Необходимость задавать вопросы - Ujew

Необходимость задавать вопросы

Необходимость задавать вопросы
Количество просмотров 302 Количество комментариев 0

Не случайно глава Бо, посвященная кульминационным казням и Исходу, трижды поднимает вопрос о детях и обязанности родителей их обучать. Мы, как евреи, считаем, что для защиты страны нужна армия, а для защиты цивилизации - образование. Свобода теряется, когда ее воспринимают как должное. Если родители не передадут свои воспоминания и идеалы (история о том, как они достигли своей свободы, о сражениях, через которые пришлось пройти, о долгой дороге) следующему поколению, то мы потеряем свой путь, свое путешествие.

Интересно то, как Тора подчеркивает тот факт, что дети должны задавать вопросы. Два из трех отрывков в нашей недельной главе говорят об этом:

И когда ваши дети спросят: “Что значит для тебя эта церемония?”, ответьте им: “Это Пасхальная жертва для Г-спода, который обошел наши дома и пощадил их, когда наносил удар египтянам”.

В днях, что грядут, когда ваши сыны спросят: “Что это значит?”, ответьте им: “Могущественной рукой Б-г вывел меня из Египта, земли рабской”.

В Торе есть еще один отрывок, который говорит о вопросе, заданном ребенком:

В будущем, когда ваши дети спросят: “В чем смысл заповедей и законов, что оставил нам Г-сподь?”, ответьте им: “Мы были рабами Фараона в Египте, но Г-сподь Б-г вывел нас оттуда, могущественной рукой своей”.

Другой отрывок, уже в этой недельной главе, единственный, который не упоминает вопросов:

И в этот день скажи своему сыну: “Я делаю это в благодарность за то, что сделал Г-сподь для меня, когда я вышел из Египта”.

Эти отрывки прославились благодаря их появлению в Агаде на Песах. Они как четыре ребенка: один мудрый, второй - злой или мятежный, один - простой и тот, “кто не знает как спросить”. Читая их в совокупности, мудрецы пришли к выводу, что дети должны задавать вопросы; Песах должен начинаться с вопросов, которые задает ребенок и обязанность родителя - побудить дочь или сына задавать эти вопросы. Ребенка, который еще не знает, как нужно это делать, необходимо этому научить.

В этом нет ничего естественного. Напротив, это противоречит ходу истории. Большинство традиционных культур считают, что это задача родителя или учителя - инструктировать, руководить или направлять. Задача ребенка, стало быть, заключается в подчинении. Знаменитая английская поговорка гласит: “Детей следует видеть, а не слышать”. Известный Христианский текст говорит: “Подчиняйтесь родителям во всем, ибо это ублажает Г-спода”. Сократ, который провел жизнь обучая людей как нужно задавать вопросы, был осужден жителями Афин за подкуп молодежи. В иудаизме же - все совершенно иначе. Это наш религиозный долг - научить наших детей задавать вопросы. Это то, благодаря чему они растут и развиваются.

Иудаизм - самый редкий из явлений - вера, основанная на задавании вопросов, иногда настолько глубоких и сложных, что кажется, будто они подрывают основу самой веры. “Неужели судья всей земли не будет справедлив?”, - спрашивал Авраам; “Почему, Г-сподь, причинил Ты этим людям неприятности?”, - спрашивал Моше; “Почему путь верующего так тернист, а неверующего - легок?”, - спрашивал Иеремия. Книга Иова, в большей мере, состоит из вопросов, а ответ Б-га, состоящий из четырех глав, приносит еще более глубокие вопросы: “Где были вы, когда Я основал землю? … Можете ли вы поймать Левиафана на крючок? … Заключит ли с вами соглашение и позволит вам принять себя в качестве раба на всю жизнь?”

В ешиве наивысшую похвалу заслуживает умение задать хороший вопрос. Раввин Тверски, глубоко религиозный психиатр, рассказывает о том, как его учитель наслаждался хорошими спорами. На своем ломаном английском он всегда повторял: “Ты быть прав! Ты 100% быть прав. А теперь я тебе показать, где ты ошибаться”.

Раби Исадору, лауреата Нобелевской премии по физике, когда-то спросили почему он стал ученым. Он ответил так: “Моя мать сделала меня ученым, сама того не зная. Когда другие дети возвращались со школы, их всегда спрашивали: “Что нового ты сегодня выучил?”. Однако моя мама всегда спрашивала другое: “Иззи, ты задал сегодня хороший вопрос?”. Это и сделало меня другим. Задавание вопросов сделало меня ученым”.

Иудаизм - это не религия слепого повиновения. Действительно поразительный факт - в религии 613 заповедей, не существует слова, которое означает “повиновение”. Когда в 19 веке иврит возродился как живой язык и появилась нужда для глагола, означающего “повиновение”, его пришлось позаимствовать из арамейского le-tsayet. Вместо слова “повиноваться”, Тора использует другое слово, которое невозможно перевести, так как оно означает: слушать, слышать, понимать, усваивать, реагировать. Вписанная в самую структуру иудейского сознания идея, идея о том, что наша самая высокая обязанность - это стремление понять волю Г-спода, а не просто слепо ей следовать.

Почему? Потому что мы считаем, что разум - это величайший подарок человечеству от Б-га. Раши считает, что “Б-г создал человека по Своему образу и подобию”, значит Он дал нам способность “понимать и различать”. Мы не только видим мудрость других религий, мы благодарим Б-га за это.

Историк Пол Джонсон писал, что раввинский иудаизм был “древней и высокоэффективной социальной машиной для производства интеллектуалов”. В большей мере это было и и по сей день связано с приоритетом, которые евреи отдают образованию, школе, бейт мидраш и религиозному обучению, которое даже выше, чем молитва.

Но, кроме этого, это связано и с тем, как мы учимся сами и как мы обучаем наших детей. Тора также указывает на это в самом мощном и остром стыке еврейской истории, когда израильтяне только собираются покинуть Египет и начать жизнь как свободный народ под суверенитетом Г-спода. “Передайте память об этом моменте своим детям”, - говорит Моше, - “Но не делайте этого авторитетно. Поощряйте своих детей задавать вопросы, сомневаться, исследовать, изучать, анализировать. Свобода означает свободу и ума тоже, а не только физического тела. Тот, кто уверен в своей вере, не боится задавать вопросы. Только тот, кому не хватает уверенности, у кого есть тайны и скрытые сомнения, испытывает страх.

Важно, однако, понимать самим и объяснять это детям, что не у каждого вопроса есть ответ, который мы можем понять мгновенно. Есть вещи, которые мы осознаем только с возрастом и опытом; есть вещи, которые требуют мощной интеллектуальной подготовки; а есть и такие, которые на данном этапе человеческих поисков останутся за пределами нашего коллективного понимания. Дарвин никогда не знал, что такое ген. Даже великий Ньютон, основатель современной науки, понимал, насколько мало он знает, и красиво об этом сказал: “Я не знаю, что я смогу представить миру, но себе я казался маленьким мальчиком, играющим на берегу моря, пытаясь найти гладкую гальку или ракушку, непохожую на другие, в то время, как неразгаданный океан истины простирался передо мною”.

Обучая своих детей задавать вопросы, иудаизм чтил то, что Маймонид назвал “активным интеллектом” - дар, что даровал нам Г-сподь. Никакая другая вера не чтит человеческий интеллект больше, чем мы.  

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.