Править = служить - Ujew

Править = служить

Править = служить
Количество просмотров 22 Количество комментариев 0

Вы зашли слишком далеко! Вся община свята и каждый из них, и Г-сподь с ними. Почему же ставите вы себя выше Б-жественного собрания?

Что именно было не так в том, о чем говорил Корах и его группа агитаторов? Мы знаем, что Корах был демагогом, а не демократом. Он хотел власть для себя, а не для людей. Мы также знаем, что те, кто протестовал, были неискренними. У каждого из них были личные причины отвергать Моше и Аарона. Отложите эти соображение в сторону и задайтесь вопросом: то, что они сказали, было правдой или ложью?

Они, несомненно, были правы в утверждении “Вся община свята”. В конце концов, именно об этом Б-г просил людей: царство священников и святых людей, имея в виду, что некоторые жители должны быть священниками, а народ в целом - святым.

Они также были правы, говоря о том, что “Г-сподь с ними”. Это было смыслом построения Скинии: “Пусть они сделают для Меня святилище, и Я буду жить среди них”. Исход заканчивается словами: “Облако Г-спода было над Скинией днем, огонь был в облаке ночью - перед глазами всех израильтян во всех их путешествиях”. Божественное присутствие было видимым, куда бы израильтяне не отправлялись.

Некорректным было их последнее замечание: “Почему же ставите вы себя выше Б-жественного собрания?” Это не маленькая ошибка. Ошибка была фундаментальной. Моше представляет собой новый тип лидера, именно это и не поняли Корах и его последователи. Многие из нас не понимают этого и по сей день.

Наиболее известными строениями в древнем мире были месопотамские зиккураты и египетские пирамиды. На самом деле, они являли собой нечто большее, чем просто строения. Это были заявления иерархического общественного порядка. Они были широкими у основания и узкими наверху. Наверху был король или фараон, там, где встречаются небо и земля. Ниже был пласт элиты, а еще ниже - трудящиеся массы.

Это считалось не одним из, а единственным способом организации общества. Сама вселенная была организована таким образом, как и вся жизнь. Солнце правило небесами. Лев правил животным миром. Царь правил народом. Такой порядок был в природе. Вот как все должно быть. Некоторые рождены чтобы править, другие - чтобы ими правили.

Иудаизм является протестом против такой иерархии. Каждый человек, в том числе и царь, создан в подобии Б-га. Таким образом, никто не рожден для того, чтобы править кем-то без его согласия. Однако, по-прежнему есть нужда в лидере, так как без дирижера оркестр полетит в тартарары. Без капитана игроки могут быть отменными игроками, но не командой. Без генералов армия являла бы собой просто толпу. Без правительства нация превратилась бы в анархию. “В те дни у Израиля не было царя. Каждый делал то, что было правильным в его собственных глазах”.

В социальном порядке, где все равны в глазах Г-спода, лидер не стоит выше своего народа. Вместо этого он служит своему народу и Г-споду. Великим символом библейского Израиля является менора - перевернутая пирамида или зиккурат: широкая вверху и узкая у основания. Отсюда выходит, что величайший лидер тот, кто скромен. “Моше был скромным человеком, самым скромным среди тех, кто живет на земле”.

Это называется лидерством слуги, и происхождение этого термина берет свое начало в Торе. Высшая награда, данная Моше, заключается в том, что он был “слугой Г-спода”. Моше назван этим титулом 18 раз в Танахе. Всего один человек заслужил еще подобный титул – Иеошуа бин Нун, и то всего два раза.

Не менее увлекательным фактом является и то, что только одному человеку Тора велит быть скромным - царю:

Когда он примет трон своего королевства, он должен записать на свитке копию этого закона, взятого из книги священников-левитов. Свиток должен всегда быть при нем, он должен читать его каждый день, чтобы мог он почитать Г-спода Б-га своего. Он должен внимательно следить за словами этого закона и не считать себя лучше своего народа….”

Вот как Маймонид описывает идеальное поведение короля:

Подобно тому, как Тора даровала ему большую честь и обязала остальных почитать его, она и обязала его быть смиренным и пустым в сердце, ибо сказано: “Мое сердце - пустота внутри меня”. Он также не должен относится к Израилю с надменностью: “Он не должен считать себя лучше своего народа”.

Он должен быть милостив к великому и к малому, вовлекая себя в их добро и благополучие. Он должен защищать честь даже самых скромных людей.

Когда он обращается к своему народу как к общине, он должен говорить мягко: “Слушайте, мои братья и мой народ …”

Он всегда должен вести себя с большим смирением. Нет никого величественней Моше, нашего учителя. Тем не менее он сказал: “Кто мы? Ваши жалобы не против нас”. Он должен нести на себе трудности народа, его тяготы, жалобы и гнев, как медсестра несет на себе ребенка.

Тоже самое относится ко всем другим позициям лидерства. Маймонид перечисляет тех, у кого нет судьбы в мире грядущем, кто “навязывает обществу страх не ради небес”. Такой человек “управляет обществом силой, чтобы люди боялись его”, делая это для “его собственной славы и личных интересов”. Маймонид добавляет к этому последнюю фразу: “Как языческие короли”. Полемическое намерение понятно - не то чтобы никто не ведет себя подобным образом, дело в том, что евреи не ведут себя так.

Когда раббан Гамлиэль действовал, по мнению его коллег, высокомерно, его свергли - до тех пор, пока он не признал свою вину и не извинился. Гамлиэль усвоил урок. Позже он сказал двум людям, которые отвергли его предложение занять руководящие должности: “Вы думаете я предлагаю вам почетную должность? Я даю вам возможность служить”. Как сказал когда-то Мартин Кинг: “Каждый может быть великим… потому что каждый может служить”.

 

К. Льюис справедливо определил смирение как “меньше думать о себе”. Великие лидеры уважают других. Они почитают других, поднимают их, вдохновляют на достижение новых высот. Они мотивированы идеалами, а не собственными амбициями. Они не поддаются высокомерию власти.

Иногда худшей ошибкой может быть проецирование наших чувств на окружающих. Корах был амбициозным, поэтому он считал Моше и Аарона людьми, которыми движут амбиции, которые “ставят себя выше Б-жественного собрания”. Он не понимал, что в иудаизме руководить означает служить. Те, кто служат, не поднимают себя высоко, высоко они поднимают других.  

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.