Сенсационные открытия в Мурованных Куриловцах - Ujew

Сенсационные открытия в Мурованных Куриловцах

Сенсационные открытия в Мурованных Куриловцах
Количество просмотров 1220 Количество комментариев 0

Поездка в Мурованные Куриловцы - небольшой райцентр Винницкой области, изначально планировалась, как обычная экскурсия, а не творческая командировка. Цель - посмотреть на все, что осталось от замка XVI века, на дворцовый комплекс XVIII-XIX веков и не менее старый ландшафтный парк. Все это изначально выглядело очень интересным и "вкусным".

 

Основание замка XVI века.

 

Дворц Комара

 

Флигель утратил башню со шпилем, зато «арсенал» (под красной метало-черепицей) облагородили «евроремонтом»

 

Мурованные Куриловцы впервые упоминаются в письменных источниках от 1453 г. Правда, тогда они назывались Чуриловцы - по фамилии владельцев этих земель Чурил герба Корчак. От Чурил осталось циклопическое основание упомянутого замка, подвалы с казематами и фрагменты замковых стен. В 1805 г. новый владелец местечка Станислав Дельфин Комар разобрал обветшавшие стены пришедшей в упадок цитадели и поверх замкового эскарпа затеял строительство дворца, длившееся несколько лет. Тогда же знаменитый садовник профессор Дионизий Миклер (шотландец Мак-Клер) переделал заложенный еще в XVIII веке парк, умело вписав в него естественные скальные выступы и грандиозные валуны, обустроив на их месте гроты, беседки и навесы.

 

Скальный карниз и каменная скамеечка под ним

 

В XIX веке это был один из самых красивых и необычных дворцов Подолья с не менее уникальным парком. Подробнее об истории дворца и его нетривиальных обитателях можно почитать здесь

 

Замковый мост.

 

Декоративный садовый мост

 

Дворцу Комара повезло. В отличие от большинства снесенных "до основанья" имений, его не уничтожили в 1920-е годы. Хотя и капитально разграбили, не без того. Спасли шедевр архитектуры военные - совсем рядом протекает Днестр, а за ним была буржуазная Румыния. Комплекс замок-дворец стал центром местного укрепрайона, а потом и важным узлом "Линии Сталина". Об этом и сегодня напоминают затаившиеся у замковых бастионов бетонные колпаки дотов. Когда военные ушли, на базе дворцового комплекса организовали школу-интернат. Она действует и сегодня.

 

ДОТ «Линии Сталина»

 

Увы, как оказалось, и военные, и "интернатовские" к наследию Комаров относились и относятся сугубо прагматически. Многочисленные перестройки и недавний "евроремонт" значительно исказили облик дворцового комплекса. Не знаю, как у других, но у автора этих строк объект ни малейшего "вау-еффекта" не вызвал. Для тех, кто не знает, - упомянутый термин довольно популярен в туристическом бизнесе и означает состояние туриста, когда он смотрит на достопримечательность широко распахнутыми глазами и мысленно, а то и вслух, восторженно произносит: "Вау!". Вот этого самого "Вау!" здесь не наблюдалось. Да - интересно. Да - красиво и не совсем обычно... Но дух аутентики здесь не чувствовался, а сооружение скорее воспринималось как помпезный дворец культуры пятидесятых годов, а не двухсотлетний памятник истории. Но это сугубо личные и субъективные впечатления. Судя по отзывам туристов, преимущественно очень восторженным, автор "балуваный".

 

Ранее с главной парковой дорожки открывался чудесный вид на дворец. Сегодня он еле просматривается только с нескольких точек

 

Не впечатлил и парк, давно превратившийся в запущенный лес. Все эти гроты с каменными скамейками выглядели довольно удручающе. Видно, что здесь периодически убирают, но гадят, увы, намного активнее... Одним словом это было совсем не то, ради чего стоило ехать более сотни километров. Если верить многочисленным публикациям и путеводителям - дворец, парк и доты были единственными достопримечательностями Мурованных Куриловец и "ловить" здесь больше было нечего...

 

Декоративная площадка среди скал, каменный «диван» и... мусор (обрывки картонных ящиков и пластиковые одноразовые тарелки автор всё же убрал из кадра)

 

Утопить горе захотелось в холодном квасе. Тем более жара. За искомым пришлось отправиться в центр поселка. И там случилось самое настоящее "Вау!". Там была искомая аутентика, да еще какая!

 

 

Автор этих строк объездил и тщательно исследовал более двух десятков бывших штетлов. О самых интересных можно прочитать в репортажах на сайте ОЕОУ. Соответственно традиционной "местечковой" архитектуры повидал предостаточно. Но обычно это одиночные, чудом сохранившиеся, домики, печально выглядывающие среди абсолютно современной застройки. Здесь же обнаружилось сразу несколько кварталов сплошной, абсолютно еврейской застройки, полностью сохранившей весь "местечковый" колорит! Разве что в большинстве случаев крыши уже были крыты не черепицей, а более современным шифером. Но даже сегодня на этой натуре можно абсолютно спокойно снимать какого ни будь Тевье молочника. Это был и сюрприз, и абсолютная неожиданность.

 

Что Мурованные Куриловцы ранее были еврейским местечком - не секрет. Все райцентры Подолья - это бывшие штетлы. Но максимум, что ожидалось - парочка еврейских домиков и не более. Здесь же счет шел на десятки! Подобное, говорят, можно увидеть только в Шаргогроде (увы, автор туда еще не добрался). В этом ключе абсолютно непонятно почему такая уникальная достопримечательность полностью проигнорирована краеведами и простыми путешественниками, регулярно постящими «в интрнетах» фотоотчеты с поездок.

 

Классика — Галерея-балкон и лавка в цокольном этаже

 

Среди интересностей Мурованных Куриловцев во всемирной сети (автор, перед поездкой довольно тщательно исследовал всё, что удалось найти), упоминаются исключительно всё тот же дворцовый комплекс, доты и знаменитая минералка "Регина". Даже на довольно подробном и информативном проекте "Мой штетл", посвященном местечкам Украины, на страничке Куриловец видим всё тот же дворец, а местная местечковая застройка представлена только парочкой черно-белых фотографий 1930-х годов.

 

Традиционно местечковые домики едва ли не прижимались друг к дружке

 

История еврейской общины Мурованных Куриловец довольно тривиальна для Подолья. Первые евреи здесь появились ориентировочно на излете XVIII века, после того, как в 1775 г. местечко получило право на две ежегодные ярмарки. Но община тогда навряд ли была большой - по состоянию на 1847 г. здесь проживало всего 155 евреев. Но уже по переписи в 1897 г. здесь насчитали 1410 лиц иудейского вероисповедания - ровно треть всего населения.

 

Еще парочка «местечковых» домиков и лавка торговца средней руки (и сегодня используется по назначению)

 

Евреи традиционно занимались торговлей и ремеслами. Значительная часть была задействована в обслуживании имения - конюхи, шорники, садовники, истопники, горничные, прачки, повара и т.д. В городишке до сих пор ходят предания о щедрости адмирала Императорского флота Николая Чихачева, последнего владельца дворца, и о высоком жаловании, которое он платил прислуге. Часть людей была задействована на сахарном заводе (он также находился в аренде у евреев)

 

Уголок рыночной площади

 

К началу Первой мировой войны в Мурованных Куриловцах действовали 4 синагоги и талмуд-тора (учебное заведение для мальчиков из малообеспеченных семей). Тогда же в местечке действовала подпольная ячейка Бунда (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России). Развалины одной из синагог, как утверждают местные жители, можно было увидеть еще в 1990-х.

 

 

В 1915 году евреи Мурованных Куриловцев приняли и разместили большую группу соплеменников, депортированных царскими властями с прифронтовой зоны. Напомним, что тогда командование российской армии списало печальны результаты собственных просчетов на предательство «коварных жЫдов». Последние, мол, сплошь и рядом были «шпионами австрийского генштаба» и де передавали в Вену страшную «военную тайну», что и привело к поражениям православного воинства на фронте.

 

 

В местечке тогда не только приютили и разместили изгнанников, но и организовали для их детей школу.

 

В 1919 г. вошедшие в местечко деникинцы организовали большой погром, обвинив евреев в массовой поддержке большевиков.

 

В 1924 годы, когда московские большевики еще игрались в "интернационализм" и в развитие национальных культур, местечко стало центром еврейского национального сельсовета Муровано-Куриловецкого р-на Винницкого округа. Тогда же организовали школу с преподаванием на идиш. Последняя успешно действовала до второй половины 1930-х и была закрыта в рамках кампании по уничтожению еврейских образовательных и культурных структур.

 

 

К началу 1930-х значительная часть евреев в Мурованных Куриловцах «добровольно» согнали в колхоз (сначала отдельный еврейский, потом - общий). Соответственно Голодомор 1932-1933 годов ударил по ним не меньше чем по украинским селянам.

 

К началу Второй мировой войны в Мурованных Куриловцах насчитывалось чуть более тысячи евреев (четверть всего населения).

 

17 июля 1941 в поселок вошли немецкие части, потом венгерские. Сначала Мурованные Куриловцы входили в венгерскую зону оккупации. Венгры в отношении евреев особыми зверствами не отметились, но осенью контроль опять перешел к немцам, тут же организовавшим гетто. Узники гетто его могли покидать только раз в неделю, по особому разрешению и всего на несколько часов - купить или выменять на базаре продукты. Кроме того, все евреи в обязательном порядке обязывались постоянно носить нарукавную белую повязку с синей звездой Давида.

 

 

Гетто в Мурованных Куриловцах вместе с гетто в соседнем Сниткове ликвидировали 21 августа 1942 года. Узникам традиционно сообщили, что их перевозят на новое место и приказали взять документы, а главное - ценности. Далее процитируем воспоминания Абрама Шмойша:

[На площади, на которой собрали евреев из Сниткова и М.Куриловец] эсэсовцы развернули два мешка. Они объявили, что[бы] все имеющиеся у нас драгоценности, часы мы бросали в мешки – в пользу немецкой армии. И люди снимали кольца, серьги, браслеты, бросали ценности, ибо предупредили, что если у кого-то что-то найдут, его расстреляют... Когда приток драгоценностей прекратился, эсэсовцы схватили... Ицика Пришкольника, приказали ему раздеться догола, обыскивали его – искали везде, в голове, ощупывали одежду, затем разрешили одеться. А нам объявили, что каждого будут так раздевать и обыскивать. Люди стали бросать в мешки все, что у них еще осталось. Через некоторое время один из эсэсовцев сказал: «Я думаю, что вы все отдали для немецкой армии». Мешки завязали и погрузили на машины

 

Обреченных же погнали в окрестности села Попова (ныне Раздоловка) и опушке леса близ дороги, ведущей к селу Галайковцы (оба места расположены в 2-3 километрах от Мурованных Куриловец) где нацисты расстреляли и заживо закопали в силосных ямах 2314 узников Мурованно-Куриловецкого Снитковского гетто. В живых оставили только 120 самых сильных и здоровых мужчин - их использовали на дорожных работах. Но и это была только отсрочка.

 

Спастись далось немногим. Например, отцу и сыну Борису и Леонтию Гелиным, их после побега укрыли местные селяне. Также удалось спастись целой группе людей выбравшихся из расстрелянных ям - немцы сочли их убитыми. Последним местные селяне помогли добраться до "безопасного" гетто в Копайгороде (Барский р-н), находящегося под румынской оккупацией. Почти все они дожили до освобождения.

 

В "румынской зоне", в том числе и в соседнем гетто в Могилеве-Подольском, спаслось довольно много евреев из Мурованных Куриловец. Естественно здесь не обошлось без местных украинцев, переправлявших узников в более безопасные "румынские" гетто. Как это происходило стоит прочитать в художественно-документальном рассказе "Поминальные свечи".

 

Участница массовой казни Валентина Могила-Штенарт

 

После войны осудили одну из участниц уничтожения евреев - переводчицу куриловецкой комендатуры немку Валентину Могилу (в девичестве Штенарт). Она не только готовила всю документацию по подготовке к казни, но и присутствовала на месте массового убийства. Более того фрау Штенарт специально подошла к самому краю расстрельной ямы, чтобы насладиться зрелищем обезумевших от ужаса людей, в отчаянии рвущих на себе волосы и одежду. Чудом выжившие позже вспоминали, что она пренебрежительно бросила обреченным такие слова: "Не рвите одежду, не плачьте - всё равно зря. У нас такой закон - нужно уничтожить всех евреев, советской власти нет, всем капут!".

По решению суда "капут" позже настал и пособнице палачей. Ее приговорили к высшей мере.

 

После изгнания немцев уцелевшие евреи вернулись в местечко. Еще в семидесятые его центр, тот самый упомянутый выше квартал, был более чем наполовину еврейским. Согласно советским документам в 1971 г здесь даже действовала незарегистрированная иудейская община и регулярно собирался миньян.

 

Заброшенный еврейский дом крытый черепицей архаического типа «бобровый хвост».

 

Галерея этого же дома

 

След от мезузы...

 

Встреченная старушка, показывая на широкую террасу перед заброшенным домом, вздыхая вспоминала, как ещё в семидесятые на ней едва ли не каждый летний вечер устраивались чаепития. За одним столом собирались все хозяйки из соседних домов (каждая со своими вкусностями) и сидели допоздна. Сплетничали, пели песни — украинские, еврейские, популярные...

 

На этой террасе ранее устраивались коллективные чаепития.

 

С началом восьмидесятых евреи массово потянулись в более крупные города, а позже и в Израиль. Что вполне понятно - в очень бедном и абсолютно депрессивном поселке найти даже низкооплачиваемую работу — проблематично. Дома же преимущественно просто бросали — на довольно ветхие сооружения, да ещё в большинстве случаев без придомовой территории, покупателей не было. Сегодня, со слов местных жителей на весь поселок осталось 4-5 евреев. Что евреи здесь еще остались, позже подтвердили и в редакции газеты «Хадашот», имеющей здесь троих подписчиков.

 

Это всё вокруг — еврейские дома, но евреев у нас почти не осталось...

 

Бедность поселка и помогла сохранить нетронутым находящийся в самом сердце Мурованных Куриловец еврейский квартал. Будь здесь жители чуточку побогаче, то весь этот "антиквариат" давно бы снесли и на освободившемся месте построили новое жилье или торговые центры, как это массово происходит в более благополучных населенных пунктах. Или, по крайней мере, существенно перестроили старые здания. Впрочем, процесс перестройки уже идет. Еще лет 10 максимум и от одного из последних местечковых кварталов Украины останутся только воспоминания и фотографии.

 

Этот дом уже наполовину «модернизирован»

 

Здесь сама собой возникла такая идея. Под Киевом, в Пирогово есть замечательный музей народной архитектуры и быта. Улочка традиционного местечка-штетла была бы здесь весьма уместной. Тем более, учитывая что евреи живут в Украине более 1000 лет, еврейская народная архитектура по-праву может считаться абсолютно украинской народной архитектурой. Понятно что проект ОЧЕНЬ дорогой. Но среди евреев Украины хватает отнюдь не бедных людей способных безболезненно оплатить такой проект. Было бы желание.

 

Некоторые заброшенные здания уже рушатся

 

 

Часть этого дома уже рухнула, но вторая половина ухожена и упорядочена

 

Как рассказали местные жители в посёлок до сих пор приезжают "куриловецкие" евреи со всех концов света. В основном в очередную годовщину страшной казни, помянуть своих родных. Многие заходят в гости к новым хозяевам домов, где жили их предки, или в свои опустевшие жилища. Об этом хотелось бы написать побольше (мог бы получиться неплохой репортаж), но, увы, те обитатели "местечковых хат" с которыми удалось поговорить, таких гостей не принимали, кивали на соседей, а тех, как назло, застать дома не удалось.

 

А от этого дома осталась только одна стена

 

Кроме ранее неизвестного широкой общественности "местечкового" квартала в Мурованных Куриловцах удалось сделать и еще одно открытие которое вполне может стать сенсацией в области еврейской некрополистики!

 

Кладбищенская гора находится километрах в двух от города

 

Местное еврейское кладбище сначала не впечатлило. Мацевот здесь небольшие, однообразные, к тому же почти лишенные декора. Такие погребения обычны для захоронений конца XIX-го и первой половины ХХ века на кладбищах небольших и бедных общин. И здесь неожиданно глаза споткнулись о процарапанную по центру мацевы пентаграмму! Чего-чего, а ТАКОГО на традиционной еврейской надгробии никак не ожидалось. Рядом обнаружился еще один памятник, но уже с обычной пятиконечной звездой...

 

Мацева с пентаграммой для традиционного еврейского погребения вещь небывалая. Но масонской мистики здесь нет — это попытка изобразить символ коммунистов.

 

Надгробие с обычной коммунистической звездой

 

Но и это было еще не всё! Чуть в стороне стояло абсолютно традиционное надгробие-мацева украшенное ...серпом и молотом!!!

 

Этот сюжет вызвал ажиотаж среди специалистов в области еврейской некрополистики

 

Сегодня, после ряда консультаций с самыми видными специалистами в области иудаики и еврейской некрополистики Восточной Европы, уже можно смело утверждать - подобного нет нигде в мире!

 

Для иудейских надгробий позднего периода характерным признаком является изображение щестилучевого Маген Давида - самого узнаваемого еврейского символа. Напомним, что символом еврейства эта звезда стала только со второй половины XIX века. До того она была довольно интернациональным изображением. Изредка такая звезда встречается мацевот раннего периода, но тогда Маген Давид был не символом еврейства, а выполнял роль мистического оберега, охраняющего душу погребенного и его могилу.

 

 

В случае с пятиконечными звездами, как и с серпом и молотом на мацевот Мурованных Куриловцев, можно смело предположить, что эти изображения тоже играют роль своеобразных оберегов. Вот только призваны они защитить вовсе не мертвых и их души, а живых.

 

К сожалению, точно датировать можно только захоронение с "пентаграммой", в остальных имена и даты скрыты под слоем земли и барвинка.

 

Надгробие с пентаграммой стоит на могиле некой "женщины важной" семидесятилетней (!) Сары бат р.Шмуель, то есть Сары дочери раввина Шмуеля, по фамилии Хаселева (фамилия указана по-русски) умершей в 1937 году. Если не считать пентаграммы - мацевот абсолютно традиционная. Даже формулировка "женщина важная" - классическая и эталонная для женских погребений начиная, как минимум, с XVI века. Сложно себе представить, что семидесятилетняя старушка, к тому же дочь раввина, была настолько горячей сторонницей "советов", что ее могилу украсили символом большевиков.

 

Учитывая расположение других надгробий смело можно предположить, что остальные надгробия тоже относятся к 1937 году (плюс-минус год).

 

Здесь стоит обратить внимание еще на один факт. Хорошо видно, что на "звездных" надгробиях эти самые звезды процарапаны в камне, в то время, как надписи высечены. Из этого можно сделать вывод, что мастер камнетёс к этим звездам отношения не имеет - их нанесли родственники погребенного самостоятельно. С серпом и молотом несколько сложнее - на этой мацевот все выполнено в одной манере.

 

Так зачем же родственникам погребенных понадобились наносить столь странные "украшения" на памятники? Ответ кроется в дате 1937 год. Напомним, именно на этот период приходится не только пик репрессий, но и первая кампания государственного антисемитизма в СССР. Евреи Мурованных Куриловец здесь были вдвойне уязвимы. Мало того, что «жЫды», так еще и "приграничные". К тому же почти у всех родственники за Днестром (граница там пролегла только в 1918 г.). Одним словом: куда не плюнь — попадешь если не в "румынского шпиона", то уж в "агента сигуранцы" точно. Соответственно вся эта коммунистическая символика на надгробиях - публичная демонстрация лояльности, и попытка отвернуть от себя и своей семьи молот репрессий. Такой себе специфический оберег. Могила с серпом и молотом, заметим, тоже женская и с абсолютно традиционной формулировкой "женщина важная..."

 

 

Кроме "коммунистических надгробий" на этом кладбище в глаза бросается огель (домик) над могилой праведников. Это погребение р. Шмуэля бен р.Мешулам-Зуся - внука Аптер Ребе - цадика рабби Авраам-Йегошуа Гешеля, раввина Меджибожа, похороненного возле Баал Шем Това.

 

В целом Мурованные Куриловцы весьма достойный объект для туризма. Это и упомянутый дворец Комара с парком, и квартал еврейской застройки, и кладбище с уникальными мацевот. Но стоит поторопиться - пройдет еще несколько лет и уникальный квартал исчезнет.

 

Автор текста и фото: Дмитрий Полюхович

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.