Синагога в Сатанове — первая из возрождённых. Часть I

Синагога в Сатанове — первая из возрождённых. Часть I
Количество просмотров 229 Количество комментариев 3

Сатановская синагога - одна из самых значимых среди древних синагог Украины. Достаточно сказать, что это второе по древности из подобных сооружений нашей страны. В «возрастном рейтинге» ее опережает только Луцкая.

 

— И сегодня синагога главная архитекторная доминанта исторической части Сатанова

 

Согласно письменным источникам, Большую Синагогу в Сатанове (Хмельницкая обл.) возвели еще в 1514, по другой версии в - 1532 году. Однако местная легенда утверждает, что ее и не строили вовсе. Мол, она нерукотворная и существовала с момента создания мироздания, но до поры до времени была погребена под землей. Начали люди однажды раскапывать холм и откопали... синагогу.

Заметим, что эта легенда полностью соответствует легенде о знаменитой Пражской синагоге - самой старой в Восточной Европе.

 

— Молитвенный зал синагоги. 2011 г.

 

Байку о раскопанном холме историки объясняют древней технологией строительства, когда вместо деревянных лесов вокруг уже возведенных стен насыпали землю, а по завершению работ ее убирали.

 

С Пражской синагогой Сатановскую роднит и то, что пол внутри молитвенного зала здесь тоже намного ниже уровня земли. Этому есть два объяснения. Согласно одной версии — тогдашние европейские законы запрещали евреям строить синагоги выше христианских храмов. Чтобы увеличить внутренний объем хитрые евреи де опустили пол. Но скорее всего это сделано чтобы обстановка в молитвенном зале полностью соответствовала словам из Псалмов (129/130) - «...из глубины взываю, к тебе, Господи....»

 

Твердыня от «тугаримов»

 

Еще совсем недавно синагога ничем не отличалась от соседних городских врат (XV-XVIII вв.) или башен местного замка. Такие же, сложенные из известняковых блоков толстенные стены, мощные контрфорсы, пушечные и мушкетные бойницы по периметру. Да и сегодня разница лишь в том, что замок и врата дышат седой древностью, а синагога сияет новеньким ремонтом.

 

— Городские врата и синагога. Рисунок Наполеона Орды. Ориентировочно1881 г. Городские стены разобрали в 1831г.

 

Что Б-жий дом возвели еще и как крепость - ничего удивительного нет. В те века Подолье было приграничьем, а война - привычным состоянием. Вот и укрепляли всё и вся, в том числе и сакральные сооружения. Как хорошо видно на панорамном снимке Сатанова 1890 года, стоящий невдалеке Воскресенский храм (ровесник синагоги, уничтожен коммунистами) тоже несет ярко выраженные фортификационные черты.

 

— Панорама Сатанова. 1890 г.

 

Стоящая на вершине холма синагога является главной архитектурной доминантой не только южной части Сатанова, но и всего Старого Города. Это типичное архитектурное сооружение в стиле ренессанса. В плане она состоит из прямоугольного (почти квадратного) молитвенного зала и прилегающих к нему боковых помещений — женской галереи, библиотеки, комнаты раввина и т.д. Молитвенный зал перекрыт полукруглым коробовым сводом, без всяких колонн.

 

— Синагога, фото начала ХХ века.

 

Основным средством художественной выразительности памятника являются узкие стрельчатые окна и глухая аркада аттика, идущая по всему периметру сооружения на ее крыше. Аттик играл также и роль боевого яруса, о чем свидетельствуют мушкетные и пушечные бойницы. Они здесь не просто так, для красоты и "форсу". Когда-то на крыше синагоги стояла пушечная батарея, содержащаяся средством общины. Это был один из важнейших узлов обороны Сатанова - синагога доминирует над окрестностями и из ее бойниц обстреливались все подступы к местечку.

 

— Мушкетные бойницы. Вид с боевого яруса. Фото до реставрации

 

В случае нападения врага на город каждая национально-религиозная община отвечала за свой участок обороны. Еврейской, в частности, были отведены южные стены с Южными же (Каменецкими) вратами. На старинном еврейском кладбище Сатанова до сих пор сохранилось надгробие XVII века где в эпитафии указано, что погребенный погиб в битве во вратах во время войны с «тугаримами». Напомним, что в древних еврейских текстах «тугаримами» (реже тугаринами) называли турок и татар.

 

— Южные врата тоже входили в зону ответственности еврейской общины

 

Здесь стоит процитировать стихотворение замечательного поэта Святослава Синявского:

 

Льви Золоті на Блакитному Полі –

Знову знамення…

Знов до бійниці синів споряджай,

Бідний Іцхаку.

Знову розлука, знову молитва, знову надія.

Знов синагога – міць і твердиня

від тугаринів.

 

Знову Сатанів об’єднує воїв,

Бій без пощади.

З нами пліч-о-пліч вірмени і руси,

Німці і ляхи.

Знову розлука, знову молитва, знову надія.

Знов синагога – міць і твердиня

від тугаринів.

 

В свое время именно это стихотворение вдохновило на создание памятного знака «Всем защитникам Сатанова». Этот памятник посвящен воинам украинской, польской и еврейской общин, защищавших в древности свой город от татарских и турецких захватчиков.

 

- В ходе ремонтных работ были найдены многочисленные монеты Речи Посполитой, Австрии, Австро-Венгерской и Российской империй, СССР и, почему то, 2 гроша современной Польши, пуговицы и, что самое интересное, мушкетная пуля

 

В случае же, если врага не удавалось задержать на стенах города — синагогу использовали, как последний оплот, эдакий «донжон» (т. е. крепость внутри крепости). Так случилось, например, когда в 1676 г. Сатанов захватили войска султана Мехмеда IV. Того самого которому казаки в том же 1676 г. своё знаменитое письмо написали. К сожалению, перед янычарами тогда не устояли ни стены Сатанова ни стены синагоги. Еще в ХIХ веке у северной стены здания была насыпь-курган на месте погребения жертв той резни.

 

К бойницам на крыше ведет проложенный в толще стены узкий проход. До недавнего времени эта лестница являлась едва ли не самым красноречивым подтверждение почтенного возраста синагоги. Каждая ступенька истерта ногами настолько, что напоминала перевернутый на спину полумесяц (см. фото). Сколько же поколений надо было здесь ходить чтобы ТАК истоптать камень!? Это учитывая, что проходом пользовались не часто (вы, например, сколько раз за год ходите на чердак?). Однако во время последней реставрации лестницу пришлось подправить - старые истертые ступеньки были опасными для посетителей.

 

- Проход на боевой ярус

 

Уцелевшие львы и опавший Райский сад

 

В 1754 году провели генеральную реконструкцию синагоги. Об этом извещает украшенный грифонами резной каменный медальон, установленный над проходом в центральный зал. Тогда же соорудили и новый арон а-кодеш - специальный нишу-шкаф для хранения свитков Торы. Арон а-кодеш пышно украшено белокаменной резьбой. Интересна его символика — венчающая всё корона - символизирует Господа, львы - еврейский народ, колоны - напоминание о разрушенном Иерусалимском Храме.

 

- Льви Золоті на Блакитному Полі... Арон га-кодеш

 

Удивительно, как этот шедевр барокко уцелел до наших дней. Его могли уничтожить и коммунисты, и нацисты, и просто решившие показать свой пионерский или комсомольский задор юные вандалы... Как здесь не поверить в руку Высшей Силы, веками хранящей эту святыню.

 

Арон а-кодеш несет на себе страшные отметины бурной истории ХХ века. На фреске, украшающей его центральную часть зияют выбоины от пуль. Хорошо видно, что стрелки использовали арон а-кодеш в качестве своеобразной мишени. В частности, отметины от пуль видны в самом центре благословляющей руки и аккурат посередине нарисованной короны. Стреляли и по резным львам. У правого — отстрелили часть хвоста (сейчас дефект поправили). Левому тоже хотели отстрелить хвост, но пуля оставила отметину буквально в нескольких сантиметрах от него.

 

— След от пули в благословляющей руке

 

- Лев с отстреленным хвостом. С такого ракурса снять льва удалось только с реставраторских лесов

 

Возможно это глумились конвоиры — немцы или (и) полицаи. В свое время оккупанты использовали синагогу как место заточения евреев Сатанова перед отправкой их в Ярмолинецкое гетто.

 

Ранее стены и свод молитвенного зала украшали еще и яркие росписи - растительные орнаменты, изображения животных и птиц, а также Райского Сада со знаменитым Древом Жизни.

Фрески, заметим никто специально не уничтожал.

 

В тридцатые годы, после закрытия синагоги, капитальное и очень мощное здание передали в ведение Красной армии, где ее приспособили под склад боеприпасов для нужд «Линии Сталина». Напомним - она шла вдоль «старой границы», а последняя проходила всего в сотне метров от стен древней святыни.

 

— Росписи сатановской синагоги. Начало ХХ в.

 

-Всё, что сохранилось до наших дней...

 

Сразу же после войны в синагоге обустроили овощехранилище для картошки, моркови и прочей свеклы. В здании развелась сырость, что дало толчок к бурному развитию грибка и спустя несколько лет вся штукатурка осыпалась сама собой.

 

С начала 1970-тых и до второй половины 1980-тых, здание использовались в более щадящем режиме — как склад местного райпотребсоюза, но фрески к тому времени уже были уничтожены.

 

— Медальон в честь реконструкции синагоги (фото до реставрации)

 

Из внутренней отделки синагоги, кроме арон а-кодеш и посвященного реконструкции медальона, сохранились и чрезвычайно красивые резные белокаменные порталы. Один - украшает вход в молитвенный зал. Второй — обнаружили в ходе реставрационных работ. До того эта красота была скрыта от посторонних глаз. Первым порталом, к тому же любовно очищенным от многовековых наслоений извести, сегодня может полюбоваться любой посетитель. Второй пока недоступен, но вскоре его установят в музее истории синагоги на всеобщее обозрение.

 

— Этот резной портал вскоре можно будет увидеть в музее истории синагоги.

 

В музее выставят и обнаруженные в ходе последней реставрации фрагменты более древнего декора демонтированного в ходе перестройки 1754 г. В частности, под каменными плитами, ранее устилавшими пол, реставраторы нашли несколько украшенных резьбой известняковых блоков датируемых еще XVI в.

 

На одном камне сохранился даже фрагмент текста на иврите со словами «матан» и «ихпе». Скорее всего полностью это звучало: «Матан басетер ихпе аф». В переводе: «Подарок, сделанный тайно, утешает гнев». То есть тайное пожертвование утешает гнев Господа за грехи. Это стандартный текст, которым в древности украшали нишу для «скарбонки», - шкатулки для пожертвований.

 

— Фрагменты декора нищи для «скарбонки», найденные в процессе реставрации

 

Из найденного во время реставрационных работ стоит упомянуть обломок декоративного каменного подсвечника, возможно меноры. Это тоже фрагмент декора, который украшал интерьеры синагоги до ее перестройки в 1754 г. Подсвечник, скорее всего, когда-то крепился к стене и использовался не только, как украшение, но и для освещения. В ходе расчистки пола также нашли несколько предметов ХІХ- начала ХХ вв. - обломки медных подсвечников, фрагменты крепления лампад, щипчики для снятия нагара со свечей и т.д. При расчистке подвалов рабочие также нашли несколько фрагментов специального ритуального блюда, использовавшегося во время торжественного ужина (седер) на Песах а также позеленевшие от времени патроны, оставшиеся здесь со времен, когда синагогу использовали под склад боеприпасов.

Всё это тоже будет выставлено в экспозиции будущего музея.

 

Здесь осудили «франкистов»

 

Сатановская синагога знаменита не только своим славным боевым прошлым и грандиозными размерами. С ней связаны и знаковые для истории евреев (да и истории Подолья вообще) события. В частности, именно здесь состоялся знаменитый суд над «франкистами» - последователями лжеучения Яакова Франка (он же Яаков Лейбович).

 

Синагога Сатанова. Восточная чтена. Начало ХХ в.

 

В середине XVIII ст. учение Франка, являющееся один из заключительных этапов в развитии саббатианства, пользовалось среди евреев Речи Посполитой немалой популярностью. Франк-Лейбович предлагал своим адептам погрузиться в максимальный разврат и другие грехи, а также нарушать все мыслимые и немыслимые запреты Торы. Это, как уверял «пророк» якобы, должно было приблизить приход Машиаха, который (по одной из версий) должен появиться, когда человеческая испорченность и грехи достигнут своего предела. Вот чтобы ускорить приход Машиаха, сектанты грешили, как только могли.

Сначала к «фракистам» относились хоть и без малейшего одобрения, но терпимо. Пока не выяснилось, что последние не только лакомятся свиными ребрышками, но и устраивают групповые оргии. Последнее вскрылось, когда в местечке Ланцкорунь (сегодня село Заричанка, Чемеровецкого р-на Хмельницкой обл.) представители еврейской общины и местных властей застукали на горячем группу «франкистов» в самый разгар «веселья». Времена тогда были суровые, а свальный грех не одобрялся ни одной из существующих в Европе конфессий (и даже более того).

 

— Синагога и городские врата. Панорама Сатанова. Начало ХХ ст.

 

В 1756 г. в сатановской синагоге состоялся знаменитый суд над сектантами-развратниками. Судьями были раввины Сатанова, Ланцкоруни, Смотрича и члены подольского окружного Ваада (Ваад - центральный орган автономного еврейского общинного самоуправления).

Большинство подсудимых покаялись в своих грехах и в том, что «бросились в бездну разврата вслед за своим учителем, пытаясь в этот способ исправить свое поколение и ускорить пришествие Машиаха». Женщины, в частности, сознались в нарушении супружеской верности и рассказали о половой распущенности, процветавшей в секте под видом мистических обрядов. В частности, женщины занимались сексом с несколькими партнерами в присутствии собственных мужей.

По результатам суда в Бродах состоялись собрание лидеров еврейства Речи Посполитой, на котором провозгласили «херем» (исключение из общины) всем членам секты франкистов. Сатанов на том собрании представлял раввин Яаков Сегал. Принятый документ сразу же распечатали и направили во все синагоги, где под звуки шофара и при символично затушенных свечах, его торжественно зачитывали.

Сразу после этого «пророк» Яаков Франк (Лейбович) обратился за помощью к каменецкому епископу Николаю Дембровському. Последний решил использовать франкистов для дискредитации основ иудаизма и в 1757 г. устроил в Каменце-Подольськом дискуссию между франкистами и ортодоксальными талмудистами. Среди четырех раввинов, участвовавших в диспуте, был и р. Мендель из Сатанова. Учитывая, что главным судьей был сам епископ - приговор был заранее предрешен (но отказаться от участия раввы не могли). Епископ постановил, что «талмудисты» должны выплатить в пользу франкистов большой денежный штраф, а также приказал сжечь все экземпляры Талмуда, которые только обнаружатся на Подолье. После чего на центральной площади Камеца-Подольского запылали громадные костры из книг, свозимых со всего края. Но горели они недолго — вскоре епископ неожиданно для всех скоропостижно скончался.

 

— Фрагмент Торы с явно видимыми следами огня. Естественно это ожоги ХХ века, а не XVIII...

 

Здесь поставим точку. История франкистов и их «гуру» заслуживают на большой авантюрный роман, но к сатановской синагоге это уже не имеет ни малейшего отношения.

 

 

Сердце знаний

 

В одной из пристроек синагоги находилась и огромная библиотека - одна из наибольших на Подолье. По состоянию на 1776 г. ее собрание насчитывало 754 наименования! Это и сегодня достаточно солидная цифра, а на то время - просто фантастическая! Кроме религиозной литературы в библиотеке было немало светские произведения, в том числе по математике, естественным наукам, медицине, астрономии, алхимии... В частности, есть упоминания, что там были произведения раввина, математика и астронома Иосифа Соломона Дельмедиго - ученика самого Галилео Галилея!

 

В XVIII- ХІХ ст. Сатанов становится не только своеобразной «еврейской столицей» Подолья но и главным центром еврейской религиозной мысли. С Сатановим связывают имена едва ли не самых известных раввинов того времени. Среди них - известный ученый и каббалист ребе Мордехай Зеєв, который в 1774 г. стал председателем раввинского суда Сатанова, а с 1775 г. - главным раввином всей Галиччины. Позже общиной Сатанова руководил ребе Александр Сендр Маргалиот, автор книги "Тшувот Херем".

 

- Титульная страница книги «Гунзей Йосеф», сатановського раввина Йосефа Блоха, Львов, 1792 р

 

Сатанов также дал миру большое количество деятелей эпохи раннего еврейского просвещения. Среди них - Ицхак Сатанов (1732 - 1805) - филолог, писатель и религиозный философ. Позже он жил в Берлине где возглавил издание учебных пособий для еврейского юношества. Он внес огромный вклад в развитие иврита. Писатель развлекался тем, что собственные произведения стилизовал под древнееврейских авторов и веселился наблюдая, какие горячие дискуссии после этого кипели среди доверчивых читателей.

Родом из Сатанова был и Мендель Левин (он же Сатановер) - философ, математик, педагог, популяризатор естественных наук.

 

— Женская галерея изнутри. Фото начала ХХ века.

 

Уроженкой местечка является и Сара Бат-Товим - еврейская писательница начала XVIII ст. В те времена в Европе женщины-литераторы вообще были огромной редкостью. Сара Бат-Товим - автор многих рассказов и легенд. Самое знаменитое из ее произведений - "Шлоша Шеарим" ("Трое ворот"). Это сборник молитв (тхинес), очень распространенных тогда среди еврейских женщин. В этом молитвеннике Сара описала свой жизненный путь - от легкомысленной девушки к грустному и уставшему путнику.

 

— Пюпитр в Сатановской Синагоге.

 

В XVIII ст. еврейская община Сатанова становится второй по численности на Подолье. Согласно переписи в 1765 г. она насчитывала 1625 людей. По состоянию на ХІХ ст. евреи вообще составляли две трети от всего населения и определяли лицо местечка.

Продолжение статьи

 

Автор: Дмитрий Полюхович


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.