Разделенный Гусятин и "невезучая" синагога

Разделенный Гусятин и "невезучая" синагога
Количество просмотров 760 Количество комментариев 0

Гусятинов в Украине сразу две штуки. Один – пгт. и райцентр Тернопольской области, другой - обычное село в соседней Хмельницкой. Это не топонимические тезки, а один и тот же населенный пункт, только некогда разделенный границей на "восточную" и "западную" части. В этом ключе Гусятины (оба) вполне могут набиваться в города-побратимы к Берлину.

«Западный» Гусятин со стороны «восточного». Внизу Збруч и пограничная колоннада.

А это «восточный» Гусятин (на холмах) со стороны «западного»

Гусятин без гусей

Топоним Гусятин ничего общего с водоплавающими пернатыми не имеет. В древних документах он именуется как Усятин или Всятин. Так что скорее всего здесь замешаны не гуси, а усы. Точнее некий господин с прозвищем Ус - то ли отец-основатель поселения, то ли один из его владельцев.

Первое письменное упоминание о Гусятине датируется 1431 г. Поселение упомянуто в контексте войны литовского князя Свидригайла с поляками.

Вдаваться в подробности средневековой и ренессансной истории не будем. Тем более, что она почти ничем не отличается от "биографии" большинства местечек Подолья. Из ключевых моментов отметим 1559 год, когда король Сигизмунд II Август даровал Гусятину статус города и Магдебургское право, а также разрешение проводить три ежегодные ярмарки и еженедельные торги по понедельникам. Исключение субботы из "базарных дней" косвенно указывает, что на тот момент в Гусятине уже была еврейская община. Подтверждает это и местная синагога, построенная на рубеже XVI-XVII вв (скорее даже в самом начале XVII в). Здание это довольно большое, возвести такое было по средствам только давно сложившейся, большой и богатой общине. Евреи в местечке скорее всего появились при Миколае Язловецком, шляхтиче и видном польском военачальнике, владевшим Гусятином с 1569 г. Первое же письменное упоминание об иудеях Гусятина датируется 1577 г.

Гусятины (оба) за рекой просматривается синагога, а за ней — дворец цадика. 1902 г.

В 1574 г. Гусятин переходит в собственность Марцина Калиновского (старшего) герба "Калинова", - первого в этом роду. Позже Калиновские станут одними из самых мощных магнатских семейств Речи Посполитой, влиятельностью уступающие разве что Потоцким. Как относился к евреям пан Марцин (старший) неизвестно, но его внук, тоже Марцин, - не очень. В частности, в 1623 г. восемнадцатилетний Марцин Калиновский (младший) и его мать Гальшка Калиновская выступили судьями на процессе над тремя братьями-арендаторами, обвиненными в намерении изуверски зарезать "христианских младенцев". Просьбы братьев вызвать в суд свидетелей, которые могли бы подтвердить их невиновность, "судьи" проигнорировали и отдали обвиняемых в руки палача. Понятно, что после изуверских пыток те сознались во всех мыслимых и немыслимых грехах после чего были приговорены к сожжению заживо. Справедливости ради уточним, что в описанных событиях "первую скрипку" сыграла мамаша, а не ее юный сын, ставший впоследствии коронным гетманом и показавшим себя достойным воином и политиком.

Руины гусятинского замка. Конец XIX в.

Валентин-Александр Калиновский, - папенька Марцина (младщего) в произволе и жестокости ничем не уступал своей супруге Гальшке. В историю он вошел тем, что "по беспределу" отжал у мелких шляхтичей Наливаек дом и участок земли в Гусятине. Самого же главу семейства слуги магната зверски замучили. Последнее дорого стоило, что Калиновским, что Гусятину.

Памятник уроженцу Гусятина атаману Северину Наливайку.

Сын убитого - знаменитый казацкий атаман Северин Наливайко, впоследствии жестоко отомстил за унижение семьи и за смерть отца. Где то в 1594 или 1595 году Наливайко вернулся в Гусятин во главе огромного войска, захватил и разрушил замок Валентина-Александра Калиновского, а заодно капитально разграбил город. Северин никогда не скрывал, что возглавил восстание исключительно ради того, чтобы наказать обидчиков.

Скорее всего после описанных выше событий и была построена оборонная гусятинская синагога. Архитектурно она почти полностью соответствует синагоге в соседнем Сатанове, разве что размерами несколько поменьше, да "архитектурных излишеств" больше.

Для молитвы и обороны

Гусятин был типичным приграничным местечком со всеми превратностями этого опасного статуса. Городу угрожали и воинственные волохи, и турки, и татары... Последние наведывались на Подолье с регулярностью пригородных электричек. Соответственно все большие каменные строения здесь возводились с прицелом на оборону. Гусятин XVII в. имел четыре основные фортификационных узла - замок, оборонные церковь Св. Онуфрия ( XVI в.), монастырь бернардитов с костелом Св. Антония (основан в 1610 г., сначала был деревянный, с 1645 - каменный) и синагогу.

Монастырский комплекс. Левее замурованных врат хорошо видно круглую пушечную бойницу. Во дворе, под стенами костела в 1941 г. нацисты расстреляли группу евреев (подробности ниже)

Костел Св. Антония, 1930-е г.

Все эти довольно внушительные укрепления годились исключительно против средней руки отрядов легкой татарской кавалерии, но более-менее солидной армии они противостоять не могли.

В 1653 г. во время польско-казацкой войны в Гусятине некоторое время стояло коронное войско во главе с королем Яном ІІ Казимиром. Под ударами повстанцем поляки отступили, и к стенам города подошло войско Богдана Хмельницкого вместе с союзными крымцами хана Ислам-Гирея ІІІ. Казаки и татары взяли город практически с лету, а хан некоторое время даже использовал местный замок в качестве резиденции.

Оборонная церковь Св. Онуфрия. XVI в. изуродованная недавней перестройкой

Военная Фортуна госпожа изменчивая. Вскоре гетману пришлось спешно покинуть Подолье и отойти под Белую Церковь. Гусятин вернулся под руку короля. Но уже в 1655 г. Богдан Хмельницький вместе с союзным войском московитов во главе с боярином Василием Бутурлиным опять появился под стенами города. Союзники взяли Гусятин в осаду и долго обстреливали из пушек. Какие повреждения получила синагога - неизвестно, а вот монастырь бернардитов с костелом осаждавшие раздолбали ядрами очень даже основательно.

Высокие стены и мощные оборонно-сакральные сооружения не защитили город и от янычар султана Мехмета IV. С 1672 по 1683 год в Гусятине хозяйничали турки, а Онуфриевская церковь вообще была превращена в мечеть. Как использовалась на протяжении "османского" период синагога (и использовалась ли вообще) история умалчивает. Уверенно можно сказать только одно - на турецкий период приходится начало возрождения местной еврейской общины, почти полностью уничтоженной во время Хмельниччины.

Синагога в Гусятине, фото конца XIX, первой половины ХХ в.в.

Османы к завоеваниям относились исключительно прагматически, обоснованно считая, что всё должно приносить прибыль. И не одноразовую, от грабежа, а постоянную. Турки прекрасно понимали, что от плодородного, но безлюдного Подолья пользы будет даже меньше, чем от пустынь Аравии. Османская администрация делала всё возможное, чтобы исправить плачевную демографическую ситуацию, сложившуюся в крае после Хмельниччины, последовавшей за ней пацификацией, а потом еще и польско-турецкой войной. На подвластных территориях турки ввели довольно прозрачную и необременительную система налогообложения да еще с "налоговыми каникулами" для всех беженцев (как христиан так иудеев) пожелавших вернуться на Подолье.

Для дальнейшего чтения вам необходимо быть зарегестрированным пользователем.

Если вы уже являетесь зарегестрированным пользователем портала - ВОЙДИТЕ, если нет - ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.