, а напротив, чтобы мы лелеяли их. Если бы нам пришлось охарактеризовать его прилагательными, то на ум приходят такие: нежный, добрый, милостивый. Однако, подобные слова обычно сложно сопоставить с основополагателем новой веры. Они относятся к тому типу атрибутов, которого может добиться каждый из нас. Никто из нас не сможет стать Авраамом, но все мы можем взять его в качестве примера для подражания. Наверное, это и есть самый глубокий урок.

В “Искренности и Подлинности”, Лайонел Триллинг сделал следующее замечание:

“Не всякая культура развивает идею чего-то героического. Когда-то я имел возможность заметить, что в раввинской литературе нет ни единого намека на героическую идею. Раввины, обсуждая добродетели, никогда не упоминают их как добродетели мужества, которое, согласно Аристотелю, является основой героического персонажа. Раввины так безразлично относятся к мужеству потому, что знают, что многие из их числа не задумываясь отдадут свою жизнь за свою веру. Что особенно относится к этой точки зрения, так это то, что будучи этическими личностями, раввины никогда не видят самих себя - это как если бы заповедь, запрещающая делать изображения, распространилась и на их личное моральное существование в том числе.”

Триллинг не совсем прав. Раввины говорили о мужестве, gevurah. Но он прав на счет того, что в Иудаизме нет героев, как у греков или в других культурах. Герой - это тот, кто убежден в своей важности. Он или она осознают, что играют важную роль на сцене жизни под восхищенным взглядом своих современников. Как сказал Триллинг, “раввины были бы полностью готовы понять определение героя как актера и сказать, что как таковой он не заслуживает внимания серьезных людей”. Авраам - это пример не героического героя, который (согласно милому выражению Маймонида) “делает то, что правильно потому, что это правильно”, а не ради известности и славы ради. Если бы нам предстояло определить значение Иудаизма в авраамическом стиле, то получилось бы так - героизм обычной жизни, готовность жить своими убеждениями, даже если весь мир считает иначе; быть верным призыву вечности, а не шуму сегодняшнего дня. Это приводит нас к ключевой фразе, первым словам, которые Б-г сказал основополагателю нового завета: Lekh Lekha. Есть ли уже, в этих двух словах, намек на то, чему было суждено произойти?

Читайте также: Поиск себя

Раши, следуя древней традиции, переводит эти слова как “Путешествуй для себя”. По его словам, Б-г имел в виду Отправляйся в путешествие ради своих собственных пользы и благополучия. Там, Я превращу вас в великий народ; здесь, у вас не будет даже достоинства иметь детей”. Иногда мы вынуждены отказаться от нашего прошлого, чтобы приобрести будущее. Авраам был готов попрощаться со всем, что имеет для нас наивысшую ценность - земля, родина, отчий дом и те места, к которым мы привыкли. Это было путешествие от привычного к незнакомому, прыжок в неизвестность. Совершение такого прыжка подразумевает доверие, в случае Авраама - вера не в видимую силу, а в голос невидимого Б-га. В конечном счете, Авраам поймет, что достиг того, чего не мог бы совершить никак иначе. Он породил новый народ, чье величие состояло именно в способности жить этим голосом и создавать нечто новое в истории человечества. “Иди ради себя”.

Другой вариант, более подходящий Мидрашу, видит значение фразы таковым - “Иди с собой”, подразумевая, что, путешествуя с места на место, ты распространишь свое влияние не на одну землю, а на многие:

Когда Г-сподь сказал Аврааму “Оставь свою землю, свою родину, дом своего отца …”, что сделал Авраам? Он взял банку с плотной крышкой и убрал в угол, чтобы ее аромат не выходил. Как только она была перемещена в другое место и открыта - аромат стал распространяться. Тогда Г-сподь сказал: “Авраам, много добрых дел таится в тебе. Путешествуй с места на место, чтобы величие твоего имени заполнило Мой мир”.

Авраам и Сара были как духи - оставляли после себя след, куда бы не попали. Идея этого мидраша такова, что судьба первых евреев уже предвосхитила их потомство. Они были рассеяны по миру для того, чтобы распространить знание о Б-ге по всему миру. Необычно, но в данном случае изгнание рассматривается не как наказание, а как необходимое следствие веры, что видит Б-га повсюду. Lekh Lekha - значит “иди с собой” - следуй своим убеждениям, живи своей жизнью и верой.

Третий вариант, на этот раз более мистический, видит значение так - “Иди к себе”. Р. Давид сказал так “еврейское путешествие - это путешествие к корню души”. Р. Эфраим сказал так: “Только в святой земле еврей может найти источник своего существования (своей души). Р. Зуся из Неаполя сказал так: “Когда я попаду на небеса, меня не спросят - Зуся, почему ты не был Моше. Они спросят меня - Зуся, почему ты не был собой”. Авраам был вынужден оставить позади все, что заставляет нас быть чем-то иным, ибо только путем долгого путешествия мы можем познать кто мы есть на самом деле. “Иди к себе”.

Есть, однако, и четвертый вариант - “Иди сам”. Только тот, кто готов стоять один, единственный и уникальный, может поклонятся Б-гу - единому и уникальному. Только тот, кто способен оставить позади все естественные источники того, что идентифицирует нас, способен познать Б-га, что стоит над и вне природы. Путешествие в неизвестность - одно из величайших выражений свободы. Г-сподь хотел, чтобы Авраам и его дети были живым примером того, как это - служить Б-гу свободы, на свободе, ради свободы. Что это значит?

Аласдер Макинтаир однажды отметил, что существует два типа атеистов: 1) те, кто не верит в Б-га; 2) те, для кого атеизм является формой религии. Представителями последнего были Спиноза, Маркс и Фрейд. Вместого того, чтобы просто отрицать истины Иудаизма, они пытались предоставить систематические альтернативы.

Основополагающими для Торы есть две свободы: свобода Б-га и свобода людей. В Иудаизме Б-г не является безличной силой. Он действует не по необходимости, а по выбору. Решив сделать человечество по Своему облику, Он также наделил нас выбором. Нет такого понятия как судьба или предопределение. “Я призываю землю и небо в свидетели” - говорил Моше, - “Что я поставил перед вами жизнь и смерть, благословение и проклятие. Так выбирайте же жизнь”.

Читайте также: Лех Леха – путь к себе

Это то, чему решили бросить вызов Спиноза, Маркс и Фрейд. Каждый хотел доказать, что мы не свободны. Человек - существо предсказуемое. Наша природа и характер подчиняются квази-научным законам. Существует наука о человеческом поведении, как существует и наука об атомах. История, личная или коллективная, является формой неизбежности. Мы те, кто мы есть, и никем другим стать не могли. Иудаизм - живой протест такому утверждению. Авраам и его дети были призваны к жизни в радикальной свободе. Именно это и находится в основе тройственного призыва Г-споднего.

Маркс говорил, что человек является продуктом социальных сил, которые формируются в соответствии с интересами господствующего класса, наиболее значимой собственностью которых является земля. Поэтому Б-г сказал Аврааму: “Покинь свою землю”.

Спиноза говорил, что человек создан врожденными инстинктами и биологическими нуждами (в настоящее время это называется генетическим детерминизмом), данными при рождении. Поэтому Б-г сказал Аврааму: “Оставь обстоятельства своего рождения”.

Фрейд говорил, что мы такие из-за травм детства, влияния оказанного на нас в ранних годах, наших отношений и споров с родителями, особенно с отцом. Поэтому Б-г сказал Аврааму: “Оставь отчий дом”.

Lekh Lekha означает - оставь позади все, что делает человека предсказуемым, несвободным, способным обвинять других и уклоняться от ответственности. Дети Авраама были призваны стать людьми, которые не подчинялись законам природы, потому что они отказались определять себя как продукт природы (Ницше особенно хорошо понимал этот аспект). Это не значит, что экономические, биологические или психологические силы не играют никакой роли в поведении людей. Конечно играют. Но имея достаточно воображения, решимости, дисциплины и мужества, мы можем подняться над ними. Авраам сделал это. А в большинстве случаев и его дети.

Те, кто живет в законах истории, подчиняются им. Все, что природно, говорил Маймонид, подвержено дезинтеграции и разложению. Именно это и произошло практически с каждой цивилизацией, появившейся на мировой арене. Аврааму, тем не менее, было суждено стать отцом am olam - вечного народа, которому не грозили ни дезинтеграция, ни разложение. Но этот народ должен был быть готовым стоять вне законов природы. То, что для других народов естественно - земля, дом, семья, в Иудаизме являются объектами религиозных заповедей. К этому нужно стремиться, а это подразумевает путешествие. Эти аспекты не даются с самого начала, а потому не могут приниматься как должное. Авраам должен был оставить позади все, что делает людей такими, какими они есть и отправится в путь для того, чтобы заложить основу для земли, еврейского дома и семейной структуры, реагирующих не на экономические, биологические или психологические конфликты, а на слово и волю Г-спода Б-га.

Lekh Lekha в этом смысле означает готовность к, зачастую, одинокому путешествию - “Иди сам”. Быть сыном/дочерью Авраама - значит иметь мужество быть другим, бросать вызов идолам эпохи. Когда поклонялись власти, мы строили общество, которое заботится о слабых. Когда была эпоха невежества, мы строили школы для обеспечения всеобщей грамотности. Когда война была испытанием мужественности, мы стремились к миру. Это нечто большее, чем аппетит или желание, это - призыв, который приходит к нам, как он когда-то пришел к Аврааму - извне, он призывает нас внести свой вклад в мир.

Журналист Эндрю Марр писал “Евреи действительно были другими, они обогатили мир и бросили ему вызов”. Это мужество путешествовать в одиночку, быть другим, плыть против течения, говорить открыто, под суверенитетом Б-га, что родился в словах Lekh Lekha. Быть евреем - это желание услышать тихий голос вечности, побуждающий нас путешествовать, двигаться вперед, продолжая путешествие Авраама к этому неизвестному месту на дальнем горизонте надежды.   

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.