Причины гибели цивилизаций - Ujew

Причины гибели цивилизаций

Причины гибели цивилизаций
Количество просмотров 243 Количество комментариев 0

В своей недавней книге “Стук сторожа”, Ребекка Коста предоставляет захватывающий рассказ о том, как умирают цивилизации. Их проблемы становятся слишком сложными. Общества достигают того, что она называет когнитивным порогом. Они просто не могут спланировать путь от настоящего к будущему.

Примером, который она дает, являются майя. В течении трех с половиной тысяч лет, между 2600 годом до н.э. и 900 годом н.э., они развили необычайную цивилизацию, занимая территорию, где сегодня находятся Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор и Белиз, с популяцией в 15 миллионов человек.

Они были не только хорошими гончарами, ткачами, архитекторами и фермерами; они еще и разработали сложную цилиндрическую систему календаря с небесными картами для отслеживания движения звезд и прогнозирования погоды. У них была своя уникальная форма письма, а также передовая математическая система. Наиболее впечатляющей была их инфраструктура водоснабжения, которая включала сложную сеть водохранилищ, каналов, дамб и прудов.

Затем по причинам, которые нам до сих пор не совсем понятны, вся система рухнула. Где-то между серединой восьмого и девятого столетия большинство представителей народа майя просто исчезло. Было много теорий насчет того, почему это случилось: длительная засуха, перенаселенность, междоусобные войны, эпидемия, нехватка продовольствия или совокупность нескольких причин. Так или иначе, цивилизация майя, которая прожила 35 столетий, потерпела неудачу и вымерла.

Мнение Ребекки заключается в том, что независимо от того, почему майя, как когда-то и римская империя, потерпели неудачу, главной причиной остается то, что проблем стало слишком много и они были слишком сложными для людей того времени. Имела место быть когнитивная перегрузка, поэтому система рухнула.

Тоже самое может случится с любой цивилизацией. Она указывает на то, что это вполне может происходить сейчас и с нашей цивилизацией. Первый признак разрушения - тупик. Вместо того, чтобы разобраться с проблемой, которую видят все, люди продолжают передавать эти проблемы следующим поколениям. Второй признак - отступление в иррациональность. Поскольку люди больше не могут справляться с фактами, они просто прячутся в религиозных утешениях. Народ майя совершал жертвоприношения.

Археологи нашли ужасные свидетельства человеческих жертвоприношений в огромных масштабах. Похоже, что не имея возможности рационально решить свои проблемы, майя сосредоточились на том, чтобы утешить богов маниакальными предложениями. Также поступили и кхмеры.

Это делает учение евреев и иудаизма увлекательным. Они столкнулись с двумя столетиями кризиса под римским правлением и мятежом Бар Кохбы. Они были безнадежно разрушены. Задолго до Великого восстания против Рима и разрушения Второго Храма, евреи ожидали некоего главного катаклизма.

Примечательно то, что они не стали сосредотачиваться на жертвоприношениях, как майя или кхмеры. Вместо этого они искали замену жертвоприношениям. Одним из вариантов был gemillat chassadim - акт доброты. Раббан Йоханан бен Заккай так утешил Рабби Джошуа, который задавался вопросом о том, как Израиль искупит свои грехи без жертв: “Сын мой, у нас есть еще один способ искупления, столь же эффективный - добрые дела, как было написано: “Я желаю доброты, а не жертвоприношений””.

Другим вариантом было изучение Торы. Мудрецы считали, что слова “Во всех местах приношения представлены Моему имени” имели в виду профессоров, изучающих жертвоприношения. “Тот, кто проговаривает вслух порядок жертвоприношения, как будто их совершил”.

Еще одним вариантом была молитва. Осия сказал: “Возьми с собой слова и вернись к Г-споду … Мы предложим наши губы в качестве жертвоприношения быков” подразумевая, что слова могут заменить жертву. “Кто молится в молитвенном доме, тот совершает чистое приношение”.

Четвертым вариантом была teshuvah. В Псалме говорится: “жертва Б-га - это сокрушенный дух”. Из этого мудрецы предположили, что “если человек раскаивается, то это равносильно тому, что он отправился в Иерусалим и построил там Храм и жертвенник, и возложил на него все жертвы, указанные в Торе”.

Пятым был пост. Так как голодание уменьшало количество жира и крови в организме, это считалось заменой жиру и крови жертвы. И, наконец, шестым было гостеприимство. “Пока стоял Храм, алтарь искуплял Израиль, а теперь ему служит стол человека”. И так далее.

Что особенно бросается в глаза, так это то, что вместо того, чтобы цепляться за прошлое, такие мудрецы как Раббан Йоханан бен Заккай думали наперед, о возможном худшем варианте. Великий вопрос главы Цав, касающийся разных видов жертвоприношений не о том, “Почему жертвоприношения вообще существуют”, а о том, насколько они были важны для религиозной жизни Израиля во времена Храма и как иудаизм выжил без них.

Краткий ответ заключается в том, что в подавляющем большинстве пророки, мудрецы и мыслители средневековья понимали, что жертвоприношение является символическим актом процесса разума, сердца и поступка, который может быть выражен и другими способами. Мы можем встретить волю Б-га путем изучения Торы, служить Б-гу молитвой, приносить материальные жертвоприношения путем благотворительности, создавать священное общение благодаря гостеприимству и так далее.

Евреи не отказались от прошлого. Мы до сих пор постоянно обращаемся к жертвоприношениям в наших молитвах. Но они не вцепились в него мертвой хваткой. Они не прятались за иррациональностью. Они думали о будущем и создавали учреждения, такие как синагога и школа, которые можно было построить в любом месте и поддержать еврейскую идентичность даже в самых неблагоприятных условиях.

Это немалое достижение. Самые великие цивилизации со временем вымирали, а иудаизм всегда выживал. В каком-то смысле это было Б-жественным Провидением. Но с другой стороны, это было предвидением людей, таких как Йоханан бен Заккай, которые сопротивлялись когнитивному разрушению, создавали решения “сегодня” для “завтрашних” проблем, которые не искали убежища в иррациональности, которые спокойно строили еврейское будущее.

Есть здесь урок, который должны усвоить евреи сегодня - планировать стоит на поколения вперед. Учитывать необходимо, хотя бы ближайшие 25 лет. Рассматривайте самый худший вариант. Задавайте вопрос “Что мы будем делать если …” Именно способность еврейского народа никогда не отпускать рациональное мышление спасло его. Не смотря на свою преданность прошлому всегда необходимо планировать будущее.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.