Святость цдаки - Ujew

Святость цдаки

Святость цдаки
Количество просмотров 652 Количество комментариев 0

Давайте попытаемся понять: почему одно лишь физическое действие – опускание монеты в копилку для цдаки или передача ее в руку бедняка – обладает столь мощным воздействием на душу?

 

Исполняя любое из Б-жественных предписаний, мы, как уже было сказано, притягиваем Б-жественный свет, Б-жественную жизненную энергию – 248 видов Б-жественного света. А 248 – это количество частей тела, поэтому книга Зогар употребляет такую метафору: 248 заповедей-предписаний она называет «органами тела Царя». (То есть исполнение заповеди Зогар сравнивает с тем, например, как во время разговора один из собеседников берет другого за руку и притягивает к себе, чтобы привлечь больше внимания.) При этом заповеди о цдаке Творец сообщил потрясающую способность за один раз притягивать все 248 видов Б-жественного света. Поэтому, отдав всего лишь одну монету в качестве цдаки, еврей озаряет Б-жественным светом всю свою душу и все 248 частей своего тела!

 

Как объясняется в книге Тания, эта удивительная способность цдаки имеет вполне логическое объяснение. Чтобы заработать себе на жизнь, человек трудится, используя все свои силы – чем тяжелее работа, тем больше физических и душевных сил он вкладывает в нее. Получается, что в заработанных деньгах как будто бы содержатся все силы человека. С другой стороны, эти деньги ему необходимы, чтобы поддержать свою жизнь: купить то, чем он оживит свои душу и тело. Поэтому, когда человек отдает заработанные деньги в качестве цдаки, он в буквальном смысле слова отдает свою жизнь – и физические силы своего тела, и интеллектуальные и эмоциональные силы души. И даже тот человек, продолжает Тания, который не работает, отдавая деньги на цдаку, тоже отдает свою жизнь, так как на эти деньги он мог бы купить средства своего существования. Действие это немедленно вызывает ответ свыше: человеку, самоотверженно и бескорыстно поделившемуся с ближним тем, что нужно было ему самому, Вс-шний компенсирует его дар, посылая с небес новые душевные и физические силы.

 

Поэтому тот, кто дает цдаку, словно строит несокрушимую крепостную стену, защищающую его от сил зла. Или, как сказано в другом месте Тании, он «надевает броню», надежно защищающую от любого вреда. «Как каждая чешуйка, присоединяясь к другой, образует большой панцирь, так каждая копейка присоединяется к большому счету», – цитирует слова мудрецов Алтер Ребе. И делает вывод: «Как каждая из чешуек на латах защищает от стрелы, способной проникнуть в отверстие в кольчуге, таков же эффект и цдаки».

 

Это самое главное, не говоря уже о всевозможных видах добра материального и духовного, благословениях и успехе во всем, которыми одаривает Вс-шний дающего цдаку. «Тот, кто гонится за милостью (цдакой) и добротой, обретет жизнь, милость (цдаку) и славу», – сказал царь Шломо (Мишлей, 21:21). Другими словами, тот, кто стремится дать как можно больше цдаки на земле, получает больше цдаки от Вс-шнего.

 

Правда в том, что цдака приносит благо и для того, кто получает, и для того, кто дает. «Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома», – сказали наши мудрецы (Ваикра Раба, 34:8).

 

И все-таки возникает вопрос: основав мир на милости и доброте, почему Творец допустил, чтобы на земле были люди, которые не в состоянии обеспечить самих себя? Почему Он устроил такой порядок в мире, чтобы существовали бедняки и нуждающиеся, вынужденные прибегать к помощи других людей? Неужели Творец не может Сам дать им все, что необходимо для жизни и процветания?

 

Вс-шний одарил Свой мир изобилием, достаточным для всех Его созданий, однако вместе с тем Он сделал так, чтобы некоторые люди были богатыми, а некоторые – бедными. С какой целью? Этот самый вопрос задал рабби Акиве римский прокуратор (Бава Батра, 10а): «Если Б-г ваш любит бедных, то почему Он не обеспечивает их пропитанием?» И рабби Акива ответил ему: «Для того чтобы избавить нас от Гейинома (Чистилища)». Другими словами, Вс-шний сделал так ради богатых: чтобы дать им заслугу исполнения заповеди о цдаке и тем самым духовно очистить их.

 

Само слово «цдака» в буквальном переводе означает «справедливость». Вс-шний забрал деньги у бедных и отдал их богатым – но лишь на хранение. Богачи обязаны понимать, что те деньги, которые составляют их богатство, на самом-то деле не их деньги, а бедняков, и, исполняя заповедь о цдаке, они восстанавливают справедливость, возвращая деньги тем, кому они принадлежат. В том-то и проявляется бесконечная доброта Вс-шнего, что Он дает людям возможность уподобиться Ему Самому и как бы стать Его партнерами: делать в Его мире то, что мог бы сделать Он Сам.

 

Отсюда следует, что тот, кто не дает цдаку, – просто грабитель! Он не только не исполняет чрезвычайно важную заповедь и тем самым лишает себя колоссальной заслуги, но также грабит бедных! Деньги, которые отданы ему на хранение, он присваивает себе, вместо того чтобы вернуть их тем людям, которым они принадлежат по праву.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.