Шальной штетл Шаргород

Шальной штетл Шаргород
Количество просмотров 398 Количество комментариев 0

Местечко Шарый Городок возникло в 1585 году, когда канцлер и Верховный гетьман коронный Речи Посполитой Ян Замойский, получив в подарок значительную территорию на Подолье от короля Стефана Батория, возвел мощный замок на мысу, у слияния рек Мурашки и Колбасной. Замок вскоре стал самым значительным укреплением на этой приграничной территории, поскольку находился на пересечении важных торговых путей. Уже в 1588 году король Сигизмунд III предоставляет местечку городские права – так на карте появляется город Шаргород. Он становится центром Шаргородской волости и главной резиденцией Яна Замойского, что способствовало быстрому и значительному экономическому развитию совсем недавно еще полностью безлюдной местности.

 

От шаргородского замка осталась только одна полуразваленная угловая башня.

 

 Ну и конечно же, экономику любого подольского городка невозможно было себе представить без активной деятельности евреев. Они были в числе самых первых жителей города, и в 1589 году была возведена роскошная оборонная синагога в ренессансном стиле. Она отлично сохранилась до наших дней, и сегодня является настоящей жемчужиной среди архитектурных памятников Украины. Из всех сохранившихся на территории современной Украины синагог шаргородская является самой старой после сатановской синагоги, сооруженной на несколько десятков лет ранее.

 

Синагога на гравюре 19 века.

 

 Синагога являлась одним из основных защитных сооружений города, составляя классический на то смутное время фортификационный треугольник с замком и костелом св. Флориана. Но самое интересное здесь то, что в Шаргороде синагога была вынесена вперед, за основную линию городской обороны, выполняя, таким образом, функцию барбакана - сооружения, предназначенного для дополнительной защиты входа в крепость. Таким образом, «высокой чести» первыми попасть под раздачу удостоились именно евреи. Оно и понятно, евреев-то не жалко) Свою оборонную функцию синагога смогла продемонстрировать совсем скоро после возведения – в 1595 году еврейской общине, укрывшейся за ее стенами, удалось без потерь пережить нападение казаков.

 

Синагога на фотографии П.Жолтовского, 1930 г.

 

Современное состояние.

 

 На примере шаргородских синагоги и костела можно наглядно увидеть различие в тенденциях развития еврейской и польской архитектуры. Оба сооружения возведены в одно и то же время с разницей в несколько лет. Тем не менее, синагога имеет характерный ренессансный облик, «канонизировавшийся» в еврейском сакральном зодчестве еще с XV века и влияние которого заметно прослеживается вплоть до века XIX. Костел же сооружен в современном и модном на тот момент стиле барокко.

 

Костел св. Флориана

 

 Кроме синагоги, в Шаргороде сохранился еще один совершенно уникальный для Украины объект – ренессансный жилой дом, принадлежавший самому канцлеру Замойскому.

 

Дом коронного гетьмана Яна Замойского в Шаргороде.

 

 В начале XVII века еврейская община Шаргорода была одной из крупнейших общин Подольского воеводства, но процветание длилось недолго. Во время восстания Хмельницкого шаргородская крепость не устояла, и большинство евреев было убито погромщиками. Вскоре пришло новое потрясение – Подолье было захвачено войсками Османской империи. И хоть турки традиционно терпимо относились к евреям на захваченных территориях, синагога была отобрана у еврейской общины и переоборудована… конечно же, под мечеть. Можно сказать, функционального назначения здание не поменяло... Костел для этой цели почему-то не подошел :)

 

 При турках город остался центром региона, более того, получил название «Кучук Истамбул» - Маленький Стамбул. Евреи также переняли это название, но с идишским акцентом – «Истанбул Зута».

 

Стена ратуши с пристроенными к ней еврейскими лавками. Фото П.Жолтовского, 1930г.

 

Еврейский жилой дом на 2 входа, выходивший на центральную площадь.

 

 После возврата Подолья под юрисдикцию Польши еврейская община Шаргорода начинает стремительно расти. В начале XVIII века евреи составляли большинство населения города, а по переписи 1765 года в Шаргороде было зарегистрировано 2219 евреев – самая крупная община на территории Подольского воеводства.

 

 В городе бывал основатель хасидизма Исроель Баал Шем Тов, в результате чего хасидизм получил здесь широкое распространение. Многие раввины Шаргорода были хасидами; один из них - рабби Нафтали Герц бен Аарон га-Коен, отец Натана Штернгарца, ближайшего ученика и сподвижника рабби Нахмана из Бреслава.

 

Огель над могилами шаргородских раввинов Нафтали Герца бен Аарона га-Коена и Авраама бен Меира.

 

 После второго раздела Речи Посполитой Шаргород стал местечком Ямпольского уезда Подольской губернии Российской империи. К тому моменту практически вся экономическая жизнь города была сосредоточена в руках евреев, им принадлежало около 80 лавок и множество разнообразных предприятий, складов, гостиниц, а также мельница и типография.

 

 В конце XIX века в Шаргороде открылось частное еврейское училище для мальчиков и частное смешанное училище, действовали несколько хедеров; на средства купца Сорокера было возведено новое здание Талмуд-торы. По переписи населения 1897 года из 5529 жителей Шаргорода 3989 были евреями.

 

Здание бейт-мидраша и Талмуд-торы, построенное Сорокером, на сегодня утрачено. Фото 1990-х гг.

 

 Во время гражданской войны Шаргород пережил все прелести постоянной смены власти. В сентябре 1919 года войска Директории устроили в местечке погром, в ходе которого были убиты более 100 евреев. После установления советской власти статус Шаргорода снова повысился – он стал районным центром. Однако, бурные события начала века не могли не сказаться на благосостоянии как всего города, так и его еврейского населения. К 1923 году в Шаргороде проживало всего 2450 человек, из которых 1918 были евреи - 78% от общего количества жителей.

 

Еврейские дома с галереями – классика штетла.

 

 

 В Шаргороде был основан еврейский местечковый совет с делопроизводством на идиш, действовала еврейская школа. Был создан еврейский колхоз «Красный пахарь».

 Начиная с 1930 года власти постепенно закрыли все синагоги, также была закрыта и еврейская школа.

 

 Во время Второй мировой Шаргород попал в румынскую зону оккупации – Транснистрию. Евреи были заключены в гетто, располагавшееся на двух улицах. Они должны были носить на одежде отличительный знак и, кроме того, обозначить свои дома специальными табличками с изображением звезды Давида. Осенью 1941 года в гетто пригнали несколько тысяч евреев, депортированных из Румынии, и около 700 – из Бессарабии. В декабре в гетто насчитывалось всего приблизительно 7000 человек, это было третье по численности гетто Транснистрии после Могилева-Подольского и Бершади.

 

 Руководство гетто взяли на себя румынские евреи, среди которых было много людей с хорошим образованием. Они договаривались с румынской администрацией о решении различных вопросов, некоторые евреи были лично знакомы с представителями власти еще до войны. Кроме того, депортированные из Румынии привезли с собой различные ценные вещи, которые впоследствии не раз спасали всех обитателей гетто.

 

Дома на одной из двух центральных улиц, где жили практически одни евреи. Здесь же было устроено гетто.

 

 Юденрат, возглавляемый Меиром Тейчем, бывшим председателем общины города Сучава, открыл в гетто столовую, пекарню, продовольственный магазин, аптеку, больницу. Также была создана еврейская милиция.

 Большая скученность населения и отсутствие средств гигиены привели в 1942 году к вспышке эпидемии тифа, которая унесла жизни нескольких сотен человек.

 

Старое еврейское кладбище.

 

 После освобождения Шаргорода здесь оставалось более тысячи местных евреев. Постепенно большинство из них эмигрировало в Израиль и другие страны.

 

 В 1987 году в городе едва не произошел еврейский погром из-за массового отравления жителей кондитерской продукцией местного производства. Директор кондитерского цеха и технолог были евреями, и по городу стали распространяться слухи о том, что евреи хотели отравить всех украинцев. Все же погром удалось предотвратить.

 

Указатель на въезде на двух языках – украинский и идиш. Внизу была еще и табличка с надписью на польском, но ее уже кто-то утащил.

 

Зато ритуальные услуги остались мультиязычными.

 

 Сегодня в Шаргороде существует небольшая еврейская община. Синагогу общине вернули, однако пребывает она в аварийном состоянии и нуждается в срочном ремонте. Также стараниями председателя общины в городе действует небольшой музей еврейского быта с интересной экспозицией, состоящей из вещей повседневного обихода евреев, покинувших Шаргород в поисках лучшей судьбы…

 

Лестницу разобрали, теперь в дом сможет зайти только Сергей Бубка.

 

Комната в Музее еврейского быта.

Автор текста и фото: Евгений Шнайдер

Использован материал:

  1. В.Лукин. 100 еврейс ких местечек Украины. Подолия, вып.2
  2. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.