Мы живем в пустыне - Ujew

Мы живем в пустыне

Мы живем в пустыне
Количество просмотров 428 Количество комментариев 0
Автор

Мы начинаем чтение четвертой книги Торы - Бамидбар. Совпадение названия главы с названием книги говорит о том, что в этой, первой главе определена сущность всей книги.

Хронологически в ней даются события, происходившие в Синайской пустыне на протяжении почти 38 лет, начиная со второго года после исхода евреев из Египта. И лишь в конце книги действие будет перенесено на восточный берег Иордана. Затем нам предстоит открыть последнюю, пятую книгу Торы - Дварим, в которой Вс-шний устами Моше передает мудрость, обобщающую все, о чем говорилось в Торе ранее.

Итак, пока мы - в пустыне (бамидбар) Синая, там, где сверхестественным путем получена вся Тора, где Моше физически записал, сначала первые три, потом - почти всю четвертую книгу. И не случайно это место называется пустыней.

Что такое пустыня?

В пустыне нет воды. Здесь нет таких мест, которые способны защитить человека от неудобств - нет, например, деревьев, дающих тень… Жизнь в пустыне начинается в основном с позднего вечера. Днем здесь слишком жарко, поэтому все живое в дневное время замирает.

Эти характеристики помогают понять суть самого получения Торы.

Вода символизирует Тору. Она течет сверху вниз. Так и Мудрость дается сверху, и человек не способен «придумать» ее сам.

В отличие от еды, энергетические запасы, результаты переработки которой, содержатся в нашем организме, что в крайних случаях поддерживает жизнедеятельность в течение нескольких недель, без воды человек не проживет больше трех дней. На четвертый или пятый он заболевает или даже умирает. То же и с Торой. Наивно думать, что без нее еврей может прожить осмысленную жизнь.

Человек беззащитен в этом мире. Беда может настичь каждого в любое время и в любом месте. Люди, анализирующие действительность, знают это.

Однако в мире есть защита, точка опоры. Это - вера, понимание, что человек - не один, что существует Творец, предлагающий нам избрать путь, который не кончается в этом мире. Этот путь дает ощущение, что ничего плохого с нами не произойдет. Ведь этот мир - лишь коридор в светлый зал. И мы пройдем этот коридор, если у нас в руках, образно говоря, свиток Торы.

Активная жизнь в пустыне проистекает ночью. Ночь - символ галута (временного затруднения связи с Вс-шним, в духовном смысле - изгнания из Земли Израиля), периода завершения всей мировой истории.

Имея в виду все сказанное, мы можем осознать, что пустыня - то самое место, где ощущение связи с Творцом обострено.

Как следствие, из этой ситуации проистекают некоторые важные законы еврейской жизни.

 

 

Поскольку без воды (модель Торы) нельзя прожить больше трех дней, то и Тору в синагогах читают не реже одного раза в три дня. Обязательно - по субботам недельную главу. По понедельникам и четвергам - первые 10-15 фраз текущей недельной главы. Иногда Тору читают в праздники и в траурные дни.

Отметим такой момент. Недельная глава Бамидбар всегда читается за несколько дней до праздника Шавуот, когда мы отмечаем получение еврейским народом Торы.

Существует закон: два раза в сутки еврею положено прочесть определенный отрывок из Торы - Шма (Шма, Исраэль, А-донай Эло-hэйну, А-донай Эхад… - Слушай, Израиль, Вс-шний правит нашей судьбой, Вс-шний Один…). Эта приведенная в скобках, первая фраза текста - ключевая.

Не будем погружаться в глубины ее анализа. Вникнем в смысл лишь некоторых слов.

Слушай - прими сердцем, не поверхностно.

А-донай - еврейское произношение Имени Вс-шнего в молитве. В разговоре упоминать это Имя ни в коем случае нельзя. Мало того, из глубокого уважения к нему мы пишем его с дефисом, подчеркивая, что Имя, если даже сотрется при каких-то обстоятельствах, не будет опозорено.

Эло-эйну - наша Сила, наш Всесильный (в переводе всей фразы мы выделили одну из граней проявления Силы - правит нашей судьбой). Дефис ставится здесь по той же причине, что и в слове А-донай.

Эхад - Один. То есть - только Он, и никто другой.

Приведенная фраза, если еврей ежедневно произносит ее утром и вечером, устанавливает надежную связь между ним и Творцом, между ним - и народом. Ведь в словах Слушай, Израиль, заключено непосредственное обращение еврея к народу, который зовется народом Израиля.

Почему этот фрагмент необходимо произносить два раза в день? Причем, не просто два раза, а в определенное время: утром вечером.

Если Шма читают утром и днем, это засчитывается за один раз. Второй раз непременно следует прочесть в период от захода солнца (через полчаса) и, желательно, до полуночи.

Ответ, если вдуматься, уже ясен. Ночь символизирует историческую эпоху, в которой мы сейчас живем. Все вместе и каждый в отдельности. А живем мы, если акцентировать духовную сторону действительности, по сути, в пустыне.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.