Шабат и транспорт: можно ли в Шабат пользоваться общественным транспортом? - Ujew

Шабат и транспорт: можно ли в Шабат пользоваться общественным транспортом?

Шабат и транспорт: можно ли в Шабат пользоваться общественным транспортом?
Количество просмотров 652 Количество комментариев 0

По законам Торы пользоваться транспортом (и общественным и частным) в Шабат евреям — запрещается.

 

Иногда (очень редко) раввин общины может разрешить делать это — «начинающим». Сразу скажу, что унифицированного определения термина «начинающий» — не существует и рамок во времени у него нет. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально. Кто-то перестает быть начинающим уже через месяц-другой после того, как приступил к изучению Торы и стал соблюдать еврейские законы. У кого-то этот период затягивается на полгода, год, а то и — на несколько лет.

 

Ведь речь идет о достижении некоего духовного уровня в постижении Торы и выполнении заповедей. И пока человек этого уровня не достиг, он остается — начинающим. А это зависит и от «истории» его приближения к еврейской традиции и Торе, от интенсивности изучения ее мировоззренческих и практических основ, от возможностей индивидуума (от его способностей и обстоятельств, в которых он живет) и т.д.

 

Словом, если некто, пока еще на самой начальной стадии, приближения к нашей традиции, он в некоторых ситуациях может пользоваться общественным транспортом, но только если этот конкретный человек получит на это разрешение местного раввина.

 

Раввин, обдумывая свое решение по этому поводу должен учесть ряд обстоятельств (в совокупности). Здесь имеет принципиальное значение, с одной стороны — состояние общины, какое влияние данное разрешение может оказать на других ее членов, не воспримут ли это в окружении как допускающий нарушение «прецедент». С другой — есть ли у человека альтернативные варианты или их нет.

 

Одно дело, к примеру, — если данный вопрос ставится, когда «начинающий» живет в большом городе (скажем, как Вы — в Москве), и совершенно другое — когда речь идет об относительно маленьком населенном пункте.

 

Оценить, учесть все обстоятельства в целом и сделать соответствующий вывод может только раввин. Поэтому, повторю, «начинающий» может ездить в Шабат только с разрешения местного раввина.

 

Следует подчеркнуть, что, получив такое разрешение, человек может воспользоваться им лишь при соблюдении двух обязательных условий:

1. Он, как все остальные евреи, не имеет права носить с собой деньги. К категории объектов, которые в субботу нельзя выносить из дома на улицу (в руках или в кармане), относится и проездной билет. Единственный способ пройти контроль при входе в общественный транспорт — заранее, до наступления субботы, пришить проездной, например, к рукаву или лацкану (пиджака, пальто и любого другого вида одежды). При этом, скорее всего, все равно придется объясняться с контролерами.

2. Еврей (в том числе, и «начинающий», получивший от раввина особое, только ему предназначенное разрешение пользоваться в Шабат транспортом) в субботу не имеет права просить кого-то, будь то еврей или нееврей, сделать для него то, что ему делать в Шабат запрещается.

 

 

Отсюда проистекает, что «начинающий», получивший от раввина такое разрешение, может, скажем, ездить в метро. В метро поезда, следуя определенным маршрутом, автоматически останавливаются на станциях, и двери поездов также  как правило, автоматически, без чьих-то просьб, открываются и закрываются. Если же, чтобы открыть конкретную дверь, надо нажать на кнопку — делать это нельзя. Надо дождаться, когда это сделает кто-то другой. Или — найти другую дверь, уже открытую кем-то. Если открытой двери поблизости не будет — придется проехать до следующей остановки.

 

С автобусом или троллейбусом тоже есть сложности. Войти в него можно, если у Вас есть месячный или долгосрочный проездной билет (в городе, где Вы живете, такие проездные билеты продаются), который при каждой поездке не надо компостировать, и он пришит (прикреплен) к Вашей одежде.

 

При этом человек, которому раввин разрешил ездить в транспорте в субботу, не должен садиться в автобус (или троллейбус) и выходить из него на остановке «по требованию». Полагаю, уже понятно, что на машине, которую ведет другой человек, даже если он — нееврей, ездить в Шабат еврею — нельзя. Ведь если просьба и не произнесена вслух, она, так или иначе, все равно — предполагается. Ибо только по договоренности водитель автомобиля может заехать за человеком, открыть ему дверь, а затем — высадить в нужном месте.

 

Лишь в том случае, если кто-то из близких или знакомых (скажем, речь может идти и о соседе) в субботу заболел и нуждается в срочной медицинской помощи, еврей может попросить нееврея отвезти его с больным на машине в больницу.

 

В ситуациях, когда есть опасность для жизни (или, допустим, когда речь идет о женщине, у которой начинаются роды) и в Шабат можно ехать на частном транспорте с водителем-евреем. Еще лучше — если за руль сядет еврей, выполняющий законы Торы, который знает, какие правила нашей традиции соблюдаются в подобных обстоятельствах.

 

Автор: Элиягу Эссас

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.