Реформизм

Реформизм
Количество просмотров 43 Количество комментариев 0

Реформистский (прогрессивный) иудаизм возник в Германии во втором десятилетии XIX века, как движение за обновление иудаизма. Во второй половине столетия центр реформистский иудаизм  переместился в США.

 

Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью. Эти свойства были утрачены лишь в конце средневековья. Историческими факторами, способствовавшими появлению реформизма, была эмансипация. Новое мировоззрение, с его интеллектуальными и эстетическими ценностями, по мнению сторонников реформизма, требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления верований и ритуала к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства.

 

«Классический» реформизм сформировался постепенно и в своем развитии прошел несколько стадий. Еще М.Мендельсон, который сам соблюдал все мицвот и отвергал идею развития религии, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Он допускал даже некоторые изменения в традиционных обычаях , но не в предписаниях Галахи.

 

Первая формулировка идей реформизма содержится в книге немецкого еврейского писателя и мыслителя Шаула Ашера (1767–1822) «Левиафан, или О религии в отношении к еврейству» (1792), где утверждается, в противоположность Мендельсону, что своеобразие иудаизма заключается не в практических предписаниях, но в специфическом мировоззрении, которое автор свел к 13 догматам, соответствующим 13 принципам веры. Хотя, по мнению Ашера, откровение иудаизма было дано, прежде всего, в виде кодекса законов, однако цель религиозного закона — разъяснить заложенный в нем философский смысл. Эти взгляды привели Ашера к мысли о необходимости религиозных реформ, обусловленных социальными изменениями в жизни евреев. 

 

По представлениям основоположников иудаизм требовал пересмотр теологии в сторону отхода от понимания особенной роли еврейского народа, взглядов на стремление к обретению государственности народом Израиля, понимания роли Мессии, возвеличивание роли человека в вопросах морали, а также упрощение синагогальной литургии и практики повседневной жизни еврея, которая обросла многочисленными мелкими предписаниями, выведенными из древних талмудических текстов и утратившими всякий смысл в современном мире. 

 

Реформисткое движение базируется на следующих принципах:
 Иудаизм является развивающейся религией, которая вынуждена постоянно изменяться, чтобы оставаться современной и актуальной.

 

Допускается существование различных представлений о Б-ге. Только этические заповеди, содержащиеся в Торе, являются Б-жественным откровением, и только они поэтому обязательны. Ритуальные законы созданы людьми в соответствии с религиозными потребностями своего времени. Эти законы могут меняться от поколения к поколению с целью обогащения религиозной жизни и объединения еврейского народа. Соблюдение заповедей является делом совести каждого. Указания по организации религиозной жизни помогают этому.

 

Молитва, богослужение и язык молитвенника должны быть понятны каждому поколению, должны находить отзвук в душах людей.  Евреи — это духовный народ, особая миссия которого состоит в том, чтобы познакомить мир с учением монотеизма и его этикой.

 

Страна Израиль должна стать духовным и моральным центром для евреев во всём мире, важным условием при этом является отделение религии от государства.  Социально-общественный ангажемент, обязанности по отношению к ближнему в духе пророков Израиля являются основополагающей сутью иудаизма и обязательны для каждого еврея.

 

Реформистское движение активно участвует в межрелигиозном диалоге и убеждено в том, что это способствует устранению религиозных предрассудков.

 

В своем развитии встречаясь с меняющимися во времени и пространстве условиями, прогрессивный иудаизм не ограничивается необходимыми лишь сегодня изменениями, но стремится к обновлению заповедей и предписаний там, где это требуется жизнью. Так, исходя из нужд современного поколения, реформистское движение внесло изменения в текст молитв таким образом, чтобы молитва была доступной, и современный еврей мог молиться, понимая текст и принимая его. В литургию также добавлены тексты из ивритской прозы и поэзии разных эпох, близкие современному еврею.

 

Изменение положения женщины в современном обществе побудило реформистов пересмотреть ее положение в религии. Прогрессивный иудаизм настаивает на равных правах и обязанностях мужчин и женщин в том, что касается исполнения заповедей, религиозной и светской жизни. Женщина может занимать пост раввина, кантора, читать Тору, избираться на любую общественную должность как в общине, так и в государственных органах.  Женщины являются частью миньяна. Церемония совершеннолетия девочек (бат-мицва) отмечается восхождением к Торе. Брачный договор (ктуба) содержит взаимные обязательства обоих супругов, а не только обязательства мужа по отношению к жене, как принято у ортодоксов.

 

Множество творческих нововведений вносится различными общинами и раввинами и в другие церемонии жизненного цикла, а также в праздники еврейского календаря. Им стремятся придать новый смысл, новое содержание: в этом выражается стремление прогрессивного иудаизма внести ценности, освященные традицией, в современную еврейскую жизнь, с тем, чтобы они могли служить основой для будущего.

 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.