Скрытое сокровище каждой женщины - Ujew

Скрытое сокровище каждой женщины

Скрытое сокровище каждой женщины
Количество просмотров 611 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Большинству из нас с детства твердили, что есть правила поведения в обществе, и даже пытались нам их привить с переменным успехом. Не знаю, кто именно сидит и придумывает все правила о том, что надо пропускать женщин вперёд, не плеваться шелухой от семечек, учиться на отлично, не подпевать в голос в оперном театре и не хватать самый большой апельсин из предложенных. Скажем только, что для евреев есть руководство к жизни, инструкция по эксплуатации этого мира – наша Тора. Правила нашего поведения находятся там. Иногда то, к чему мы привыкли за годы жизни без Торы, соответствует этим правилам, а иногда наши привычки оказываются противоречащими Торе.

 

Понятно, что невозможно на паре страниц изложить содержание многочисленных книг, посвящённых этому вопросу, но коснёмся нескольких ключевых моментов, не вдаваясь в подробности законов.

 

Для начала не будем ограничиваться только женщинами, обратимся к человеку в целом. У человека есть достоинство. Достоинство – это примерный перевод со иврита слова «кавод». Слово «кавод» обладает тем же корнем что и слово «кавед», то есть «тяжёлый». Достойный, уважаемый человек – это человек как бы «тяжёлый», обдумывающий каждое своё действие, не совершающий легкомысленные, неразумные поступки. Противоположность этому – «калон», то есть позор, слово однокоренное со словом «каль», «лёгкий». Человек, образ поведения которого не является достойным и уважаемым, это человек легкомысленный, действующий необдуманно.

 

Рассказывают притчу о царе, сын которого очень сильно желал выйти из дворца и прогуляться по улицам столицы. Царь-отец очень опасался, что в городе его сын может увидеть неподобающие вещи, а также повстречаться с нежелательными элементами и попасть под их дурное влияние. Что же сделал царь? Он позволил сыну выйти, но только при одном условии: сын может гулять по улицам, если он будет одет в белые одежды и с кувшином масла на голове. Одежды должны оставаться белыми, а масло должно оставаться в кувшине. Сын согласился и ушёл в город. Когда он вернулся и его спросили, что он видел во время прогулки, то сын отвечал так: «Я ничего не видел, поскольку постоянно думал о том, как удержать на голове масло, чтобы оно не вылилось мне на одежду, а также о том, как не запачкаться в грязи».

 

Будет несколько непрактично взять этот пример на вооружение в буквальном смысле и начать расхаживать по улицам в белом платье и с бутылкой растительного масла на голове, но из этой истории видно, каковы должны быть ощущения человека, находящегося в обществе. Любое недостойное поведение, речь или поступок, не соответствующие высокому статусу человека, могут запятнать его одежды и испортить их.

 

И в таком духе толковал рав из Слонима стих «мораль Вс-шнего, мой сын, не презирай». Рав объяснял, что мораль Вс-шнего для наших современников – это «Мой сын», то есть то, что человек является сыном Творца. Не презирай самого себя, не порть свой образ и свою внутреннюю сущность поведением, которое для тебя является недостойным.

 

 

Тот, кто ведёт себя легкомысленно, тем самым сбрасывает с себя оковы разума и логического мышления и идёт на поводу у своего животного начала. Человек, ведущий себя недостойно, в некоторых случаях даже не может быть свидетелем в еврейском суде. Почему? Потому что человек, которому неважно, ведёт ли он себя как человек или как животное, не будет также особенно заботиться о том, является ли его свидетельство истинным или ложным. На него невозможно положиться.

 

Таким образом, наша общая задача как людей, как евреев – это помнить, что мы люди, что мы евреи, творения Вс-шнего. Вести себя (и в одиночестве, и в обществе) в соответствии с велениями разума. Разума, вооружённого знанием Торы.

 

Что говорят наши источники о поведении еврейских женщин? Мидраш Берешит Рабба говорит: «Еврейские женщины не шумливы, не вышагивают с гордостью и не разражаются хохотом». То есть, еврейские женщины не привлекают к себе внимания громкими разговорами, грубым смехом и не стараются выделиться среди толпы. Они ведут себя тихо, спокойно и величественно.

 

Почему? В чём проблема громко выразить свои эмоции при встрече с подругой посреди тротуара? Почему бы не посидеть на заборе, надувая пузыри из жевательной резинки? Развалиться на газоне, снять обувь и потянуть холодного пивка из запотевшей бутылки?

 

Во-первых, легкомысленное поведение – это противоположность скромности, поскольку скромный человек знает, перед Кем он постоянно находится. Стали бы мы себя вести так в присутствии важных людей? Большого начальства? Американского богатого дядюшки? Тот, кто понимает, что всегда находится перед Вс-шним, и вести себя будет соответственно.

 

Во-вторых, хотя мы обычно и не встречаем в наше время царственных особ, мы видим, что уважающие себя люди обычно ведут себя определённым образом. Если английская королева начнёт валяться на травке у Букингемского дворца, поток туристов, возможно, вначале и возрастёт, но потом резко ослабеет: туристам интересно посмотреть на царственную особу, а не на бабушку на газоне.

 

И в-третьих, еврейская женщина – это не просто ценность, а ценность, принадлежащая её мужу. На какую-нибудь королеву может любоваться каждый досужий турист, а еврейская женщина – это не товар и не витрина, чтобы на неё глазели. «Вся слава царской дочери внутри, одежда её шита золотом». Имеется в виду, что женщина, подобно царской дочери, находится обычно внутри своего дворца, в кругу своей семьи. Она красива, она приветлива, она заботлива. Это одна из основ еврейской семьи. Под хупой жених сказал ей «ты посвящаешься мне», и с тех пор это сокровище принадлежит мужу.

 

Иногда женщине надо выйти из своего дворца. Иногда на работу, иногда за покупками, иногда встретиться с подругами (не на газоне с пивом). Мало ли куда ещё ей надо. Если на неё начнут обращать определённого рода внимание чужие люди, это может нарушить её семейную гармонию. Приходит заповедь скромности и говорит: «Ты ценный клад, тебя надо беречь». Чем дороже сокровище, тем обычно крепче сейф.

 

Однако сокровище обладает ценностью, когда оно кому-то принадлежит. Чем больше у него хозяев, тем ниже его ценность для каждого из них. Если на женщину начнут обращать внимание чужие люди, она уже не будет на 100% посвящённой своему мужу. Из дорогой она может превратиться в дешёвую.

 

Возразят, что это звучит с непривычки как-то мрачно и угрожающе. Что, запрут нас дома? В гареме есть хотя бы другие жёны, можно пообщаться на досуге, а нам что, сидеть в одиночестве?

 

Вс-шний сотворил нас и знает нас лучше всех. Он знает, что для нас лучше всего, что сделает нашу жизнь наиболее счастливой. Не может быть, чтобы от соблюдения заповедей нам был нанесён вред. Мы не в одиночестве, а с нашим мужем, с нашей половиной. Заповедь скромности дана не для того, чтобы угнетать женщин, а чтобы объяснить им их ценность. Она как бы говорит: «Ты – сокровище! Дома для мужа ты должна выглядеть на миллион долларов, но когда ты находишься в обществе чужих людей, храни своё достоинство. На всём земном шаре есть только один человек, чьё мнение тебя интересует, кому ты улыбаешься и кому ты хочешь нравиться. Не начальнику, не соседям, и даже не братьям мужа или мужьям сестёр».

 

Если кто-то и скован и угнетаем, так это те, кто всю жизнь гоняются за признанием и восхищением общества. Часы, проведённые перед зеркалом перед выходом из дома, складываются в дни, недели и годы. По прошествии лет чудодейственные кремы и модная одежда уже не помогут выглядеть лучше всех. После многих лет напряжённой погони за вниманием наступает депрессия.

 

А скромная женщина? Она хочет впечатлить только своего супруга. Она свободна от этой погони, ей неважно мнение соседок. Она спокойна. Перед выходом из дома она проверяет, соответствует ли её одежда законам скромности, в обществе ведёт себя сдержанно и достойно.

Так кто же ограничен и скован?...

 

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Другие статьи автора можно видеть на http://beerotwomen.ru под рубрикой "Аудио и видео: Цниут – Скромность»

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.