Шабат и неевреи – что можно и нельзя делать - Ujew

Шабат и неевреи – что можно и нельзя делать

Шабат и неевреи – что можно и нельзя делать
Количество просмотров 1009 Количество комментариев 0

Может ли няня нееврейка нарушать законы варки, готовя еду для ребенка? Например, она добавляет кипяток из бойлера прямо в детскую смесь.

Как правило, детские смеси и каши уже сварены, и, следовательно, речь здесь идет о законе повторной варки. Согласно псаку Алтер Ребе в Шулхан Арух аРав сухие сваренные продукты можно погружать и растворять даже в нагретой на огне емкости если она снята с огня, — тем более разрешено заливать их кипятком. Этого мнения придерживаются и большинство других пойским. Однако позднее, в Сидуре Алтер Ребе пересмотрел эту позицию и категорически запретил растворять сухие продукты в нагретой на огне емкости или посредством заливания кипятком.

Таким образом, поручать нееврею выполнять это действие, не объяснив, как именно ему это следует делать нельзя, и обязательно необходимо конкретизировать поручение: залить эту кашу именно во втором сосуде.

Также следует сказать, как делать это не нарушая запрета замешивать, т.е. соединять отдельные части в целое. Однако в ситуации, когда каша уже заварена неправильным образом, — ее можно есть, поскольку согласно большинству мнений это разрешено.

 

Няня все равно продолжает готовить еду ребенку в Шабат запрещенным образом, что делать?

Вы должны сообщить ей, что Вы не хотите, чтобы она так делала. Если подобные увещевания не помогают – Вы обязаны ее уволить.

 

Каким образом можно намекнуть в Шабат нееврею о необходимости включить свет?

Сначала несколько вводных понятий. Если нееврей сделал для еврея что-то что запрещенное Торой, результатами этого нельзя пользоваться в Шабат всем евреям. Если он нарушил для евреев запрет мудрецов, результатами его действия запрещено пользоваться в течение Шабата только тем людям, для которых он это сделал. А именно, хозяину дома, всем его домочадцам и гостям семьи.

Однако есть огромная разница: зажег ли нееврей для вас свет или потушил его: если нееврей выключил свет — он не создал ничего нового, просто он убрал существовавшую помеху. На языке Талмуда это называется «прогнал льва». В таком случае пользоваться косвенными результатами действия нееврея, приведших к отсутствию помехи — разрешено.

Можно ли как-то намекнуть о выключении света? Ґалаха в общем виде такова: если это нееврей не ваш работник, то просить его или приказывать ему напрямую сделать что-нибудь запрещенное нельзя. И не важно делаете ли Вы это голосом или призываете его к действию жестами. Нельзя, также высказывать приказ или просьбу завуалировано, например сказав: «хорошо бы, чтобы кто-то выключил свет». Но если вы излагаете проблему без всякого призыва к действию («кажется, дождь начинается»; «очень трудно спать со светом» и т.п.), то инициатива действовать в таком случае всецело принадлежит нееврею – «он сообразил сам». Нееврей делает нужное нам по собственной инициативе, хотя однозначно его подвели к пониманию необходимости этого действия.

Если же речь идет о нееврее, который работает на вас за повременную зарплату, то любой намек, даже очень тонкий («жаль, что в прошлую субботу ты не выключил свет в детской»), запрещен. Для нашего наемного работника любой намек считается призывом к действию, и сказать ему о неудобстве никак нельзя. Нельзя об этом говорить ему и заранее, до субботы.

Исключение составляет тот случай, если включенный свет доставляет ребенку, а не родителю, сильный дискомфорт и страдания. Объективные, серьезные нужды ребенка приравниваются к нуждам больного взрослого человека, и ради облегчения этих страданий можно просить нееврея напрямую выключить свет. Изначально все же мы не должны планировать такие ситуации. Нельзя оставить свет включенным с тем, чтобы потом просить выключить его нееврея.

 

 

В отличии от всего сказанного, если нееврей зажег, а не потушил, для вас свет, — вне зависимости от ваших слов, действий или другой инициативы, в течение всей субботы запрещено пользоваться этим светом.

Исключение составляет случай, если нееврей в Шабат случайно выключил свет и сразу же включил его. По какой причине, для кого он это сделал? В принципе – для вас, для вашего пользования. Но он исправляет свою ошибку, и этого достаточно, как пишет Мишна Брура, чтобы считать, что он делает это для своей выгоды, поэтому можно разрешить пользоваться этим светом.

 

В каких случаях можно договориться с неевреем до начала Субботы?

Можно договориться, если это делается для исполнения заповеди (цорех мицва). Например, если мы входим в подъезд или выходим из него для того, чтобы принять участие в трапезе или успеть на молитву. В этом случае можно даже говорить нееврею напрямую: «Открой, пожалуйста, мне дверь», т.е. можно просить нарушить запрет мудрецов. Алтер Ребе считает, что попросить нееврея в Шабат принести пиво на трапезу, это тоже для исполнения заповеди (дать деньги, конечно, здесь нельзя). Но не фрукты, например. К этому же приравнивается купить для больного лекарство.

Няня занималась с детьми при свете, а перед уходом спрашивает, выключить ли его. Что можно на это ответить, если свет не нужен?

Любой ответ типа «нам плохо со светом» или «нам нельзя выключать самим» в отношении няни является намеком. Поэтому надо совсем уйти от ответа или сказать «делайте, как хотите».

 

Может ли няня нееврейка вынести мусор в Шабат?

Как уже говорилось, если это няня, которой вы платите повременно (по часам, дням или неделям), то она может вынести мусор только по собственной инициативе. Никакой намек, даже путем изложения фактов в этом случае не допустим. Не существенно, где оставлен мусор – на лестничной площадке или внутри квартиры. Если его нельзя выносить Вам – нельзя просить или намекать об этом и ей.

 

Может ли няня нееврейка заплетать ребенку косы в Шабат?

Безусловно, не может, потому что она делает это ради еврея. Даже если она делает это исключительно по собственной инициативе, еврейский ребенок так или иначе будет пользоваться результатом ее труда. Поэтому, надо объяснить няне, что так делать нельзя.

Говорят, что до Шабата можно сказать нееврею: «В субботу я, возможно, буду намекать на что-то, и вы должны понимать эти намеки».

Это только ухудшает ситуацию. Тогда это не намек, а условный знак. А знаки нельзя давать так же, как и указания к действию.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.